Файл: Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ (Понятие инвестиций. Классификация инвестиций).pdf
Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
Повышение деловой активности в Приморье, создание конгрессно-выставочной, деловой и гостиничной инфраструктуры международного уровня способствуют становлению Приморского края как центра международного взаимодействия представителей российского и зарубежного бизнеса, государственных структур и научных кругов по вопросам всестороннего сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Приморский край – добросовестный партнер.
Приморский край является территорией эффективного взаимодействия бизнеса, власти, общества и международного сотрудничества.
Механизмы коммуникации, созданные в Приморском крае (Совет по привлечению инвестиций в Приморский край при Губернаторе Приморского края; Общественный экспертный совет по привлечению инвестиций; Инвестиционный портал Приморского края; сопровождение проектов по принципу «одного окна» и др.), позволяют успешно реализовывать проекты экономической и социальной направленности, создавая высокий уровень жизни в Приморском крае.
Приморский край – территория инновационного развития.
Кластер производства инновационных технологий в Приморском крае способствует повышению конкурентоспособности существующих секторов экономики и формированию новых видов деятельности. Структурный сдвиг в пользу продукции с высокой добавленной стоимостью создаст предпосылки для экспорта высокотехнологичной продукции и услуг предприятий Приморского края на российский и мировой рынки.
Достижение целей инвестиционной стратегии осуществляется за счет реализации следующих задач:
1.Повышение качества государственного регулирования с использованием инструментов государственных программ Российской Федерации, государственных программ Приморского края, отраслевых стратегий развития, федеральных целевых программ, дорожных карт по созданию привлекательных инвестиционных условий и конкурентного предпринимательского климата.
2.Введение института оценки регулирующего воздействия в регулярную практику работы органов исполнительной власти Приморского края, муниципальных образований.
3.Внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.
4.Формирование канала прямой связи инвесторов с органами исполнительной власти Приморского края и обеспечение гарантий соблюдения прав инвесторов.
5.Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности. Предусмотрено предоставление налоговых льгот для новых инвестиционных проектов: по налогу на имущество организаций: 0% –на первые 5 лет, 0,5% –на последующие 5 лет; по налогу на прибыль организаций: для производственных проектов 0% –на первые 5 лет, 10% –на последующие 5 лет; для проектов в приоритетных сферах услуг –13,5% на 10 лет.
6.Содействие подготовке и реализации проектов государственно-частного партнерства на территории Приморского края. Предполагается развитие механизмов частно-государственного партнерства, в том числе совершенствование законодательной и нормативной правовой базы в Приморском крае, расширение сотрудничества с институтами развития, масштабирование практики реализации региональных проектов государственно-частного партнерства в муниципальных образованиях Приморского края.
7.Формирование земельных участков с готовой дорожной и инженерной инфраструктурой с целью сокращения сроков и затрат инвестора на этапе предоставления земельных участков для строительства и выдачи разрешений на строительство. В Приморском крае в среднесрочной перспективе планируется создание промышленных площадок – территорий для размещения и функционирования промышленных объектов и (или) объектов для оказания услуг, обеспеченных необходимой инфраструктурой (в том числе дорогами, сетями водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения), управляемых единым оператором, подготовленных специализированной организацией по формированию промышленных площадок: формата «гринфилд» (создаются на незастроенной территории), в том числе агропромышленный парк «Приморский» в с. Михайловка Михайловкого муниципального района и транспортно-логистическая площадка в Надеждинском муниципальном районе; формата «браунфилд» (создаются на земельных участках, на территории которых располагаются капитальные сооружения, пригодные для размещения и функционирования промышленных объектов и (или) объектов для оказания услуг), в том числе промышленный кластер строительных материалов в г. Спасск-Дальний.
8.Развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа во Владивостоке. Цель ОЭЗ – создание новой отрасли специализации экономики Приморского края (автомобилестроение) путем привлечения отечественных и зарубежных частных инвестиций в строительство автосборочных и автокомпонентных производств, увеличение выпуска автомобилей до 125 тыс. в год, локализация производства автокомпонентов до уровня 30%.
9.Позиционирование Приморского края как территории наибольшего благоприятствования для инвесторов, создание бренда Приморского края и последующий бренд-менеджмент.
Предполагается продвижение имиджа Приморского края как территории наибольшего благоприятствования для инвесторов, региона гармоничного и динамичного развития, с презентацией историй успеха инвесторов и конкретных коммерческих проектов, планируемых к реализации в Приморском крае.
С целью привлечения прямых иностранных инвестиций в Приморский край предусматривается расширение прямых контактов с торговыми представительствами России за рубежом.
- Формирование имиджа Приморского края как территории наибольшего благоприятствования для инвесторов включает следующие мероприятия: представление Приморского края на российских и международных инвестиционных площадках (форумах, выставках);
- проведение мероприятий по презентации инвестиционных возможностей Приморского края перед существующими и потенциальными партнерами на территории Российской Федерации и заграницей («роуд шоу»);
- программное сопровождение многоязычного инвестиционного портала Приморского края, посвященного инвестиционной деятельности в Приморском крае.
10.Реализация программ поддержки малого и среднего предпринимательства как стратегического ресурса развития территории.
11.Создание мультипликативного эффекта от реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих создание новых рабочих мест, развитие малого и среднего предпринимательства и другое.
