Файл: Пенсионный фонд Российской Федерации и особенности его формирования.pdf
Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. История становления пенсионного обеспечения в России
Глава 2. Деятельность Пенсионного фонда.
2.1. Организационно-правовые основы деятельности фонда
Глава 3. Бюджет Пенсионного фонда
3.1. Порядок формирования доходов бюджета Пенсионного фонда РФ
3.2. Направления и порядок использования средств фонда
Глава 4. Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ
Основные характеристики бюджета ПФ РФ по доходам и расходам определены в следующих объемах, (см. табл.4).
Табл.4 - Характеристики бюджета ПФ РФ, 2013 – 2016 гг.
Утверждено Законом о бюджете ПФР на 2013 год (03.12.2012 № 218-ФЗ) |
2014 год |
Плановый период |
||
---|---|---|---|---|
2015 год |
2016 год |
|||
Доходы - всего, |
6343,33 |
6289,96 |
7090,57 |
7731,03 |
в том числе: |
||||
в части, не связанной с формированием средств для финансирования НЧП |
5761,46 |
6201,66 |
6769,46 |
7364,41 |
по накопительной составляющей бюджета |
581,87 |
88,30 |
321,11 |
366,62 |
Расходы - всего, |
6088,73 |
6416,41 |
6963,53 |
7413,49 |
в том числе: |
||||
в части, не связанной с формированием средств для финансирования НЧП |
5821,95 |
6397,06 |
6936,52 |
7382,53 |
по накопительной составляющей бюджета |
266,78 |
19,35 |
27,01 |
30,96 |
ДЕФИЦИТ (-) / ПРОФИЦИТ, превышение доходов над расходами (+), всего |
254,60 |
-126,45 |
127,04 |
317,54 |
в части, не связанной с формированием средств для финансирования НЧП |
-60,49 |
-195,40 |
-167,06 |
-18,12 |
по накопительной составляющей бюджета |
315,09 |
68,95 |
294,10 |
335,66 |
Сбалансированность в распределительной составляющей бюджета ПФ РФ в 2014 - 2016 годах достигается за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых на указанные цели, и привлечения переходящих остатков средств бюджета ПФ РФ по состоянию на 1 января 2014 года.[31]
Ключевые проблемы и перспективы дальнейшего развития пенсионной реформы в России
Законодательное обеспечение пенсий в РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но, к сожалению, не всегда эффективную, и еще не один год потребуется, чтобы сбалансировать данную систему, привести ее в равновесие, заставить работать.
«Стратегия развития пенсионной системы до 2030 г.»[32] разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», была создана в целях совершенствования и повышения эффективности пенсионной системы РФ, которая должна обеспечить[33]:
- размер трудовой пенсии, адекватный среднему заработку работника, сложившийся в рабочий период не ниже определенной продолжительности (коэффициент замещения не ниже 40%);
- размер пенсионных выплат не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера;
- приемлемый уровень страховой нагрузки, существующей в пенсионной системе, на экономику страны;
- долгосрочную актуарную сбалансированность бюджета пенсионной системы.
Министерство труда и социального развития РФ готовит стратегию долгосрочного развития пенсионной системы России до 2050 г., в которой предлагается размер пенсии корреспондировать с заработком и трудовым стажем и таким образом регулировать возраст выхода на пенсию. На данный момент пенсионное законодательство говорит о том, что если человек получает пенсию, продолжая при этом работать, то пенсия каждый год пересчитывается и увеличивается.
