Файл: Франчайзинг в системе российского гражданского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пользователь, в свою очередь, обязан: обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем; соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав уровню их использования правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, эксплуатируемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав; не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию.

Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право или даже обязанность пользователя выдать определенное число субконцессий на соответствующей территории (ст. 1029 ГК). Это весьма важно для правообладателей с точки зрения создания сбытовых или торговых сетей и последующего эффективного управления ими.

При использовании системы субконцессий первичный пользователь берет на себя дополнительные организационные и управленческие функции, которые нередко становятся для него основными. Таким образом он еще более тесно интегрируется с правообладателем.

Результат, аналогичный системе субконцессий, может быть достигнут также с помощью комбинации франчайзинга с другими договорами. Например, стороны могут договориться о том, что пользователь по договору коммерческой концессии будет привлекать других пользователей и впоследствии выполнять по отношению к ним отдельные организационные и управленческие функции, действуя как представитель правообладателя (то есть его поверенный или агент).

В этом случае, однако, все новые пользователи будут связаны договорами коммерческой концессии не с первичным пользователем, а непосредственно с правообладателем.

Глава 3. Актуальные проблемы российского франчайзинга

Проблемы российского франчайзинга можно разделить на две категории: экономическую и правовую.

К экономическим недостаткам можно отнести следующее:

- франчайзи вынуждены следовать правилам и ограничениям, установленным франчайзером, даже если они не приносят максимальной пользы бизнесу;


- франчайзи часто обязаны закупать сырьё и продукцию у поставщиков, назначенных франчайзером, что может ограничивать их доступ к свободному рынку и вынуждать покупать сырьё и продукцию по завышенным ценам;

- для франчайзи могут быть установлены жёсткие ограничения на выход из бизнеса, включая запрет на открытие конкурирующих организаций в течение определённого срока или на определённой территории;

- франчайзи редко могут оказать влияние на вопросы централизованного маркетинга и рекламы, но при этом могут быть вынуждены оплачивать централизованные маркетинговые и рекламные кампании. Таким образом, их средства могут использоваться не в их лучших интересах;

- франчайзер должен контролировать процесс деятельности франчайзи;

- предприятие-франчайзер может пострадать из-за недобросовестных или неумелых действий франчайзи.

Стоит учитывать, что франчайзинг - это экономический инструмент, для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично.

Основными причинами, сдерживающими развитие франчайзинга среди субъектов малого предпринимательства в России, являются: отсутствие методических рекомендаций по осуществлению франчайзинговых схем, недостаток профессионального опыта и навыков работы в конкурентной среде, а также отсутствие глубоких специфических профессиональных знаний в области маркетинга.

Среди правовых проблем можно выделить отсутствие в правовом регулировании франчайзинга унифицированных международных норм и не проработанностью законодательного регулирования понятия и условий непосредственно договора франчайзинга. Также, так как в процессе исследования было установлено, что институт франшизы - комплексный институт, то к проблемам возможно причислить и отсутствие в гражданском праве отдельного закона, способного решить часть проблем современного франчайзинга.

Кроме этого развитие франчайзинга в России не находит должной поддержки на государственном уровне. Первое, что тормозит развитие франчайзинга, российское законодательство. Если в зарубежных странах этот вид деятельности не требует никаких официальных оформлений и регистраций, то согласно Гражданскому кодексу РФ договор о коммерческой концессии необходимо регистрировать в Роспатенте, что приводит к затягиванию процесса заключения франчайзинговой сделки. Помимо этого, отсутствует необходимая законодательная база.


Например, в США только на федеральном уровне создано около сотни законов, так или иначе касающихся франчайзинга, в то время как в России отсутствует даже закон о франчайзинге.

Представляется, что существующего на данный момент законодательства о франчайзинге недостаточно. Не урегулированы многие вопросы, решение которых могло бы существенно повлиять на дальнейшее развитие института франшизы, привлечь больше активных предпринимателей к сотрудничеству в этой области и, в конечном счете, улучшить экономический климат Российской Федерации.

