Файл: Методика инструктирования и обучения персонала правилами защиты секретов фирмы.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Исследования методики обучения персонала правилам сохранения конфиденциальной информации
Кадровая работа с персоналом, владеющим конфиденциальной информацией
Анализ причин разглашения коммерческой тайны сотрудниками
ГЛАВА 2. Совершенствование методики по обучению персонала правилам защиты коммерческой тайны
2.1 Внедрение режима коммерческой тайны на предприятии
- заключительный этап наступает с момента увольнения сотрудника, который имел доступ к конфиденциальной информации. Уволенные сотрудник дает в письменном виде расписку о неразглашении коммерческой тайны в течение 2-3 лет с момента увольнения.
- данная кадровая работа представляет собой часть методики обучения персонала, который имеет доступ к конфиденциальной информации.
Анализ причин разглашения коммерческой тайны сотрудниками
Однако, случаются такие ситуации, когда даже, несмотря на проведение обучения и инструктажа сотрудника о правилах сохранения коммерческой тайны, на подписание письменных обязательств о неразглашении коммерческой тайны, утечка информации через персонал все таки происходит.
Воровство информации в современном бизнесе не является редкостью. Рассмотрим обычный в нынешней практике предпринимательства пример. Пока новый продукт или услуга только готовится к выходу на рынок — конкуренты уже запустили рекламу аналогичного товара. Теперь то, что должно было покорить потребителей своей новизной, в лучшем случае, сможет занять свое место среди аналогичных товаров. Виновниками подобных разочарований нередко становятся сотрудники предприятия, которые из корыстных побуждений, злого умысла или просто из-за безалаберности передали заинтересованным лицам секретную информацию о новом проекте. Две-три фразы, брошенные невзначай на корпоративной вечеринке, или короткое письмо по e-mail могут расстроить планы предприятия и стать причиной значительных убытков[9].
В таком случае, для предприятия чрезвычайно важно определить, кто же из коллектива является предателем. В поле зрения оказываются личности эмоционально неустойчивые, с завышенным или заниженным уровнем самооценки. Также на предательство легко идут люди, которые недовольны отношением руководства и своим материальным и служебным положением, положением своей должности в карьерной лестнице. Под подозрение, в первую очередь, попадают люди хвастливые, лживые, трусливые, завистливые, эгоистичные, недисциплинированные, неаккуратные, а также те, у кого низкий уровень ответственности и они склонны к алкоголю и наркотикам[10].
Соответственно, руководителю следует стремиться к тому, чтобы у людей, причастных к коммерческим секретам фирмы, указанные качества либо отсутствовали, либо не зашкаливали. Однако людей без отрицательных качеств не существует. Некоторые недостатки вполне компенсирует увлечение работой, сопереживание успехам и неудачам компании. Если менеджменту удается сделать подчиненных своими друзьями, единомышленниками и компаньонами, они не пойдут на предательство — для них это станет равноценным измене самим себе[11].
Рассмотрим основные причины разглашения сотрудниками коммерческой тайны.
1) Уровень воспитания сотрудника, его «болтливость», которая более остро появляется в общении в дружеской компании и употреблении алкоголя. Доля данной причины разглашения конфиденциальной информации среди всех причин составляет 32%.
2) Цинизм сотрудника, его стремление заработать деньги любым способом. Для такого сотрудника не существует этических норм. Доля данной причины разглашения конфиденциальной информации среди всех причин составляет 24%.
3) Отсутствие службы безопасности на предприятии. Обычно данная служба отсутствует на маленьких предприятиях, чем подвергает себя еще большей информационной опасности. Доля данной причины разглашения конфиденциальной информации среди всех причин составляет 14%.
4) Бесконтрольное использование информационных и копировальных средств на предприятии. Доля данной причины разглашения конфиденциальной информации среди всех причин составляет 10%.
5) Нервная обстановка в коллективе. Разглашению коммерческих тайн способствует также постоянные психологические ситуации и конфликты, как внутри коллектива, так и между руководителем и подчиненным. Доля данной причины разглашения конфиденциальной информации среди всех причин составляет 8%.
Представим структуру причин разглашения коммерческой тайны в виде диаграммы для большей наглядности.
Рисунок 2. Структура причин разглашения конфиденциальной информации по частоте
Таким образом, большую долю среди причин разглашения конфиденциальной информации занимает уровень воспитания сотрудника, его «болтливость», которая более остро появляется в общении в дружеской компании и употреблении алкоголя. Доля данной причины разглашения конфиденциальной информации среди всех причин составляет 32%.
Предприятие должно принимать соответствующие меры, чтобы предотвратить подобные ситуации, которые могут пагубно отразиться на деятельности предприятия в целом.
Руководству предприятия в данном случае целесообразно выполнить следующие действия.
1. Вместе с руководством и экспертами специалист по безопасности должен определить перечень сведений, составляющих коммерческую тайну. В этом перечне имеет смысл отметить наиболее ценную информацию, нуждающуюся в особой охране[12].
2. Установить сроки, в течение которых те или иные сведения являются секретными (либо закрытыми для посторонних лиц).
3. Выделить категории носителей секретной и закрытой информации — конкретных сотрудников; документы, изделия, материалы; технические средства хранения, обработки, тиражирования и передачи информации; физические излучения[13].
4. Определить место, время и форму хранения конфиденциальной информации.
5. Составить схему работ с конкретными сведениями, находящимися на тех или иных носителях.
Причем все мероприятия должны быть задокументированы надлежащим образом. Это необходимо для того, чтобы под подпись ознакомить всех сотрудников с правилами хранения конфиденциальной информации на предприятии.
