Файл: Пенсионный фонд Российской Федерации и особенности его формирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица. 2. Доходы и расходы Пенсионного фонда в соответствии с проектом ОНБП на 2015-2017 годы, млрд руб.

2013

2014

2015

2016

2017

Доходы всего, проект ОНБП на 2015-2017 годы

6 388,40

6 294,60

7 163,80

7 761,20

8 154,80

В том числе без учета межбюджетных трансфертов

3 541,80

3 837,30

4 160,50

4 556,00

4 913,50

Трансферты

2 846,60

2 457,30

3 003,30

3 205,20

3 241,30

Расходы ПФ

6 378,50

6 421,00

7 558,40

7 844,90

8 022,50

Дефицит

9,9

-126,4

-394,6

-83,7

132,3

Темп роста расходов (в %)

-

100,7

117,7

103,8

102,3

В 2014 г. плановый дефицит ПФР составляет 126 млрд руб. То есть все доходы Пенсионного фонда не покрывают его расходов, с учетом конфискации накопительной части страховых взносов в сумме 550 млрд руб. Вообще-то, бюджет пенсионной системы в последние годы был профицитен из-за наличия института накопительных пенсий, и можно предположить, что дефицит пенсионной системы в 2014 г. связан с заниженным трансфертом из федерального бюджета. Более того, по сравнению с расходами 2013 года плановые расходы ПФР 2014 года выглядят заниженными (растут всего на 0,6%). Одни расходы на индексацию пенсий требуют на порядок большего роста. То есть, вероятно, что реальный дефицит ПФР в текущем году еще больше.

Возможны следующие варианты решения проблемы с дефицитом: страховых взносов будет собрано больше, чем запланировано, федеральный бюджет увеличит трансферт ПФ, ПФ израсходует свободные остатки на счетах (если они у него есть).

Из данных таблицы 1 следует, что в Законе о бюджете ПФР на 2014-2016 годы на 2015 и 2016 годы заложено сохранение накопительной составляющей пенсионной системы в размере соответственно 321 и 367 млрд руб. с учетом того, что часть застрахованных, родившихся после 1967 года, решат в этой системе не участвовать, а увеличивать свои условные права на получение страховой части пенсии.

Теперь посмотрим, как выглядят доходы и расходы ПФР в современных проектировках Минфина (в проекте ОНБП на 2015-2017 годы, табл.2). Основное отличие показателей доходов и расходов ПФР в 2015-2016 годах от показателей, заложенных в Законе о бюджете ПФР на 2014-2016 годы, - существенное увеличение расходов. Например, в 2015 г. они увеличиваются по сравнению с запланированными почти на 600 млрд руб. С чем связан такой пересмотр расходных обязательств ПФР - нам неизвестно (вероятно, неведомо откуда, в Россию приехали новые контингенты пенсионеров). По словам вице-премьера О. Голодец, расходы на пенсии в Крыму и Севастополе составят (всего) 36 млрд руб. в год. В итоге дефицит пенсионной системы в 2015 г. составляет почти 400 млрд руб. вместо запланированного профицита в 127 млрд руб. В таком раскладе решение о новой конфискации накопительной части пенсионных сбережений в 2015 г. выглядит вполне естественным.


Глава 4. Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ

С 2015 года в России планируется ввести новый порядок назначения пенсий.

Перед разработчиками новой пенсионной формулы были поставлены следующие условия:

- гарантировать приемлемый уровень пенсионного обеспечения граждан;

- создать необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;

- сохранить приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и нагрузки на федеральный бюджет;

- обеспечить минимальные гарантии пенсионного обеспечения гражданина на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;

- обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате;

- повысить роль стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.

Принципиально меняются правила формирования страховой части. Накопительная пенсия будет назначаться на прежних условиях[26].

При расчете страховой части пенсии вводится понятие "годовой пенсионный коэффициент". Он показывает соотношение между официальным заработком работника и максимальной зарплатой, с которой уплачиваются страховые взносы. Так оценивается трудовой вклад: чем выше зарплата, тем выше коэффициент. Максимальное его годовое значение равно 10. Перед выходом на пенсию конкретного человека все его коэффициенты суммируются. Итоговая величина умножается на так называемую "стоимость пенсионного коэффициента". Эту стоимость ежегодно будет рассчитывать правительство - исходя из экономической ситуации в стране, поступлений в Пенсионный фонд.

При введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав, подчеркнул министр труда и соцзащиты Максим Топилин.[2] Все пенсионные права, сформированные до 2015 года, фиксируются, сохраняются и не могут быть уменьшены[27].

