Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность Международных стандартов финансовой отчетности
Международные стандарты финансовой отчетности [5, с.41]:
- используются органами регулирования национальных стандартов;
Вводные стандарты: МСФО (IAS) 1, 7, 8.
Основные стандарты: МСФО (IAS) 18, 2, 37, 12.
Стандарты по долгосрочным активам и обязательствам: МСФО (IAS) 16, 36, 38.
Частные стандарты: МСФО (IAS) 21, 40, 23, 20.
Стандарты по оплате труда: МСФО (IAS) 19, 26.
Стандарты для компаний, зарегистрированных на бирже: МСФО (IAS) 33, 34.
Стандарты по раскрытию информации: МСФО (IAS) 10, 24.
Банковские стандарты: МСФО (IAS) 32, 39; МСФО (IFRS) 7.
Отраслевые стандарты: МСФО (IAS) 41.
Стандарты по консолидации: МСФО (IAS) 27, 28, 31.
3. Сравнительный анализ международных и российских стандартов финансовой отчетности
- используются органами регулирования национальных стандартов;
МСФО вносят большой вклад в совершенствование и гармонизацию финансовой отчетности во всем мире.
МСФО представляют собой комплекс документов [2, с.26]:
1) Введение;
2) Построение СМСФО;
3) Предисловие к положениям МСФО;
4) Принципы составления и представления финансовой отчетности;
5) Стандарты финансовой отчетности;
6) Интерпретации (разъяснения) Международных стандартов финансовой отчетности;
7) Глоссарий;
8) История МСФО.
Все эти документы взаимосвязаны, образуя единое целое, систему, и не могут применяться по отдельности. Вместе с тем каждый отдельный документ как элемент этой системы имеет самостоятельное значение.
В Предисловии к положениям МСФО (Preface to Statements of International Accounting Standards) кратко излагаются цели и порядок деятельности СМСФО, а также разъясняется порядок применения международных стандартов. Значение этого документа во многом определено во фразе, с которой начинается каждый стандарт. В ней обращается внимание на то, что положения стандарта должны рассматриваться в контексте Предисловия.
Принципы составления и представления финансовой отчетности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements) определяют основы формирования и представления финансовой отчетности для внешних пользователей. В них рассмотрены такие вопросы как цели финансовой отчетности, качественные характеристики, определяющие полезность отчетной информации, даны определения, установлены порядок признания и измерения элементов финансовой отчетности, понятия капитала и поддержания капитала.
Принципы не являются стандартом и не заменяют никакие конкретные стандарты. Данный документ предназначен, в основном, для содействия:
СМСФО — в разработке новых и пересмотре действующих стандартов;
- национальным органам стандартизации — в работе над национальными стандартами;
- составителям финансовой отчетности — в применении МСФО и определении порядка финансовой отчетности по тем вопросам, в отношении которых стандарты еще не приняты;
- аудиторам — в формировании мнения о соответствии или несоответствии финансовой отчетности МСФО;
- пользователям отчетности, составленной по МСФО, — в интерпретации финансовой информации.
Если какое-то положение Принципов вступает в противоречие со стандартами, то требования стандарта имеют приоритет над требованиями Принципов.
Международные стандарты финансовой отчетности (International Accounting Standards — IAS и International Financial Reporting Standards — IFRS) представлены в комплекте документов в порядке возрастания их номеров. Они имеют типовую структуру (компоненты, помеченные курсивом, не переведены на русский язык, они доступны только на английском языке в официальном издании, распространяемом IASCF):
1) цель, сфера применения, определения, описание сущности стандарта, раскрытие информации, дата вступления в силу;
2) приложения, являющиеся неотъемлемой частью стандарта;
3) приложения, не являющиеся неотъемлемой частью;
4) основа выводов;
5) руководство по применению.
