Файл: Проектирование организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Любая современная деятельность основана на проектировании. Речь идет, как о глобальных мероприятиях строительства различных объектов, или планирования бизнеса, так и о ежедневных планах распорядка дня каждого человека.

Планирование, как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане помогает избежать ошибок, помогает более четко и в соответствии с целью выполнять стратегию предприятия. Именно планирование и проектирование дает предприятию, которое осуществляет подобные мероприятия, уверенность и стабильность в своем развитии.

Проектирование организации – это определение возможностей предприятия, а также взаимосвязей таких возможностей с идеями проектирования. Известно, что проектирование организации начинается с проектирования организационной структуры управления. Это объясняется тем, что организационная структура – это так сказать «голова» предприятия, которая отвечает за все. Правильное и эффективное проектирование организационной структуры дает возможность правильному развитию предприятия в будущем.

Таким образом, этим и определяется актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Проектирование организации».

Объектом курсового исследования является процесс проектирования, процесс планирования организации.

Предметом курсового исследования это теоретические и практические особенности проектирования организации.

В соответствии с этим целью курсовой работы является рассмотрение и исследование, как с теоретической, так и с практической стороны аспектов проектирования организации, а также оценка целесообразности конкретного проекта организации.

Исходя из данной цели, в работе ставятся и решаются следующие задачи:

В первой главе планируется рассмотреть теоретические основы проектирования организации. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:

- рассмотреть понятие и цели проектирования организации;

- рассмотреть основные процессы проектирования организации;

- рассмотреть этапы проектирования организации.

Во второй главе планируется дать оценку целесообразности проектирования организации предприятием ООО Русь. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:

- дать оценку экономическим возможностям проектирования предприятием ООО Русь;

- проанализировать проектирование нового вида деятельности предприятием ООО Русь;


- дать финансовую оценку проекта ООО Русь.

Прикладная значимость данного исследования определяется возможностью использования выводов работы в дальнейших разработках по дисциплине «Теория менеджмента», а также при написании выпускной квалификационной работы.

При написании курсовой работы были использованы нормативные акты Российской Федерации, в том числе Трудовой Кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями на 2016 год. Также теоретическую базу написания данной курсовой работы составили книги, изданные в период 2011-2014 годов, такими известными издательствами, как Проспект, Юнити, Юнити-Дана, Юрайт.

Проблеме конфликтов на предприятии посвящено множество работ. Это работы Синяевой, Андреева, Красовского, Блэйк.

Важную роль в написании данной курсовой работы имели и научные статьи, которые позволили более полно и подробно раскрыть выбранную тематику данной курсовой работы.

Цели и задачи курсовой работы обусловили следующую её структуру. Работа состоит из содержания, введения, двух глав («Теоретические основы проектирования организации», «Оценка целесообразности проектирования организации предприятием ООО Русь»), заключения, библиографии, приложений.

Глава 1. Теоретические основы проектирования организации

  1.1 Понятие и цели проектирования организации

Проблема эффективности организаций является актуальной уже длительное время[1]. Следует отметить, что эффективность деятельности организаций зависит от большого количества факторов, например: определение вида деятельности, спроектированной структуры управления, учета условий, в которых работает организация[2]. Именно поэтому в мире не существует двух одинаковых организаций или двух организаций с одинаковыми структурами управления. Поэтому, чтобы организация добилась успеха или начала работать более эффективно, необходимо ее правильно спроектировать и организовать ее деятельность. Проектирование организационной структуры одна из ключевых задач управления, так как структура управления организации является источником её конкурентного преимущества.


Проектирование организации – это проектирование новых организаций, структурное преобразование или оптимизация деятельности уже существующих организаций, а также формирование их организационных структур. Организационное проектирование позволяет формировать системы с заранее заданными характеристиками, содержащимися в проектной документации.

Целью организационного проектирования является формирование новых организационных структур или развитие уже существующих, а также придание процессу создания новых систем или развитию действующих целенаправленности, научной обоснованности.

Задачами организационного проектирования является:

- выявление условий, влияющих на деятельность организации и методов их изучения;

- определение качественного и количественного состава элементов структур управления, формирование их взаимосвязи;

- определение структуры управления организацией и определение условий, в которых каждая из них будет более эффективна;

- изучение принципов и методов проектирования структур управления и особенностей их применения;

- определение методики расчета необходимой численности персонала;

- разработка мероприятий по внедрения спроектированных мероприятий в организацию;

- разработка методов и форм контроля, а также специфики их использования[3].

Следует отметить, что затрудняется совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как[4]:

-во-первых, в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;

-во-вторых, в сферу хозяйственного управления невозможно переносить закономерности управления техническими системами. Комплексный подход к совершенствованию организационного механизма во многом был подменен внедрением и использованием автоматизированных систем управления (АСУ) - работой исключительно важной, но не единственной в развитии управления на всех уровнях. Создание автоматизированных систем управления нередко ведется в отрыве от улучшения структуры управления, недостаточно связано с организационными факторами;

-в-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и, наконец, интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;

-в-четвертых, проектирование сложнейшего механизма - механизма управления - должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирования организационных систем.


Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или нескольких общих целей.

Чтобы группу назвать и воспринимать как организацию необходимо:

1) наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы;

2) существование, по крайней мере, одной цели (желаемого конечного состояния или результата), которые принимаются всеми членами данной группы[5];

3) согласие членов этой группы намеренно работать вместе, чтобы достичь значимой для всех цели (целей) [6].

С точки зрения организационного проектирования организация рассматривается в первую очередь как структуру управления. Структура управления - это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. При этом структура управления должна проектироваться как система. Следует отметить, что существует большое количество определений понятия «система». В соответствии с одним из них система – это совокупность целостных, упорядоченных взаимосвязанных элементов и компонентов, взаимодействующих между собой и с внешней средой и участвующих в том или ином виде в процессе функционирования по обеспечению своего предназначения и достижению какой-либо цели. Поэтому структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов ОСУ:

а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации[7].

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.


При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

Таким образом, в заключении раздела можно отметить следующее:

- были рассмотрены понятие и цели проектирования организации.

- также был определен круг задач проектирования организации.

 1.2 Основные процессы проектирования организации

Проектирование (от лат. projectus – брошенный вперед) – это процесс создания прототипа, прообраза возможного будущего состояния организации, предполагающий описание ее технических, экономических и социальных сторон. Целью организационного проектирования является поиск наиболее эффективного сочетания организационных элементов (структуры, персонала, задач и пр.) и установления между ними оптимального соответствия[8].

К основным процессам организационного проектирования относятся композиция, структуризация, регламентация и ориентация.

Композиция включает в себя:

• направления и стратегические области деятельности организации,

• правовые формы организации, 

• информационные и технологические взаимосвязи между подразделениями организации,

• принципы распределения полномочий и ответственности,

• степень централизации и децентрализации,

• модели взаимодействия организации со средой,

• финансовые и экономические механизмы организации,

• принципы подбора, мотивации, развития и продвижения персонала.

Структуризация нацелена на определение границ организации, конкретного состава и функций подразделений организации, ее организационной структуры, на определение численности персонала.

Регламентация предполагает формирование систем различных норм и правил функционирования организационных звеньев. Такими нормами являются:

• права, обязанности и ответственность работников и структурных подразделений,

• процедуры выполнения тех или иных работ на уровне организации и в подразделениях,

• принципы распределения задач и работ между исполнителями,

• принципы работы с персоналом,

• объем, содержание, периодичность поступления или представления информации, в том числе отчетной,