В том случае, если будет принят Федеральный закон РФ «О франчайзинге в Российской Федерации», то, на мой взгляд, он должен развить основные положения ГК РФ и в обязательном порядке включать в себя:

- основные понятия и определения (дефиниции), в том числе определение франчайзинга, которое должно совпасть по своему смыслу и содержанию с аналогичным понятием франчайзинга на Западе, типологию основных понятий франчайзинга;

- понятие роялти (в настоящее время существует в ФЗ РФ «О соглашениях о разделе продукции», но в усеченном и недостаточном для работы системы виде), франчайзинговых (паушальных) платежей, характеристик рекламного фонда (минимальный процент, условия взносов и так далее) и других специфичных понятий;

- отдельно по разделам закона охарактеризовать особенности работы по каждому виду франчайзинга;

- порядок уступок товарных знаков, лицензий, авторских прав, патентов, ноу-хау (понятие ноу-хау на основе ГК РФ вероятно можно расширить);

- приложения в виде перечня документов, подробно фиксирующих все необходимые действия при создании франчайзинговой системы, включающих образцы договоров и перечень документов (по максимуму), применяемых при различных видах франчайзинга.

В результате у предпринимателей будет достаточный нормативный материал для заключения договоров, где они в зависимости от выбранной схемы работы будут применять те или иные нормативные документы и подбирать образцы договоров.

Тем не менее, несмотря на наличие отдельных тормозящих факторов, франчайзинг в России уже успешно развивается. Все больше предпринимательских кругов обращается к использованию этой эффективной формы ведения бизнеса.

Однако значение его для российской экономики переоценить сложно: для франчайзера это один из самых быстрых и эффективных способов создания новых независимых предприятий, объединенных в единую систему, для франчайзи развивать свой собственной бизнес на базе проверенной бизнес-модели, а для государства это эффективный инструмент поддержки малого и индивидуального предпринимательства, а, следовательно, и развития всей российской экономики.


Заключение

В проведенном исследовании были изучены сущность и наиболее актуальные проблемы отечественного института франшизы. Приведены такие понятия как «коммерческая концессия», «франшиза», «франчайзинг», рассмотрены нормативные акты зарубежных стран, выявлены некоторые достоинства иностранного законодательства.

Франшиза представляет собой комплексный институт гражданского права. Франчайзинговое соглашение не ограничивается одним лишь только договором коммерческой концессии (хотя в некоторых случаях это, безусловно, возможно). Российское законодательство о франшизе несколько отличается от ее толкования зарубежными правовыми актами.

Стоит обратить внимание, что в настоящий момент правовое регулирование изучаемого института, по сути сведено к главе 54 Гражданского Кодекса. На мой взгляд эта ситуация не совсем правильна. Предложенный федеральный закон способен решить многие проблемы российского законодательства о франшизе.

Договор коммерческой концессии, закрепленный в статье 1027 ГК является возмездным, консенсуальным, взаимным, двусторонне обязывающим. Предметом договора является передаваемый комплекс исключительных прав, существенным условием является письменная форма договора, кроме того эти права должны быть зарегистрированы, в противном случае предоставление права считается несостоявшимся.

Дальнейшее рассмотрение института франшизы считаю целесообразно продолжать с углубленного изучения опыта зарубежных стран, а в первую очередь Соединенных Штатов Америки, так как США является прародительницей франшизы в ее современном понимании. По изучению предложенного целесообразно разработать проект уже упомянутого Федерального Закона «О франчайзинге в Российской Федерации».

Список используемой литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

3. Регламент Комиссии ЕС № 4087/88 от 30 ноября 1988 г. // European Community Law after 1992. A practical guide for lawyers outside the Common Market. Kluwer. Deventer, 1993

4. О франчайзинге: Закон Республики Молдова № 1335-ХIII от 1 октября 1997 г. // Monitorul Oficial. № 82-83. 1997 г.