Стоит обратить внимание на то, что прогнозная оценка развития пенсионной системы связана с прогнозом численности постоянного населения до 2030 г.[34]
Проблемы реформирования пенсионной системы нельзя связывать только с фискальным аспектом, они с каждым годом всё больше привязаны к макроэкономической и системной проблемам всей экономики страны. Для эффективного использования методов и способов государственного реформирования пенсионной системы необходимо обращать внимание на факторы, сопровождающие ее развитие:
- макроэкономические: темпы роста и структура ВВП, доля в нем фонда оплаты труда, индексы роста потребительских цен (инфляции), количественные характеристики состояния рынка труда и др.;
- демографические: рождаемость, смертность, продолжительность жизни, возрастно-половая структура населения;
- социально-трудовые: ситуация на рынке труда, период трудовой активности и структура трудового стажа, уровень оплаты труда (доходы) лиц, уплачивающих взносы, величина прожиточного минимума трудоспособного и нетрудоспособного населения и др.;
- собственно пенсионные: нормативные требования к условиям выхода на пенсию (пенсионные схемы программы), исторически сложившаяся организационная структура самой пенсионной системы и т.п.
В ближайшем будущем резкое и радикальное изменение системы неприемлемо, поскольку в России не созданы адекватные институциональные условия для функционирования накопительной пенсионной системы.
Заключение
В заключении можно сказать, что реформирование пенсионной системы требует комплексного подхода. Невозможно реформировать пенсионную систему в отрыве от реформы заработной платы и системы налогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики и подъема в реальном секторе народного хозяйства. В программных документах должна быть четко сформулирована цель реформ, понятная и принятая обществом. Управление пенсионной системой должно основываться на четком разграничении функций. Причем сбор пенсионных средств и их расходование должны находиться в компетенции разных органов исполнительной власти. Экономические преобразования, проводимые в России, не могут не вызывать неблагоприятных социальных последствий, тяжесть которых наиболее остро воспринимается гражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего пенсионерами. В нашей стране около 37 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, поэтому проблема совершенствования пенсионной системы приобретает социально-политическую значимость. В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются: -финансовая нестабильность; -слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада; -неоправданно большой удельный вес льготных пенсий: -отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни. В работе использовались экономико-математические и статистические методы, по результатам исследования с достаточной степенью достоверности можно прогнозировать, что негативные демографические тенденции в России, последствия экономического кризиса в ближайшее десятилетие потребует чрезвычайных усилий государства по обеспечению функционирования различных систем пенсионного обеспечения. Уже сейчас взносы предприятий и организаций в социальные внебюджетные фонды предельно высоки и не могут быть существенно увеличены без негативных социальных и экономических последствий. В то же время доходы 15 – 20 % экономически активного населения значительно превышают средние доходы, и при выходе на государственную пенсию обеспеченность этой социальной группы значительно падает.
В заключение можно прийти к выводу, что работа Пенсионного фонда РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но к сожалению не всегда эффективную, и еще не один год потребуется чтобы сбалансировать данную систему и привести ее в равновесие. Изменение механизма финансирования и исчисления пенсий должно обеспечивать повышение устойчивости пенсионной системы, справедливое определение размера пенсий.
Россия стремится выполнить главный международный норматив пенсионного обеспечения (Европейская социальная хартия, Конвенция МОТ №102) – уровень пенсии должен быть не ниже 40% заработной платы квалифицированного работника. Пока этот стандарт недостижим, и, по признанию самих авторов реформы, положение нынешних пенсионеров вряд ли изменится к лучшему.
Важнейшей составляющей дальнейших работ по совершенствованию пенсионной реформы России должна стать комплексная проработка перспектив развития обязательного накопительного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения в увязке с другими вопросами развития пенсионной системы, в процессе которой необходимо решить следующие основные вопросы:
1. Определение и закрепление места накопительного элемента в пенсионной системе России, сбалансированное развитие двух принципов построения пенсионной системы – распределительного и накопительного, - главный вопрос нынешнего этапа реформирования пенсионной системы России, дальнейшего развития негосударственных пенсионных фондов.
