Файл: Перспективы совершенствования налогообложения физических лиц в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Налоги относятся к числу ключевых инструментов государственной политики. Они затрагивают самые важные стороны жизни человека и общества, а сам процесс разработки налогового законодательства неразрывно связан с множеством трудностей. Поэтому налоговая тематика всегда и во всех странах актуальна.

В России в начале 2000х годов была проведена налоговая реформа, которая своей целью ставила создание принципиально новой (для страны), понятной и упорядоченной системы налогообложения. Осуществлению этой цели сопутствовала разработка и принятие первой, а потом и второй частей Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому надо понимать, что налоговая система в России в том виде, в котором она существует сейчас, действует только около 10 лет. В связи с этим она постоянно претерпевает всевозможные изменения, направленные на повышение ее эффективности. При этом стоит отметить, что налогообложение физических лиц играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджетов всех уровней, а так же выполняет важную социальную функцию, которая заключается в перераспределении доходов населения.

Построить идеальную систему налогообложения, как и любую другую систему, вряд ли возможно, но к этому надо стремиться – с помощью внесения всевозможных поправок, дополнений в Налоговый кодекс, а иногда и пересмотра подхода к конкретному налогу в целом. Актуальность темы исследования обусловлена недостаточностью разработок по совершенствованию налогообложения физических лиц в России.

Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является изучение перспектив совершенствования каждого из действующего на данный момент налога, взимаемого с физических лиц, в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  • изучение понятийного аппарата;
  • изучение исторического аспекта, связанного с освещением ранее применяемых налогов с физических лиц в РФ;
  • разработка перспектив по совершенствованию налогообложения физических лиц в РФ.

Предметом исследования является процесс совершенствования налогообложения физических лиц в России.

Объектом исследования является налоги, уплачиваемые физическими лицами. К числу таких налогов можно отнести: налог на доходы физических лиц, государственную пошлину, транспортный налог, земельный налог, а так же налог на имущество.


Глава 1. Основные аспекты и ретроспектива налогообложения физических лиц

Согласно Налоговому кодексу РФ, под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

В основу налогообложения физических лиц, как и в основу налогообложения в целом, заложена фискальная функция, суть которой сводится в пополнению бюджетов всех уровней, а так же социальная функция – задача которой заключается в перераспределении доходов населения.

Налогообложение физических лиц в различных странах базируется, с одной стороны, на обязательном участии каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов – так реализуется принцип всеобщности охвата налогами, с другой стороны, на обеспечении государством населению определенного набора общественно полезных товаров, работ и услуг. Государство не должно лишать плательщика платежеспособности и в целях удовлетворения своих фискальных потребностей обязательно должно анализировать возможные социальные последствия снижения или повышения налогов с граждан.

На протяжении 20 века в России сменилось большое количество налогов, они никак не были систематизированы, зачастую взимались в натуральной, а не денежной форме и их главной целью была не фискальная функция, а использование налогов правительством в своих социально-политических целях.

Так в Советском союзе в 70е годы с физических лиц взималось 9 налогов, некоторые из которых соответствуют тем налогам, которые в настоящее время взымаются с физических лиц:

1) Подоходный налог

Подоходный налог с населения был введён декретом от 16 ноября 1922 в сочетании с поимущественным под общим названием подоходно-поимущественного налога (в начале 1921 года взимание существовавшего до этого Подоходный налог было прекращено), который в 1924 был преобразован в Подоходный налог. Налог исчисляется по ставкам, дифференцированным по группам плательщиков и размеру дохода. Различают 5 основных групп плательщиков: рабочие, служащие и приравненные к ним по обложению налогом лица; литераторы и работники искусства; лица, занимающиеся частной практикой (врачи, преподаватели и др.); кустари; др. лица, получающие доход от работы не по найму. Ставки Подоходный налог прогрессивные: более низкие для первой и наиболее высокие для последней группы плательщиков. Максимальная ставка налога с заработной платы рабочих и служащих — 13% (при заработной плате свыше 100 руб. в месяц). Для отдельных категорий плательщиков Подоходный налог установлены значительные льготы. От уплаты налога освобождены низкооплачиваемые трудящиеся (необлагаемый минимум заработной платы рабочих и служащих 60 руб., для отдельных районов — 70 руб. в месяц); с 1973 снижаются ставки налога в среднем на 35,5% с рабочих и служащих, получающих заработную плату от 71 до 90 руб. в месяц, в районах, где минимум заработной платы 70 руб. в месяц


С 1990-2000 годы законодательство в этом вопросе пересматривалось чуть ли не каждый год. При этом подоходный налог оставался прогрессивным и ставка была комбинированной, т.е. по каждому промежутку заработной платы была установлена твердая валюта, а с превышения верхнего предела этого отрезка было необходимо уплатить процент с превышения, и чем больше были доходы граждан, тем больше была твердая ставка и процент с превышения. Шкала была то 4х ступенчатая, то 7ми ступенчатая, то3х ступенчатая, но суть ее не менялась.

В 1999 была попытка сделать шкалу подоходного налога более плоской, т.к. это было связано с плохой собираемостью подоходного налога, одной из главных причин уклонения от которого были высокие прогрессивные ставки при низкой величине доходов населения. Однако эта попытка провалилась.

В 2000 году с приходом к власти В. В. Путина Правительство решилось на радикальную налоговую реформу, выразившуюся, в частности, во введении "плоской шкалы" (единой ставки) подоходного налога.

