Файл: Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ (Понятие инвестиций. Классификация инвестиций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционных климат любой страны, является существенная система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования – с другой. Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений. Эти акты могут различаться:

По федеральным государственным органам и учреждениям (субъектам) правового регулирования инвестиционной деятельности, которые уполномочены на издание правовых актов, а именно:

─ акты Федерального Собрания;

─ акты Президента РФ;

─ акты Банка России;

─ акты Российского фонда федерального имущества;

─ акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

По форме и юридической силе:

─ законодательные правовые акты (федеральные конституционные законы, кодексы Российской Федерации, федеральные законы);

─ акты ратификации международных соглашений и договоров Российской Федерации;

─ правовые акты органов системы федеральной исполнительной власти (постановления, распоряжения, инструкции).

По характеру правового регулирования – вертикальные или горизонтальные отношения инвесторов:

─ административно-правовые и финансово-правовые акты, издаваемые органами и учреждениями, которые тем самым реализуют в рамках делегированных им властно-организационных и властно-имущественных полномочий волю государства по регулированию на территории Российской Федерации функционирования субъектов инвестиционной деятельности;

─ гражданско-правовые акты (инвестиционные договоры и контракты, залоговые соглашения и договоры на передачу прав в отношении государственной собственности, соглашения о разделе продукции), в которых государство в лице уполномоченных федеральных органов и инвесторов выступают преимущественно в качестве равноправных сторон отношений в рамках таких договоров или соглашений.

Однако наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам и объему регулирования в сфере инвестиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.

Первую группу составляют так называемые базовые законодательные и подзаконные акты. Они носят универсальный характер и устанавливают основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации отечественных и зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства. К таким актам относят:


─ Гражданский кодекс РФ, законодательные акты в сфере приватизации, Федеральный закон «Об акционерных обществах», система отраслевых актов налогового законодательства, Таможенный кодекс РФ и иные акты таможенного и других отраслей законодательства;

─ указы Президента РФ, например Указ Президента «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (с изменениями от 29 августа 2001 г., 21 октября 2002 г.);

─ постановления Правительства РФ (например, о порядке лицензирования отдельных видов деятельности, о ввозных таможенных тарифах), отдельные нормативные акты Банка России и федеральных органов исполнительной власти.

Ко второй группе относятся предметные и рамочные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в Российской Федерации. К подобным актам следует отнести, прежде всего, закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. И Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также отдельные указы Президента РФ, отдельные постановления Правительства РФ и отдельные ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти.

Основу российского законодательства в области инвестиций составляют следующие нормативные акты:

─ Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности;

─ Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г. Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

Данный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. В целом Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» вызывает критические замечания со стороны инвесторов.


В основном сложилось два подхода к регулированию иностранных инвестиций: в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия, Франция) специальных законов об иностранных инвестиций нет; на деятельность иностранных инвесторов распространяется те же нормы и правила, применяемые к деятельности национальных инвесторов. В странах с многоукладной экономикой (страны Африки, Латинской Америки, Азии) существует специальное законодательство об иностранных инвестициях (включающее кодексы об иностранных инвестициях или законы об иностранных инвестициях и иные инвестиционные законы). Деятельность иностранных инвесторов в зарубежных странах регулируется в основном национальными законами, постановлениями и административными процедурами. Однако следует отметить, что общие положения этих актов в большинстве развитых стран в целом идентичны. Различия существуют лишь в деталях. Основной принцип, на котором базируется законодательство, состоит в том, что на иностранные физические и юридические лица, осуществляющие свою деятельность в стране, в целом распространяется законодательство и правовые нормы, которые применяются в отношении национальных предпринимателей и фирм. По большинству аспектов хозяйственной деятельности национальное законодательство не делает различий между национальными и иностранными компаниями, применяя к ним положения своего обширного гражданского и торгового права, в частности акционерного законодательства. Поэтому в большинстве западных стран вообще нет специальных законов или кодексов для иностранных инвестиций, а существуют лишь некоторые административные постановления, а также относящиеся к ним параграфы отдельных законов. В целом международный опыт свидетельствует о том, что принятие специальных законов в области иностранных инвестиций обусловлено стремлением привлечь иностранные инвестиции в экономику страны путем создания благоприятного климата и льготного режима для иностранных инвестиций. В Канаде в 1973 году был принят закон об иностранных инвестициях, который в 1985 году был заменен законом об инвестициях в Канаде. Соответственно, можно выявить общую тенденцию в развитии национального законодательства об иностранных инвестициях различных стран – в результате последовательно проводимой инвестиционной политики, приводящей к росту экономики и повышению благосостояния населения, происходит процесс стирания различий между правовыми режимами иностранных и национальных инвестиций. В свою очередь это приводит к тому, что специальное регулирование в области иностранных инвестиций заменяется общим регулированием, которое обеспечивается национальным законодательством (инвестиционным, гражданским, торговым и т.п.)[3].


Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные акты, регулирующие иностранные инвестиции.

3. СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

3.1. Характеристика экономического потенциала в Приморском крае

Основой экономики края являются богатые природные ресурсы как континентального, так и океанического характера. Ведущее место в структуре отраслей народного хозяйства занимает промышленность . Промышленный комплекс является наиболее развитой частью экономики Приморья. Основными являются рыбодобывающая и рыбоперерабатывающая отрасли, электроэнергетика и угольная промышленность, машиностроение и судоремонт, горнодобывающая, лесная и деревообрабатывающая отрасли.

Одна из старейших отраслей экономики Приморского края – лесная и деревообрабатывающая промышленность. Основные лесозаготовительные базы расположены в Анучинском, Чугуевском и Красноармейском районах. Основными породами леса, пользующимися спросом, как в стране, так и за рубежом, являются хвойные, лиственница, береза, ясень. Из добываемой древесины в крае производят пиломатериалы, мебель, тару и другую продукцию. Центрами деревообрабатывающей промышленности края являются города Лесозаводск и Дальнереченск.

Горнодобывающая промышленность представлена предприятиями цветной металлургии, горной химии, угледобывающей отрасли. Сырьевой базой цветной металлургии являются крупные месторождения полиметаллических руд, расположенные в северных районах края и месторождение плавикового шпата в Хорольском районе. Цветная металлургия представлена ОАО «Дальполиметалл» (г. Дальнегорск), специализирующемся на добыче свинцово-цинковых руд, выплавке свинца, висмута и серебра; ОАО «Приморский ГОК» (пос. Восток Красноармейского района) и ОАО «Лермонтовская горнорудная компания», занимающимися добычей и переработкой вольфрамовых руд; АО «Русская горнорудная компания» (Ярославский ГОК), осваивающей месторождения плавикового шпата. Горнохимическая промышленность – самая молодая в крае и представлена АО «Бор» (г. Дальнегорск) – единственным производителем боропродуктов в России. «Бор» выпускает борную и серную кислоты, борат кальция.


Угольная промышленность - одна из старейших в крае. Ресурсной базой являются месторождения угля в основном в южной части Приморского края, крупнейшими из которых считаются Бикинское и Павловское.

Машиностроение и металлообработка являются одной из ключевых отраслей промышленного комплекса Приморского края. Основной специализацией являются: судоремонт и судостроение, машино - и приборостроение, авиастроение. На предприятиях отрасли осуществляется ремонт морских судов, производятся самолеты и вертолеты, навигационные приборы, трубопроводная арматура ручного и дистанционного управления, деревообрабатывающие станки и бытовая техника.

Пищевая промышленность представляет крупный комплекс из 13 отраслей, в состав которых входят около 350 предприятий, в том числе акционерных обществ. Среди предприятий наиболее известны ОАО «Уссурийский бальзам» (производство алкогольной продукции), АО «КМС Славда» (производство минеральной воды), АО «Пивоиндустрия Приморья» (производство различных сортов пива), ОАО «Приморский сахар» - один из крупнейших сахарных заводов России и единственный в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке и др.

Рыбная промышленность занимает лидирующее место в структуре промышленности края. На территории края действуют более 130 промышленных предприятий отрасли. Ежегодно добывается более 1,5 млн тонн рыбы и морепродуктов. Всеми предприятиями вырабатывается около 800 тыс. тонн разнообразной пищевой рыбной продукции, консервированной продукции производится более 110 млн. условных банок.

Транспорт – одна из ведущих отраслей народного хозяйства края. Железнодорожный транспорт осуществляет переброску основных объемов грузов из западных районов страны в восточные и обратно. Основной перевозчик – Владивостокское отделение Дальневосточной железной дороги.

Морской транспорт несет большую нагрузку по оказанию транспортных услуг в Дальневосточном бассейне. Наиболее крупные транспортные компании: ОАО «Дальневосточное морское пароходство» (г. Владивосток) и ОАО «Приморское морское пароходство» (г. Находка). ДВМП осуществляет заграничные перевозки и каботажные на север Дальнего Востока и в Арктику. ПМП ориентировано на транспортировку нефтепродуктов на каботажных и внешних линиях. В функционировании морского транспорта ключевую роль играют порты, являясь составными частями трех наиболее крупных промышленно-транспортных узлов Приморского края: владивостокского, находкинского, хасанского. Владивостокский транспортный узел включает торговый, рыбный порты и причальные сооружения ОАО «Примнефтепродукт». Находкинский транспортный узел представляют порты: Находкинский морской торговый, Находкинский нефтеналивной, Находкинский морской рыбный, Восточный. В хасанский транспортный узел входят порты Посьет и Зарубино. На морском побережье Приморья расположены еще около 10 небольших портов и портовых пунктов, через которые в основном отгружается продукция лесной и горнорудной промышленности.