Интерпретации (разъяснения) Международных стандартов финансовой отчетности (Interpretations of International Accounting Standards) разрабатываются Постоянным комитетом по интерпретациям и принимаются СМСФО. В них раскрываются и объясняются положения стандартов, содержащих неоднозначные или неясные решения. Они призваны обеспечить единообразное применение стандартов и сопоставимость финансовой отчетности, подготавливаемой на основе МСФО. В качестве вопросов для разъяснений обычно избираются те, которые связаны с применением существующих стандартов, имеют практическую направленность, представляют большой интерес для пользователей стандартов.
Совокупность всех названных документов, или система Международных стандартов финансовой отчетности, предназначена для составления финансовой отчетности любых торговых, производственных и иных компаний (включая банки, страховые компании и иные финансовые институты) независимо от вида деятельности, отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы. Система МСФО пригодна для использования, как в частном, так и в государственном секторе. Однако некоммерческим организациям может потребоваться некоторая адаптация отдельных положений стандартов или предоставление дополнительной информации.
В силу того, что СМСФО не является правительственной организацией, Совет не может потребовать от кого бы то ни было применения международных стандартов. МСФО не являются нормативными актами. Поэтому обязанность применения МСФО может возникнуть, если она будет нормативно установлена национальным или наднациональным институтом. Так, законодательством некоторых стран предусмотрена обязанность составления отчетности по МСФО. Комиссией Европейского Союза также предусмотрено применение МСФО для составления консолидированной финансовой отчетности всеми включенными в биржевой европейский листинг компаниями (в том числе кредитными и страховыми организациями). В таких условиях руководство компаний обязано применять МСФО при формировании финансовой отчетности.
Вместе с тем многие компании и профессиональные организации добровольно применяют МСФО, поскольку высоко оценивают качество информации, содержащейся в финансовой отчетности, сформированной по МСФО. Многие отечественные компании в добровольном порядке приняли решение о формировании отчетности по МСФО (в отсутствии законодательных требований).
Для многих российских компаний ключевой причиной принятия решения о составлении отчетности по МСФО в добровольном порядке является сокращение расходов (или сам факт получения) на привлечение заемных средств, поскольку зарубежные заемные источники нередко обходятся дешевле отечественных.
2. Причины и процедуры трансформации финансовой отчетности российских организаций в отчетность, составленную по МСФО
Компании, формирующие отчетность по МФСО, считаются наиболее конкурентно способными в своем секторе рынка, а иностранные инвесторы с большим энтузиазмом вкладывают свои средства для их развития. Согласно МСФО Финансовая отчетность общего назначения (именуемая «финансовая отчетность») - это отчетность, предназначенная для удовлетворения потребностей тех пользователей, которые не имеют возможности получать отчетность, подготовленную специально для удовлетворения их особых информационных нужд.[1].
Трансформация бухгалтерской отчетности согласно МСФО способствует повышению информативности и полезности для рядовых пользователей, что доказано международной практикой. Российский рынок изобилует огромным количеством различных дочерних предприятий, развивающихся за счет зарубежных инвесторов, для которых финансовая отчетность МФСО является одной из составляющих консалтинговой политики материнских предприятий. Трансформация финансовой отчетности по МФСО производится по ряду важных причин: обеспечение выхода на рынок капитала предприятия; подготовка финансовой документации, необходимой при составлении отчетности, что особенно важно, если предприятие является членом промышленной группы компаний; эффективное привлечение иностранных инвестиций и возможность дальнейшего перспективного сотрудничества с крупными и успешными зарубежными партнерами [6].
Процедура трансформации состоит из нескольких этапов, важнейшим из которых является переклассификация доходов, расходов, активов и пассивов для предоставления отчетности в стандартах, привычных для пользователей отчетности в формате МСФО. Из сложившейся российской практики многие аудиторские фирмы используют следующую схему для получения отчетности в стандартах МСФО.
