Файл: Снятие информации с технических каналов связи как оперативно- розыскное мероприятие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Внести изменения в ч. 3 ст. 8 ФЗ со ОРД, изложив первое предложение этой части статьи в следующей редакции: «В случаях, не терпящих отлагательства, которые сопряжены с опасностью для жизни отдельных лиц
или могут привести к совершению тяжкого, особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях или действиях (бездействии),
создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов».

3. Внести изменения в ч. 6 ст. 8 ФЗ об ОРД и изложить ее содержания
в следующей редакции: «В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается проведение в отношении них оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов».

Реализация высказанных нами предложений позволяет существенно расширить возможности оперативных подразделений в решении стоящих
перед ними задач.

Заключение

Деятельность следователя и сотрудника оперативного подразделения невозможно представить без систематического и планомерного получения информации об объектах уголовного преследования. Для этого могут применяться различные средства и методы, которые предусмотрены уголовным процессуальным законодательством. Важное место в системе принадлежит такому оперативно-розыскному мероприятию, как снятие информации с технических каналов связи.

Снятие информации с технических каналов связи – ОРМ, заключающееся в негласном съеме информации, передаваемой по сетям электрической связи, компьютерным и иным сетям, путем контроля специальными техническими средствами работы соответствующих систем и устройств, в том числе излучаемых ими электромагнитных и других полей.

Однако в тактике проведения указанного действия существует много пробелов, устранение которых могло бы способствовать формированию действенных механизмов обеспечения прав и свобод человека и гражданина.


Содержащаяся в ч. 3 ст. 63 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» норма, согласно которой получение сведений о телефонных переговорах допускается на основании судебного решения, является специальной, конкретизирующей и обеспечивающей действие конституции Российской Федерации применительно к вопросам сохранения тайны связи. Обязанность по обеспечению соблюдения тайны связи возложена на оператора связи. В данном случае имеется проблема получения такой информации в связи с тем, что при получении биллинга косвенно существует возможность получения соединений лиц, относящихся к специальным субъектам, например, также федеральный судья. В своем определении от 02.10.2003 № 345-О Конституционный Суд РФ указал, что под информацией, составляющей охраняемую Конституцией Российской Федерации и действующими на территории РФ законами тайну телефонных переговоров, следует понимать любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью
телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи.

Таким образом, оператор сотовой связи имеет право отказать правоохранительным органам в получении данного рода информации, чем в настоящее время и пользуются некоторые компании. Кроме этого, законодательно не регламентированы основания для получения информации о конкретных базовых станциях, обслуживающих интересующий участок местности, с целью дальнейшего получения биллинговой информации.

Предлагается:

1. Внести изменения в ст. 8 ФЗ об ОРД, изложив первый абзац ч. 4 указанной статьи в следующей редакции: «Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях, о местонахождении совершивших указанные преступления лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда,
уклоняющихся от уголовного наказания».

2. Внести изменения в ч. 3 ст. 8 ФЗ со ОРД, изложив первое предложение этой части статьи в следующей редакции: «В случаях, не терпящих отлагательства, которые сопряжены с опасностью для жизни отдельных лиц
или могут привести к совершению тяжкого, особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях или действиях (бездействии),
создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов».


3. Внести изменения в ч. 6 ст. 8 ФЗ об ОРД и изложить ее содержания
в следующей редакции: «В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается проведение в отношении них оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов».

Реализация высказанных нами предложений позволяет существенно расширить возможности оперативных подразделений в решении стоящих
перед ними задач.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с изм. и доп.).
  3. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (с изм. и доп.) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс». Дата обращения: 25.04.2018.
  4. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ (с изм. и доп.) «О связи».
  5. Постановление Правительства РФ от 27.08.2005 № 538 (с изм. и доп.) «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность».
  6. Анапольская А. И. Использование оперативно-технических средств подразделениями уголовного розыска в процессе раскрытия хищений денежных средств в сфере электронных расчетов // Междунар. науч. ин-т «Educatio». - 2014.-№ 5. ч. 1. - С. 96 -100.
  7. Анапольская А.И., Влазнев В.Н. Снятие информации с технических каналов связи: условия гарантирования прав и свобод человека и гражданина // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2015. № 2 (56). С. 96-100.
  8. Бобров В.Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий: лекция. М.: Академия управления МВД России, 2003.
  9. Дубоносов Е.С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2014.
  10. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. М.: ИНФРА-М, 2008.
  11. Дубоносов Е.С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2014.
  12. Краснослободцева Н. К. Соотношение понятий «свобода» и «права» человека // Ленингр. юрид. журн. - 2014 . - №4 (38). - С. 75-83.

  1. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (с изм. и доп.) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс». Дата обращения: 25.04.2018.

  2. Бобров В. Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий: лекция. М.: Академия управления МВД России, 2003. – С. 23.

  3. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. - М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 285.

  4. Дубоносов Е. С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2014. – С. 283.

  5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

  6. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (с изм. и доп.) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс». Дата обращения: 25.04.2018.

  7. Анапольская А. И. Использование оперативно-технических средств подразделениями уголовного розыска в процессе раскрытия хищений денежных средств в сфере электронных расчетов // Междунар. науч. ин-т «Educatio». - 2014.-№ 5. ч. 1. - С. 96.

  8. Анапольская А. И., Влазнев В. Н. Снятие информации с технических каналов связи: условия гарантирования прав и свобод человека и гражданина // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2015. № 2 (56). С. 96.

  9. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ (с изм. и доп.) «О связи».

  10. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ (с изм. и доп.) «О связи».

  11. Краснослободцева Н. К. Соотношение понятий «свобода» и «права» человека // Ленингр. юрид. журн. - 2014 . - №4 (38). - С. 75.

  12. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с изм. и доп.).

  13. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ (с изм. и доп.) «О связи».

  14. Постановление Правительства РФ от 27.08.2005 № 538 (с изм. и доп.) «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность».

  15. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с изм. и доп.).

  16. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ (с изм. и доп.) «О связи».