Новая формула предполагает "выделение накопительной части трудовой пенсии из состава трудовой пенсии по старости как элемента, не имеющего солидарного характера по своей сути, и преобразование этой части пенсии в самостоятельный вид пенсии", говорится в пояснительной записке к документу. При этом с 2015 года к страховой пенсии предусматривается фиксированная выплата - 4 104 рубля в месяц (при наличии одного иждивенца - 5 472 рубля, двух иждивенцев - 6 840 рублей, трех и более - 8208 рублей). Сегодня она составляет 3,6 тысячи рублей, а, значит, вырастет на 500 рублей. После достижения возраста 80 лет выплаты составят 8 208 рублей в месяц (при наличии одного иждивенца - 9576 рублей в месяц, двух иждивенцев - 10 944 рубля, трех и более - 12 312 рублей). Этот размер будет индексироваться ежегодно - в апреле.[28]


Выплачиваться фиксированная часть будет не всем, а только тем, кто заработал положенный стаж. При этом надо отметить, что условиями для получения страховой пенсии по старости может являться достижение мужчины возраста 60 лет, а женщины - 55 лет и наличие страхового стажа 15 лет. Кстати, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии, сегодня составляет 5 лет. А, согласно документу, продолжительность страхового стажа, начиная с 1 января 2016 года, ежегодно будет увеличиваться на один год. И с 2025 года и далее он составит 15 лет.

В конце декабря 2013 года после бурных обсуждений депутаты окончательно приняли решение о проекте пенсионной реформы. Федеральные законы «О накопительной пенсии» и «О страховых пенсиях» подписаны президентом 28 декабря. Также внесены изменения и дополнения в действующие нормативные акты, связанные с пенсионным обеспечением.

Принципиально изменились права на пенсию, порядок её начисления и исчисление трудового стажа:

  • Право на пенсионное обеспечение будет давать пенсионный коэффициент (ПК), величина которого зависит от стажа, заработной платы и возраста выхода на пенсию.

Считать пенсионный коэффициент (или баллы) будут следующим образом: страховая часть отчислений делится на 16% от установленной государством максимальной суммы, облагаемой обязательными отчислениями. В 2014 году эта сумма установлена в размере 624 тыс. рублей. Результат умножается на коэффициент, величина которого с 1.01.2015 установлена 6,6. Ежегодно предусмотрено его увеличение на 2,4. Верхний порог этого коэффициента — 30. Например, при годовом доходе 100 тысяч рублей, ежегодное начисление баллов происходит следующим образом, (см.табл.2):

Таблица 2 - Схема ежегодного начисления баллов

Стаж

Есть накопительная часть, страховая -10%

Нет накопительной части, страховая — 16%

1 год

(10 000/99840)*6,6=0,66 балла

(16000/99840)*6,6=1 балл

2

0,9

1,44

3

1,14

1,8

4

1,38

2,2

5

1,62

2,6

  • Значительно выросли требования по минимальному стажу для назначения пенсии — 15 лет. Сегодня к пенсионному возрасту достаточно иметь стаж 5 лет. Увеличение требований по стажу планируется проводить постепенно. Так, в 2015 году необходим стаж 6 лет, в 2016 году— 7 лет и так далее. К 2024 году пройдёт постепенное увеличение до 15 лет.
  • Страховая и накопительная — это 2 вида пенсий согласно новым законам, государство берёт на себя ответственность только за первую.
  • При недостатке стажа и ПК оформить пенсию гражданин сможет на 5 лет позже установленного законом срока.
  • Женщины, пенсионный возраст которых наступит позже 1 января 2015 года, получили льготы. В период ухода за первыми четырьмя детьми им будут начисляться повышенные баллы: за первого ребёнка — 1,8, второго — 3,6, третьего и четвёртого — 5,4. Шесть лет будут учтены при назначении пенсии по старости, сегодня только три года включаются в пенсионный стаж.
  • Работникам сельскохозяйственных предприятий со стажем более 30 лет и проживающим в сельской местности уже в 2016 г. предусмотрена прибавка к пенсии. Дополнительные баллы получат граждане, отслужившие в армии, в органах внутренних дел, и приравненных к ним.

Прогноз численности пенсионеров до 2020 г.[29] разработан Управлением актуарных расчетов на основе долгосрочного демографического прогноза и отражен в таблице 3. В соответствии с ним, тенденция увеличения численности пенсионеров сохранится на весь рассматриваемый период, что наряду с тенденцией депопуляции приведет к увеличению нагрузки пенсионной системы на население.

Таблица 3 - Численность пенсионеров на период с 2002 г. по 2020 г., тыс.чел.

