Файл: Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг. (Правовые основы обеспечения единства измерений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§1. Правовые основы стандартизации

Объектами стандартизации являются продукция, услуги, типовые технологические процессы, методы и средства обеспечения единства измерений и все, что имеет перспективу многократного измерения, используется в науке, технике, промышленности и в сельском хозяйстве, строительстве, культуре, здравоохранении, на транспорте и в других сферах народного хозяйства, а также в международной торговле.

Стандарт (от англ, standard - норма, образец, мерило) представляет собой образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов, а также нормативно-технический документ, который устанавливает комплекс мер, правил, требований к объекту стандартизации, утвержденный компетентным государственным органом.

Стандарт может быть разработан как на материальные предметы, так и на объекты организационно-методического и общетехнического характера.

Стандартизация - установление в государственном масштабе, а также в рамках международных организаций единых норм и требований, которые предъявляются к сырью, полуфабрикатам, материалам, производственным процессам, товарам и т.д. Стандартизация предусматривает установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в том числе достижение всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий эксплуатации и требований техники безопасности. Используя последние достижения науки и техники, стандартизация определяет прогрессивные и экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач.

Органически объединяя фундаментальные и прикладные науки, она способствует их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность.

При стандартизации используются различные методы, в том числе нормирование (установление нормы на числовое значение стандартизуемого параметра), параметрирование (установление последовательного ряда числовых значений параметра), унификация (установление объектов одинакового назначения и исполнения в целях достижения экономии, обеспечения взаимозаменяемости и создания конструктивно унифицированных рядов), типизация (разработка типовых решений), симплификация (сокращение многообразия объектов), агрегирование (создание разнообразных объектов путем компоновки из ограниченного количества стандартных элементов).


Из всего многообразия задач, решаемых стандартизацией, как правило, выделяют следующие:

1) установление требований к техническому уровню и качеству продукции, сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих обеспечить оптимальное качество и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и типоразмеров;

2) развитие унификации и агрегирования промышленной продукции как важнейшее условие специализации производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышения уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;

3) обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, а также методов и средств измерений высшей точности;

4) установление унифицированных систем документации, систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

5) установление единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, в разных отраслях народного хозяйства;

6) установление систем стандартов безопасности труда, систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов; создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.

Правовые основы стандартизации установлены Законом о стандартизации. Они определяют меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки стандартов. Руководит Государственной системой стандартизации Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).

Стандартизация преследует определенные цели, к которым относятся:

1) безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

2) техническая и информационная совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;

3) качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

4) единство измерений;

5) экономия всех видов ресурсов;

6) безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

7) обороноспособность и мобилизационная готовность страны.

К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации, относятся государственные стандарты Российской Федерации, международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.


Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг по отношению к окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления, а также субъектами хозяйственной деятельности.

Стандарты предприятий могут разрабатываться и утверждаться предприятиями самостоятельно, исходя из необходимости их применения в целях обеспечения требований Закона о стандартизации, а также в целях совершенствования организации и управления производством.

Требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты. Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условие о соответствии продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг обязательным требованиям государственных стандартов.

Основными задачами стандартизации применительно к угольной продукции являются установление оптимальных требований к потребительским свойствам твердого топлива, разработка методов контроля и правил приемки, определение классификационных параметров по углям различных бассейнов, месторождений и предприятий.

Решение проблемы улучшения качества поставляемого топлива является не только строго обязательной задачей любого горнодобывающего производства, но и экономически оправданным стимулом.

Известно, что уголь - это горючая осадочная порода, образованная из растительных остатков и продуктов их биохи мического разложения, различно измененных и уплотненных под влиянием геохимических процессов, тепла земных недр и давления. Угольная продукция, а к ней относятся уголь, продукты рассортировки, обогащения, брикетирования, обладает совокупностью таких свойств, которые определяют ее пригодность и потребность в ней как в топливе, так и в качестве технологического сырья. Как любая другая продукция, она классифицируется по признакам и показателям качества. Всего таких показателей 19, и важнейшими из них являются зольность, массовая доля рабочей влаги (влажность), массовая доля общей серы, удельная теплота сгорания, массовая доля минеральных примесей (так называемая видимая порода), массовая доля кусков размером менее нижнего предела в классе крупности. Основными показателями коксующихся углей являются выход летучих веществ и спекаемость. Под определением показателя качества угольной продукции подразумевают нахождение его численного значения.


Специфика стандартизации угольной продукции состоит в том, что уголь и продукты его переработки не идентичны. Сложность структуры и состава, несопоставимость различных показателей приводят к необходимости разрабатывать классификационные параметры для отдельных бассейнов, месторождений, углей и применительно к ним разрабатывать технические условия по видам потребления. На антрациты, угли и горючие сланцы установлены государственные стандарты, в том числе классификационные, определяющие марки, группы и классы по размеру кусков, а также стандарты технических требований для поставки топлива по видам потребления. Надо отметить, что устанавливаются и стандарты предприятий, которые регулярно пересматриваются раз в год, что позволяет по мере необходимости вносить в них коррективы.

§2. Правовые основы сертификации продукции

Интересы торгово-экономического сотрудничества диктуют необходимость иметь инструмент, который независимо от того, где изготовлена продукция, гарантировал бы, что она изготовлена в соответствии с требованиями стандартов и технических условий. Таким инструментом является сертификация соответствия.

По определению Международной организации по стандартизации (ИСО) сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствуют определенному стандарту или другому нормативно-техническому документу.

Сертификация получила настолько широкое распространение в промышленно развитых странах, что без сертификата соответствия невозможен сбыт продукции на рынках данных стран.

В Российской Федерации правовые основы сертификации продукции установлены Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. № 5151-1 (в редакции Федерального закона от 10.01.2003). Если в международном договоре РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве РФ по сертификации, то применяются правила международного договора.

Сертификация продукции - это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Сертификация осуществляется в целях:

1) создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном, экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;


2) содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

3) защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

4) контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

5) подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Закон запрещает рекламировать продукцию, подлежащую обязательной сертификации, но не имеющую сертификата соответствия. Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, обязаны:

1) реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом;

2) обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке;

3) указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);

4) приостанавливать или прекращать реализацию сертифицированной продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована, по истечении срока действия сертификата или в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации.

Следует различать добровольную сертификацию, осуществляемую с участием независимых органов сертификации, и самосертификацию. При самосертификации сертификат соответствия выдастся самим изготовителем. Такая форма сертификации получила широкое распространение в США, Германии, Нидерландах, Канаде и ряде других стран.

Самосертификация непосредственно связана с введением высокоэффективных систем качества продукции. Многие зарубежные фирмы в конкурентной борьбе за рынки сбыта стараются увеличить свою долю на рынке путем не столько снижения цены, сколько повышения качества продукции, руководствуясь при этом принципом: качество живет вместе с изделием, а цена забывается быстро.

По продукции, не подлежащей в соответствии с законодательными актами Российской Федерации обязательной сертификации, и по требованиям, на соответствие которым законодательными актами нс предусмотрено проведение обязательной сертификации, по инициативе юридических лиц и граждан может проводиться добровольная сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.