Файл: Налог на имущество организаций. Налог на имущество физических лиц (Анализ практических примеров расчета налога на имущество).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налог на имущество – это важнейший налог, который представлен в налоговой системе Российской Федерации.

О возможности введения единого налога на недвижимость в мае 2011 года заявил Владимир Путин, занимавший тогда пост премьер-министра РФ. Тогда он заявил, что этот налог заменит плату за землю и имущество и может стать ключевым источником дохода местных бюджетов. В ноябре 2012 года премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства сообщил, что «кадастровая оценка показывает, что в стране существует немало несформированных земельных участков». По его словам, «это приблизительно больше чем пятая часть земельного фонда России», и является существенным резервом для местных бюджетов, которым нужно грамотно распорядиться.

В апреле 2013 года Минфин подготовил проект закона в соответствии с которым в Налоговый кодекс вводится глава «Налог на недвижимое имущество».

Таким образом, этим и определяется актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Налог на имущество организаций. Налог на имущество физических лиц».

Объектом курсового исследования является налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц.

Предметом курсового исследования это теоретические аспекты и практические применения имущественного налога в системе налогообложения России.

В соответствии с этим целью курсовой работы является рассмотрение и исследование, как с теоретической, так и с практической стороны аспектов механизма взимания и расчета налога на имущество для субъектов налогообложения.

Исходя из данной цели, в работе ставятся и решаются следующие задачи:

В первой главе планируется рассмотреть экономическую сущность налога на имущество. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:

- рассмотреть понятие налога на имущество;

- рассмотреть объекты налогообложения;

- изучить льготы по налогу на имущество.

Во второй главе планируется дать анализ практических примеров расчета налога на имущество. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:

- рассмотреть расчет налога на имущество организаций без учета аванса;

- рассмотреть расчет налога на имущество организаций с учетом аванса;

- рассмотреть расчет налога на имущество физических лиц;

- сделать соответствующие выводы по результатам исследований.

Прикладная значимость данного исследования определяется возможностью использования выводов работы в дальнейших разработках по дисциплине «Налоги и налогообложение», а также при написании выпускной квалификационной работы.


При написании курсовой работы были использованы нормативные акты Российской Федерации, в том числе главный налоговый документ страны – Налоговый Кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями на 2016 год. Он дает широкое объяснение многим аспектам, которые были рассмотрены в данной работе. Также теоретическую базу написания данной курсовой работы составили книги, изданные в период 2011-2014 годов, такими известными издательствами, как Проспект, Юнити, Юнити-Дана, Юрайт. Это свидетельствует об актуальности тезисов, которые были проанализированы в данной работе.

Проблеме видов налогов и его классификации посвящено множество работ. Это работы Евстигнеева, Молчанова, Колчина, Заяц и т.д. Немаловажную роль в написании данной работы сыграли научные статьи из периодической литературы «Финансы и управление», «Юридические исследования». Статьи также актуальны и на проблемном уровне исследуют проблему налогообложения в России.

Цели и задачи курсовой работы обусловили следующую её структуру. Работа состоит из содержания, введения, двух глав («Экономическая сущность налога на имущество», «Анализ практических примеров расчета налога на имущество»), заключения, библиографии, приложений.

Глава 1. Экономическая сущность налога на имущество

1.1. Понятие налога на имущество

Вообще, существует два вида налога на имущество: налог на имущество физических лиц и налог на имущество юридических лиц. В данной статье мы будем говорить о первом виде налога – о налоге на имущество физических лиц. Как видно из самого понятия, налогообложению подлежит имущество, владельцем которого являются граждане, а именно[1]:

-жилой дом, квартира, комната;

-дача, гараж, иное строение;

-помещение и сооружение;

-доля в праве общей собственности на имущество[2].

Данные объекты являются объектами налогообложения. Уплачивать налог обязаны только собственники данного имущества. При этом, следует знать, что обязанность по уплате налога на имущество возникает у лица с момента приобретения им права собственности на данное имущество. Таким моментом, в отношении указанного выше недвижимого имущества, является момент государственной регистрации соответствующих прав на это имущество (ст. 131 ГК РФ) [3]


Налог на имущество, так же, как и транспортный налог, является местным налогом, что означает, что все денежные средства от его уплаты поступают в местный бюджет (бюджет муниципального образования). Так же, поскольку этот вид налога отнесен к разряду местных налогов, налоговые ставки по нему устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в пределах, установленных федеральным законодательством. 