Достижение указанных задач позволит повысить эффективность государственного управления инвестиционной деятельностью, улучшить качество государственных услуг, снизить инвестиционные риски и административные барьеры, обеспечить достижение целей настоящей инвестиционной стратегии.
Механизмами реализации настоящей инвестиционной стратегии являются:
- государственные программы Приморского края;
- «дорожная карта» внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе;
- «дорожная карта» по улучшению предпринимательского климата в сфере оформления земельных участков, строительства;
- «дорожная карта» по повышению доступности энергетической инфраструктуры;
- проекты государственно-частного партнерства в Приморском крае;
- единый регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна»;
- планы институтов развития по привлечению инвестиций в Приморский
- край;
- создание экспортно-ориентированных территорий опережающего развития.
Комплексное управление реализации инвестиционной стратегии осуществляется органом исполнительной власти Приморского края, реализующим государственную социально-экономическую политику в Приморском крае, определяющим направления развития экономики края.
Реализация инвестиционной стратегии осуществляется органами исполнительной власти Приморского края – ответственными исполнителями и соисполнителями государственных программ Приморского края, «дорожных карт» в сфере улучшения предпринимательского и инвестиционного климата, а также АНО «Инвестиционное Агентство Приморского края» (по согласованию), ОАО «Корпорация развития Приморского края» (по согласованию). Участниками реализации Инвестиционной стратегии являются: АНО «Инвестиционное Агентство Приморского края»; ОАО «Корпорация развития Приморского края»; хозяйствующие субъекты, осуществляющие (планирующие осуществлять) деятельность на территории Приморского края; инвесторы; территориальные органы федеральных органов государственной власти; органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Приморского края; общественный экспертный совет по привлечению инвестиций в Приморский край; совет по привлечению инвестиций в экономику Приморского края при Губернаторе Приморского края; общественные объединения; научные, образовательные и другие организации.
План мероприятий по реализации инвестиционной стратегии представлен в приложении No2 к настоящей Инвестиционной стратегии.
В целях повышения эффективности реализации государственной инвестиционной политики разработаны и утверждены квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам в сфере инвестиционной деятельности с учетом категорий и групп должностей государственной гражданской службы.
В рамках реализации Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 года N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [11] проводится оценка качества инвестиционных процессов на территориях муниципальных образований и осуществляется подготовка сводного доклада Приморского края «Эффективность деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Приморского края за отчетный год и планируемые значения показателей эффективности на трехлетний период» в соответствии с постановлением Губернатора Приморского края от 16 апреля 2013года N 51-пг [9].
Результаты указанной оценки размещаются на инвестиционном портале Приморского края.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переход России к рыночной системе ведения хозяйства сопровождался формированием новой модели инвестиционного процесса, основанной на многообразии форм собственности, на существенном изменении правового режима инвестиций и правового статуса участников инвестиционной деятельности. Последовательно осуществляется децентрализация инвестиционной деятельности, в составе инвестиций повышается роль внутренних источников накоплений предприятий Усилен государственный контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, используемых в качестве инвестиций.
Весьма значительным сдерживающим фактором является несовершенство инвестиционного законодательства.
Для изменения сложившейся ситуации, улучшения инвестиционного климата необходима стабилизация экономической и политической обстановки, скорректированная налоговая и таможенная политика, снижение уровня инфляции, совершенствование управления инвестиционными процессами, необходимо радикальное улучшение экономических и правовых условий деятельности инвесторов.
Поскольку одной их основных причин неудовлетворительного положения дел с привлечением в российскую экономику инвестиций является низкий качественный уровень законодательной базы, создание благоприятного инвестиционного климата должно начинаться с совершенствования правового регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности. Опыт других стран показывает, что даже при сложностях в экономике и политической нестабильности посредством надлежащего правового регулирования, создания для инвесторов благоприятного правового режима, удается привлечь значительные по объему инвестиции.
Нельзя не отметить в этой связи и еще один момент. На основании сравнительного анализа правового режима инвестиционной деятельности, характерного для национального законодательства и правоприменительной практики зарубежных стран, с одной стороны, и сегодняшней Российской Федерации - с другой, следует признать, что критикуемое многими зарубежными (а еще больше нашими, отечественными) экспертами и прессой современное российское законодательство во многих своих положениях в значительной мере схоже с положениями законодательных актов названных и многих других стран и уж во всяком случае не может и не должно рассматриваться как ущербное или драконовское по отношению к тем же иностранным инвесторам.
Подобное утверждение основано на результатах исследования зарубежного опыта и оценки правового режима инвестиционной деятельности по единым обобщающим критериям, таким, как: наличие или отсутствие официально провозглашенной и стабильной государственной инвестиционной политики; целостного инвестиционного законодательства; налоговых льгот и преференций для инвесторов; льгот в национальном таможенном режиме; стимулов и гарантий, поощряющих отечественные и зарубежные инвестиции в отдельные отрасли экономики; стимулов для работы иностранных инвесторов на внутреннем рынке; режим и порядок ввоза и вывоза капитала (свободный или ограниченный); ограничений на размер иностранных инвестиций в национальные предприятия и возможный контроль над ними; на занятие иностранным инвестором или его официальными представителями руководящих должностей в составе органов управления этих предприятий, а также другие, более частные, критерии.