Годы

Всего пенсионеров

Пенсионеры, получающиетрудовые пенсии

в том числе пенсионеры, получающие пенсии

По старости

по инвалид­ности

По случаю потерикормильца

2002

38713,9

37070,6

29525,6

5184,8

2360,2

2003

38759,5

37111.6

29807 ,71

5210,3

2094,1

2004

38658,31

37019,9

9864,3

5270,6

1885,0

2005

38727,3

37071,8

20199,1

5164,6

1708,1

2006

38634,7

36985,4

20585,6

4891,1

1508,6

2007

38663,4

37018,4

31047,6

4635,4

1335,4

2008

38797,9

37159

31543,2

4269,1

1347,4

2009

39093,0

37465

32138,2

4052,5

1275,0

2010

39483,4

37859

32662,7

3969,5

1227,6

2015

42108.1

40521

35012,1

4109,1

1400,5

2020

43333,3

41788

36452,2

4350,9

985,2

Из анализа таблицы 3 следует, что к концу рассматриваемого периода численность пенсионеров возрастет до 43,3 млн. чел., т.е. на 11,8%, по сравнению с 2002 г. При этом рост численности пенсионеров будет происходить в основном за счет получателей пенсий по старости, ежегодный прирост которых составит 1—2%.

В результате роста численности получателей пенсий по старости и сокращения получателей пенсий по случаю потери кормильца, существенно изменится структура получателей трудовых пенсий.

Доля получателей пенсий по случаю потери кормильца сократится к 2020 г. до 2,4%, пенсионеров по старости возрастет (в том числе за счет включения в их состав бывших получателей пенсии за выслугу лет) и увеличится до 87,2%, доля пенсионеров по инвалидности снизится незначительно: с 12,89% в 2001 г. до 10,41% в 2020 г.


Расчеты Министерством труда стоимости мер по оптимизации пенсионной системы были представлены в ходе экспертного обсуждения новой пенсионной формулы в рамках "Открытого правительства":

• Из распространенной презентации министерства следует, что основной мерой, увеличивающей расходы бюджета Пенсионного фонда России, является повышение пенсий за выработку сверхнормативного стажа. Это обойдется ПФР в 2015 году в 105 млрд руб.; в 2020 году - в 202 млрд; а к 2030 году расходы вырастут на 255 млрд руб. в год.

• Правда, тот же отказ от назначения пенсии в общеустановленном возрасте (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) и продолжение ими трудовой деятельности в течение еще пяти лет даст возможность ПФР экономить на выплатах пенсий этим добровольцам-"сверхсрочникам" 1,3 млрд руб. в 2015 году, 16,5 млрд - в 2020 и 31 млрд руб. ежегодно к 2030 году.

• Основными мерами, увеличивающими доходы пенсионной системы, будут повышение взносооблагаемого по ставке в 22% (только в ПФР) предела годового заработка с нынешних 1,6 до 2,3 средних размеров зарплат в стране (в результате облагаемая по обычной ставке годовая зарплата увеличится с нынешних 568 тыс. руб. примерно до 1 млн. руб.) и сокращение льготных категорий пенсионеров (экономия 16 млрд. руб. - в 2015 году; 101 млрд. руб. - в 2020 году и 238 млрд. руб. - в 2030 году).

• Но основной эффект для бюджета даст изменение механизма индексации фиксированных выплат. Сейчас это делается по росту средней заработной платы по стране (но не ниже инфляции). Предлагается в дальнейшем гарантировать индексацию пенсий просто не ниже инфляции. В результате годовая экономия бюджета ПФР к 2030 году, по расчетам Минтруда, достигнет 2,7 трлн. руб.

• Дополнительные проблемы новая пенсионная формула создаст для тех, кто пожелает увеличить свой персональный пенсионный балл-коэффициент за периоды работы до 2000 года. Это имеет смысл делать тем, у кого соотношение дохода в те годы к среднему по стране было выше, чем в 2000-2001 годах, когда персонифицированный учет уже был налажен.

• В этом случае придется собирать справки о размере доходов с прежних мест работы. Причем не все они будут автоматически приняты ПФР: там их проверят на достоверность. Если организация в указанные годы не платила достаточные объемы налогов, то в расчете пенсии не будет учтен не только размер заработка, но и сам стаж. Бюджет Пенсионного Фонда РФ на 2014 год[30] сформирован по доходам в сумме 6289,96 млрд. рублей (8,6% к объему ВВП, определенному по прогнозу в сумме 73315 млрд. рублей) и по расходам в сумме 6416,41 млрд. рублей (8,8% к объему ВВП), в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (НЧП): по доходам в сумме 6201,66 млрд. рублей и по расходам в сумме 6397,06 млрд. рублей.