Налоговая ставка – это определенный процент, который уплачивается владельцем имущества, в зависимости от стоимости принадлежащего ему имущества. Для того, чтобы определить размер налога на имущество, необходимо умножить налоговую ставку (установленный местными органами власти процент в пределах стоимости объекта налогообложения) на налоговую базу[4].

Налоговой базой является инвентаризационная стоимость налогооблагаемого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, перечисленных выше, отлична от рыночной стоимости объектов. Инвентаризационная стоимость определяется органами технического учета и технической инвентаризации, которые оформляют технический паспорт объекта недвижимости. Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующим законодательством[5]

Налогоплательщики обязаны уплачивать налог на имущество не  позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. А вообще, данный налог, так же, как  и многие другие налоги, уплачивается один раз в год.  

Как уже упоминалось выше, налог на имущество является местным налогом, и местные органы власти вправе устанавливать определенные льготы, на тех или иных основаниях, по уплате данного налога. При этом, необходимо учитывать, что лица, имеющие право на льготы, должны самостоятельно представлять уведомление и необходимые документы в налоговые органы. Представлять соответствующие документы такие лица могут либо лично, либо по почте заказным письмом[6]

Вообще же, исчислением налога на имущество физических лиц занимаются непосредственно налоговые органы. Расчет имущественных налогов производят инспекции по месту учета имущества. При этом уплата налога производится на основании платежного извещения, которое направляется налоговыми органами каждому налогоплательщику. Инспекция обязана направить налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа. Однако, если по тем или иным причинам извещение не дошло до налогоплательщика, но он знает о своей обязанности уплатить налог, владелец имущества обязан самостоятельно обратиться в налоговые органы для совершения необходимых платежей[7]


Налог на имущество - прямой налог на недвижимость и на личную имущественную собственность. Налог на имущество может использоваться государством для перераспределения имущества в рамках политики распределения доходов[8].

Налог на имущество физических лиц является региональным прямым прогрессивным налогом. Его уплачивают все физические лица, в собственности которых на территории России находятся строения, помещения, сооружения. Экономическим обоснованием данного налога служит необходимость компенсации затрат государства по ведению реестра собственников, защиты их законных прав[9].

Таким образом, в заключении раздела можно прийти к следующим выводам:

- налог на имущество является региональным налогом. Порядок уплаты налога на имущество устанавливается региональными органами власти. Однако такие нормы не должны противоречить, а должны находиться в рамках Налогового Кодекса РФ.

- налоговой базой являлась инвентаризационная стоимость. Предусматривается к определенному периоду времени полностью перейти на исчисление налога на имущество по кадастровой стоимости.

1.2. Понятие налога на имущество

Понятие налогооблагаемого имущества содержится в ст.374 НК РФ – «Объект налогообложения» [10].

Так, объектом налога на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Для иностранных же организаций налогооблагаемым имуществом является движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее этим организациям на праве собственности[11].

Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. Для целей гражданского законодательства "имущество" - объект гражданских прав[12].


В соответствии со ст.128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Таким образом, для целей налогообложения к имуществу относятся любые вещи, в том числе деньги (валюта РФ и иностранная валюта) и ценные бумаги, но не имущественные права[13].

В качестве объекта налогообложения для российской организации законодатель определил только имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Следовательно, никакое иное имущество не может рассматриваться в качестве объекта налогообложения. Если конкретное имущество не относится к объектам основных средств по правилам бухгалтерского учета, оно не может быть признанным объектом налогообложения[14].

Исходя из изложенного, для российских организаций объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность)[15].

То есть, из числа объектов налогообложения, по сравнению с ранее установленными правилами, исключены, в частности, следующие виды имущества:

-нематериальные активы (счет 04);

-запасы и затраты (счета 10 "Материалы", 41 "Товары", 43 "Готовая продукция", счет 45 "Товары отгруженные")[16];

-затраты на приобретение основных средств и строительно-монтажные работы (счет 08 "Вложения во внеоборотные активы");

-расходы будущих периодов (счет 97) [17].

Для иностранных компаний, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства, объектом налогообложения признается находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее этим фирмам на праве собственности (п.3 ст.374 НК РФ) [18].

Не признаются объектами налогообложения:

-земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

-имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.