7 июня 1999 Дума приступила к принятию во втором чтении части II Налогового кодекса и приняла главу 24 – налог на доходы физических лиц. Наша страна вырвалась в авангард мирового либерализма, установив единую ставку налога 13%.

Позднее, в 2005 году была попытка внести законопроект с предложением возврата в прогрессивной, но более плоской, чем ранее, шкале. Попытка провалилась, не набрав достаточно голосов.

Существующий в настоящий момент налог на доходы физических лиц не претерпел существенных изменений.

2) Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.

Этот налог был введен Советским правительством в 1941 году. В соответствии с этим налогом бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет должны были отчислять 6 % зарплаты государству. При этом освобождались от налога лица, не имевшие возможности завести ребёнка по состоянию здоровья. От уплаты налога освобождались лица, у которых дети погибли, умерли или пропали без вести на фронтах Великой Отечественной войны. Указанный налог прекращали взимать в связи с рождением или усыновлением ребёнка и вновь продолжали взимать в случае гибели единственного ребенка. С конца 80-х льготы по налогу получили молодожены в течение одного года с момента регистрации брака. Данный налог просуществовал до 1992 года.

В России стандартный налоговый вычет на детей по налогу на доходы физических лиц может считаться аналогом налога на бездетность. Размер вычета в 2011 году составляет 1000 рублей в месяц на каждого ребёнка, а ставка налога — 13 %, поэтому человек, имеющий одного ребёнка, платит налог на 130 рублей в месяц меньше, чем бездетный человек с такими же доходами.


3) Сельскохозяйственный налог

4) Налог на строения, помещения и сооружения

Налогом со строений облагаются строения, принадлежащие кооперативным предприятиям и отдельным гражданам (государственные предприятия, учреждения и этого налога не платят). Земельная рента уплачивается кооперативными предприятиями и отдельными гражданами за земельные участки несельскохозяйственного значения, предоставленные в бессрочное пользование. За жилые строения кооперативный налог установлен в размере 0,5% их стоимости, за остальные строения кооперативных организаций и граждан — 1% стоимости строений (страховой оценки). По этим платежам имеется большое число льгот. Законодательство определяет условия, при которых от платы налогов освобождаются военнослужащие и члены их семей, пенсионеры, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, кавалеры ордена Славы трёх степеней, колхозники и ряд других владельцев строений и земельных участков. Практически почти каждый третий домовладелец освобождается от уплаты налогов по разным льготам.

Аналогом этого налога в настоящее время является налог на имущество физических лиц и земельный налог.

5) Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов

Юридические и физические лица (в том числе иностранные), имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, тракторы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, ежегодно уплачивают налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов. Объектом налогообложения являются легковые автомобили, мотоциклы и мотороллеры, а также грузовые автомобили и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. Размер налога зависит от мощности машины и установленной ставки за каждую лошадиную силу для каждой из трех категорий.

Сейчас в Налоговом кодексе есть транспортный налог, который по своей сути схож в данным налогом.

6) Налог со зрелищ. Взимался со зрелищ, организуемых государственными, кооперативными и общественными предприятиями и организациями, отдельными лицами. Исчислялся в процентах (от 5 до 55 %) к сумме валового сбора от продажи билетов.

7) Сбор с владельцев скота

8) Курортный сбор

В качестве плательщиков сбора выступают физические лица, прибывающие в курортные местности, перечень которых устанавливается постановлением Правительства.

Предельный размер ставки курортного сбора не может превышать 5% от установленного законом минимального размера оплаты труда. Курортный сбор уплачивается плательщиками по месту их временного проживания. Поэтому в качестве налоговых агентов могут выступать принимающие курортников санаторно-курортные учреждения, базы отдыха, частные мини-гостиницы.


В настоящий момент рассматривается возможность возрождения этого налога с целью финансового поддержания курортов.

9) Самообложение – подоходный налог с ИП

Глава 2. Проблемы и перспективы совершенствования налогообложения физических лиц в РФ

2.1 Налог на доходы физических лиц

Несомненная важность налога на доходы физических лиц подтверждается тем, что:

  • налог на доходы физических лиц непосредственно затрагивает интересы всех без исключения слоев экономически активного населения страны;
  • он является одним из важнейших каналов формирования доходной части бюджетной системы государства;
  • налог на доходы физических лиц взимается в большинстве зарубежных стран с конца XIX – начала XX столетия и доказал на практике свою действенность и жизнеспособность;
  • налог на доходы физических лиц – один из основных налогов, который позволяет в максимальной степени реализовать основные принципы налогообложения, такие как справедливость и равномерность распределения налогового бремени.

Поэтому необходимо уделять особое внимание проблемам, связанным с этим налогом, а так же путям его совершенствования.

Одним из основных принципов налогообложения во всех странах является принцип справедливости, согласно которому «каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям». Но содержание этого принципа настолько неоднозначно и многогранно, что существует большое количество трактовок, каждая из которых сильно отличается друг от друга. Поэтому одной из важнейших проблем налогообложения в данной сфере является осуществление справедливого налогообложения граждан.

В современной трактовке этот принцип подразумевает всеобщность обложения, а так же равномерность распределения налоговых платежей в зависимости от доходов граждан. Именно этот принцип лежит в основе прогрессивного обложения доходов.

В защиту такого способа налогообложения приводят пример, где при пропорциональном налоге в 10 % с доходов лицу со 100 руб. дохода пришлось бы уплатить 10 р., а со 100 тыс. руб. - 10 тыс. руб., и что, конечно, жертва первого плательщика является для него тяжелее, нежели для второго плательщика его жертва.