В процессе реклассфификации корректируются отчетные статьи баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, отчета об изменениях капитала. Для этого производятся следующие действия:
- инвентаризация запасов на отчетную дату, в процессе которой определяется их рыночная стоимость (на практике зарубежные компании, имеющие иностранные филиалы, либо используют среднюю себестоимость, либо не пересчитывают, но указывают в учетной политике метод оценки раздельно по местным запасам и иностранным);
- инвентаризация дебиторской задолженности с целью начисления резерва сомнительных и безнадежных долгов (информация о них дополняется данными за предыдущие периоды, что необходимо для обоснованного расчета процента отчислений в резерв);
- инвентаризация основных средств на предмет установления их чистой рыночной стоимости и обесценения, вызванного моральным и физическим износом функционирующих в настоящее время активов;
- оценка обменных операций с целью проверки соответствия справедливой (рыночной стоимости) переданных/полученных активов.
В процессе трансформации финансовой отчетности необходимо учитывать особенности признания доходов и расходов по учетным стандартам. Для этого следует: обеспечить соблюдение принципа начисления. Доначислить затраты, относящиеся к отчетному периоду (по неполученным еще счетам контрагентов) и отразить их отдельным разделом (статьей) в балансе, расшифровка доначисленных затрат раскрывается в пояснении к отчету по стандартам МСФО. При этом важно не допустить повторного учета доначисленных затрат при трансформации отчетности в следующем году. Например, нет счета на аренду, и предприятие платит по договору; обеспечить соблюдение принципа соответствия: учесть все доходы и расходы, относящиеся к отчетному периоду. Они признаются на основе предыдущей оценки/экспертной оценки. Это связано с отражением в предыдущем периоде отложенных доходов и затрат будущих периодов.
Кроме того, в процессе переклассификации корректируется налоговая составляющая российской отчетности. Анализу подвергаются: расчет и учет налогов по принципу начисления, а не оплаты, в соответствии с МСФО 12.[2]. Для этой процедуры необходимо согласие иностранной стороны.
Производится переклассификация и списание всех текущих расходов в уменьшение балансовой прибыли и соответственно восстановление нераспределенной/чистой прибыли, если они были списаны за счет чистой прибыли в соответствии с требованиями российского законодательства:
- затраты на НИОКР в части исследований;
- проценты по ссудам и займам (МСФО не предусматривает лимитирования);
- затраты на ремонт, содержание и амортизацию основных средств непроизводственного назначения (МСФО не разделяет затраты производственного и непроизводственного назначения);
- затраты на содержание социальной сферы (такие затраты также включаются в себестоимость согласно МСФО);
- проверка транспортно-заготовительных затрат на предмет их разумности и необходимости;
- списание сальдо издержек обращения;
- списание ГСМ в баках автомобилей - в режиме текущих расходов [4] Также требуется произвести корректировку фондов и резервов. При этом проводится: ·
- объединение всех фондов и резервов (кроме резервов корректирующего характера: сомнительных и безнадежных долгов, предстоящих налогов и платежей, ремонта и т.п.), восстановление их в части операций, переведенных в текущие затраты и отражение их в балансе статьей резервного капитала;
- восстановление в балансовой прибыли фонда переоценки основных средств, относящегося к реализованным основным средствам; ·
- восстановление в балансовой прибыли неиспользованных резервов корректирующего характера (сомнительных и безнадежных долгов на основе их обязательной инвентаризации, предстоящих расходов и платежей, ремонта и т.п.).
При трансформации финансовой отчетности, составленной в соответствии с российским законодательством в отчетность, соответствующую МСФО задолженности и займы должны быть проверены на предмет переклассификации с целью справедливого отражения финансовой составляющей деятельности предприятия.
Задолженности и займы переклассифицируются по следующей схеме:
- разделение дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с разными дебиторами и кредиторами, с подотчетными лицами;
- перевод предоплаты поставщикам в авансы выданные;
- перевод части активов, затрат и займов собственникам за счет предприятия в изъятия, если они имеют характер выгод для собственников, а не предприятия;
- списание займов, предоставленных юридическим и физическим лицам, в т.ч. персоналу предприятия, если отсутствует возможность контроля за их возвратом;
- проверка краткосрочной аренды и совместной деятельности на предмет их возможного вуалирования под финансовые вложения;
- проверка финансовых вложений;
- выделение овердрафта (кредитовое сальдо по банковским счетам) из остатков по банковским счетам и показ его в составе краткосрочной кредиторской задолженности.