2. Переосмысление роли и путей развития добровольного (негосударственного) пенсионного обеспечения, предусматривающее:
- дальнейшее развитие корпоративных пенсионных программ - основной составляющей добровольного накопительного страхования в России, их успешное встраивание в новую пенсионную систему России и обеспечение заинтересованного участия работодателей;
- создание в рамках социального партнерства механизмов, гарантирующих с одной стороны соблюдение прав работника по сохранению внесенных за него взносов работодателя, а с другой стороны, позволяющих работодателю использовать корпоративные пенсионные программы в качестве инструмента управления персоналом;
Дальнейшее совершенствование обязательного накопительного компонента пенсионной системы, предусматривающее, прежде всего:
- принятие федерального закона о выплатах накопительной пенсии;
- формирование системы страхования пенсионных накоплений, построенной на принципах государственно-частного партнерства;
- обеспечение действительного волеизъявления граждан при выборе места формирования пенсионных накоплений;
Переход к формированию гражданами своих пенсионных прав в рамках добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения освободит пенсионную систему от решения задач, связанных с предоставлением пенсионных привилегий отдельным категориям работников за счет других категорий работников, а также позволит проводить единую пенсионную политику в отношении всех застрахованных лиц.
Реализация предлагаемых мер позволит снизить дефицит распределительного компонента к 2020 году до 1,2% валового внутреннего продукта, а к 2030 году:
- оптимизировать дефицит пенсионной системы на уровне 0,9% валового внутреннего продукта;
- обеспечить соотношение пенсии с прожиточным минимумом пенсионера - до 3 прожиточных минимумов пенсионера в 2030-е годы с последующим прогрессивным увеличением данного показателя;
- создать условия для повышения коэффициента замещения пенсией утраченного заработка не менее чем до 40% для лиц, выработавших нормативный стаж с заработком не менее среднестатистического. При этом индивидуальный коэффициент замещения с учетом дополнительных корпоративных и индивидуальных форм накоплений может достигнуть 47 - 50% (при 42 - 45-летнем трудовом стаже - до 55 - 70%).
В нынешних демографических условиях расходы государства на пенсионное обеспечения будут стремительно расти, поэтому необходимо более активно поддерживать становление добровольного пенсионного обеспечения, что послужит, с одной стороны, улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе, а с другой — будет способствовать социально-экономическому развитию регионов путем инвестирования на эти цели сформированных таким образом ресурсов. Развивать данное направление нужно путем активного информирования граждан и предоставления налоговых льгот и иных форм стимулирования для добровольных корпоративных пенсионных программ.
Список литературы
- "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)
- Федеральный закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" от 30.04.2008 N 56-ФЗ (ред. от 12.03.2014)
- Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 12.03.2014)
- Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"
- Стратегия развития пенсионной системы РФ до 2030 г.
- Барабанов В.Н. Пенсионная реформа: вариант 2015
- Булин Д.И. Пенсионная реформа: получить пенсию будет сложнее [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.bbc.co.uk
- Демина Е.В. Пенсионная реформа 2015 года: последние новости
- Потапенко В.В., Широв А.А., Прогноз развития пенсионной системы России на период до 2030 г.
- Роик В.Д. Пенсионная система РФ: вызовы XXI века и пути модернизации// Питер. – 2012.
- Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность: Учебное пособие // Проспект. –2014.
- Сулакшин С.С. О пенсионной реформе и либеральных шараханьях
- Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник. М.: Юрайт, 2011.
- Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98. №145-ФЗ.
- Закон "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.01. №173-ФЗ.
- Закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 №256-ФЗ.
- Закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" от 30.04.2008 № 56-ФЗ.
- Войнов, А.В. Государственные финансы и региональное развитие [Текст] / А.В. Войнов // Вопросы экономики, 2009, № 3.
- Амелина, Е.В. Исчисление и уплата взносов в Пенсионный фонд РФ индивидуальными предпринимателями [Текст]/ Е.В. Амелина //Бухгалтерский учет.- 2009.- № 4.
- Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит[Текст]: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.
- Малеева, Т.М. Пенсионная реформа в России: История, результаты, перспективы. – М., 2005.
- Павлюченко, В.А. Как исцелить Пенсионный фонд? [Текст]/ В.А. Павлюченко//Социальная защита.- 2009.- № 1.
- Титов, Д. Откуда взять деньги на пенсии [Текст]/ Д.Титов// Экономика и жизнь. – 2010. - №8.
- Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.pfrf.ru/