Свести к минимуму утечку информации на предприятии, где приняты и реализуются на практике и с успехом следующие мероприятия:
1) когда на предприятии создана эффективная система материального стимулирования. Любой сотрудник, если дорожит работой в материальном плане, не будет стремиться создавать неприятности своему работодателю. Ведь это может плохо отразиться на его материальном стимулировании.
2) каждый из сотрудников уверен в долговременной работе на данном предприятии, знает, что работа на данном предприятии стабильна и надежна.
3) к сотрудникам проявляется должное уважение, относятся к ним, как к личности, уважают мнение сотрудников и его, как человека.
4) на предприятии существует перспектива участия в финансовом результате.
5) на предприятии созданы различные варианты и возможности продвижения вверх по карьерной лестнице, возможность повышения своего профессионального уровня.
6) на предприятии практикуется совместное обсуждение возникающих проблем и комплексное принятие решений с учетом мнений всех членов коллектива, если данные мнения заслуживают внимания и целесообразны.
7) система увольнений гибка и не является травмирующей для увольняемого сотрудника.
Конечно, это идиллия, и подобные меры не всегда с успехом реализуются на предприятиях. Каждый сотрудник имеет свои недостатки. Но данные недостатки могут с успехом компенсироваться увлеченностью в работе и хорошим отношением со стороны руководства к сотруднику.
Руководство предприятия должно стремиться к таким условиям, и совершенствовать отношения с персоналом.
Создание благоприятной атмосферы на предприятии специалисты считают едва ли не основной мерой по предупреждению утечки конфиденциальной информации через сотрудников. Это объясняется тем, что привлечь сотрудника к административной или же уголовной ответственности за разглашение коммерческой тайны очень сложно. Однако если собрать все доступные способы упреждения нарушений, получается вполне эффективный комплекс мер, продуманная реализация которого может стать надежной защитой от разглашения конфиденциальной информации сотрудниками предприятия.
Таким образом, в заключении раздела можно прийти к следующим выводам:
- были рассмотрены основные причины разглашения конфиденциальной информации сотрудниками предприятия, которые имеют доступ к коммерческой тайне.
- даже, несмотря на проведение обучения и инструктажа сотрудника о правилах сохранения коммерческой тайны, на подписание письменных обязательств о неразглашении коммерческой тайны, утечка информации через персонал все таки происходит.
- большую долю среди причин разглашения конфиденциальной информации занимает уровень воспитания сотрудника, его «болтливость», которая более остро появляется в общении в дружеской компании и употреблении алкоголя. Доля данной причины разглашения конфиденциальной информации среди всех причин составляет 32%.
Предприятие должно принимать соответствующие меры, чтобы предотвратить подобные ситуации, которые могут пагубно отразиться на деятельности предприятия в целом.
Выводы по главе 1.
В первой главе было проведено исследование методики обучения персонала, который имеет доступ к конфиденциальной информации.
- были рассмотрены основные направления кадровой работы с персоналом, который владеет коммерческой тайной и имеет к ней доступ.
- технология кадровой работы в таком случае предусматривает наличие предварительного, текущего и заключительного этапа. Предварительный этап является одним из наиболее сложных этапов, так как не подвергается контролю и мониторингу. Поэтому кадровая работа предусматривает некоторые превентивные меры, включающая особую технологию приема. Текущий период предусматривает наблюдение за сотрудником во время его работы на предприятии. В обязательном порядке сотрудником должны быть подписаны два документа: индивидуальный трудовой договор, который в том числе, обязывает работника не разглашать секреты фирмы и соблюдать предельный уровень информационной безопасности; договор о неразглашении коммерческой тайны. Данный документ является правовым, и предусматривает ответственность сотрудника в случае разглашения коммерческой тайны.
- заключительный этап наступает с момента увольнения сотрудника, который имел доступ к конфиденциальной информации. Уволенные сотрудник дает в письменном виде расписку о неразглашении коммерческой тайны в течение 2-3 лет с момента увольнения.
- данная кадровая работа представляет собой часть методики обучения персонала, который имеет доступ к конфиденциальной информации.
-большую долю среди причин разглашения конфиденциальной информации занимает уровень воспитания сотрудника, его «болтливость», которая более остро появляется в общении в дружеской компании и употреблении алкоголя. Доля данной причины разглашения конфиденциальной информации среди всех причин составляет 32%.
Предприятие должно принимать соответствующие меры, чтобы предотвратить подобные ситуации, которые могут пагубно отразиться на деятельности предприятия в целом.
ГЛАВА 2. Совершенствование методики по обучению персонала правилам защиты коммерческой тайны
2.1 Внедрение режима коммерческой тайны на предприятии
Совершенствование методики по обучению и инструктажу сотрудника о порядке защиты конфиденциальной информации включает в себя разработку и внедрение на предприятие режима коммерческой тайны. Для этого, предприятию необходимо провести следующие мероприятия.
Организационно – правовые мероприятия по созданию режима коммерческой тайны:
1. Определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну, с указанием перечня конфиденциальности.
Режим коммерческой тайны предусматривает наличие перечня информации, которая составляет коммерческую тайну предприятия.
Коммерческая тайна производства:
- структура кадров и производства;
- сведения о производственных возможностях компании.
Коммерческая тайна управления:
- сведения о перспективных методах управлением производством;
- сведения о судебных делах, исках, прочие юридические документы, кроме официально опубликованных[14].
Коммерческая тайна планирования:
- сведения о стратегических и тактических планах развития, планах коммерческой деятельности компании и путях их реализации;
- сведения о конкретных проблемах, сдерживающих развитие;
- планы инвестиций компании;
- сведения о планах предприятия по расширению производства.
Коммерческая тайна, связанная с рынком и функционированием на нем: