Файл: Налог на доходы физических лиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • документы, подтверждающие право собственности на жилье или приобретение прав на строящееся жилье;
  • документы, подтверждающие оплату затрат на покупку (строительство) жилья, земельного участка).

Заем, предоставленный сотруднику на погашение ипотечного кредита на приобретение жилья, не является целевым. В случае получении такого займа у сотрудника появляется материальная выгода от экономии на процентах, облагаемая НДФЛ по ставке 35 или 30 % (письмо Минфина России от 7 октября 2009 г. № 03-04-05-01/727).

В случае определении материальной выгоды от приобретения товаров (работ, услуг) имеет значение, являются ли стороны сделки взаимозависимыми лицами. Если да, то в случае использовании сниженных цен у покупателя может возникнуть обязанность заплатить НДФЛ c материальной выгоды (подп. 2 п. 1 ст. 212 НК РФ).

Стороны сделки признаются взаимозависимыми лицами в следующих случаях:

  • один человек подчиняется другому по должности (например, покупатель продавцу или наоборот) (подп. 10 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);
  • покупатель и продавец состоят в браке, являются родственниками, состоят в отношениях усыновителя и усыновленного, попечителя и опекаемого (подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

Таким образом, покупатель и продавец могут быть признаны взаимозависимыми лицами.

Доход в виде материальной выгоды от приобретения товаров (работ, услуг) возникает в день приобретения (подп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ). Материальную выгоду определяете так:

Материальная выгода от приобретения товаров (работ, услуг)

=

Рыночная цена товаров (работ, услуг)

Цена товаров (работ, услуг), по которой они были проданы сотруднику

Рыночную цену товаров (работ, услуг) определяйте c учетом положений пункта 3 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ.

Материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг, возникает, если они:

  • получены безвозмездно;
  • приобретены по ценам ниже рыночных.

Это касается как ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке, так и ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке (п. 4 ст. 212 НК РФ).

Условия появления материальной выгоды описаны в пункте 4 статьи 212 Налогового кодекса РФ.

В случае получении акционером (учредителем) дополнительных акций (долей, паев) в результате переоценки основных фондов материальной выгоды не возникает. Такие полученные доходы освобождены от НДФЛ (п. 19 ст. 217 НК РФ).


Величина материальной выгоды равна превышению рыночной стоимости ценных бумаг над затратами на их приобретение (абз. 1 п. 4 ст. 212 НК РФ).

Рыночная стоимость ценных бумаг определяется c учетом предельной границы ее колебаний.

Если ценные бумаги обращаются на организованном рынке:

  • рыночная стоимость определяется в соответствии c Порядком, утвержденным приказом ФСФР России от 9 ноября 2010 г. № 10-65/пз-н;
  • предельные границы колебания рыночной стоимости определяются на основании пункта 5 Порядка, утвержденного приказом ФСФР России от 9 ноября 2010 г. № 10-65/пз-н.

Рыночная стоимость ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, определяется исходя из расчетной цены c учетом предельной границы ее колебаний:

  • расчетная цена определяется в соответствии c Порядком, утвержденным приказом ФСФР России от 9 ноября 2010 г. № 10-66/пз-н;
  • предельные границы колебания (в сторону повышения и в сторону понижения) составляют 20 процентов от расчетной цены (п. 7 Порядка, утвержденного приказом ФСФР России от 9 ноября 2010 г. № 10-65/пз-н).

Рыночная стоимость ценных бумаг (как обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке) определяется на дату совершения сделки (абз. 6 п. 4 ст. 212 НК РФ).

Такой порядок расчета рыночной стоимости ценных бумаг для определения материальной выгоды следует из совокупности норм пункта 4 статьи 212, пункта 6 статьи 280 Налогового кодекса РФ, пунктов 2 и 4 Порядка, утвержденного приказом ФСФР России от 9 ноября 2010 г. № 10-65/пз-н, пункта 1 Порядка, утвержденного приказом ФСФР России от 9 ноября 2010 г. № 10-66/пз-н.

2.3 Пути совершенствования налогообложения доходов физических лиц

Единая 13 % величина ставки налога на полученные доходы физических лиц не соответствует структуре нашего общества, где средний класс составляет около 10-15 % населения, и нарушает социальную справедливость налогообложения. На практике эффективная величина ставки налога на полученные доходы обеспеченных граждан приобретает регрессионный характер, поскольку они обладают большими возможностями для уменьшения налогооблагаемой базы за счет вычета затрат на благотворительность, образование, лечение, приобретение недвижимости. Далеко не всегда единая величина ставки налогообложения доходов физических лиц действительно создает стимул для честного декларирования гражданами своих доходов[8].


С момента перехода на пропорциональное налогообложение доходов физических лиц в стране не прекращаются дискуссии o необходимости возвращения к прогрессивному налогообложению таких доходов. Не вдаваясь в подробности дискуссии, хотелось бы отметить, что аргументы ратующих за прогрессивное налогообложение в целом убедительны, обоснованы и подтверждены мировой практике. В Государственную Думу неоднократно вносились законопроекты o переходе к прогрессивной шкале подоходного налога. Однако подобные инициативы не находят отклика ни у законодателя, ни в федеральных органах исполнительной власти. Так, на подобные доводы заместитель руководителя Федеральной налоговой службы С. Шульгин ответил, что в России создана хорошая налоговая система, которая отвечает уровню сложившихся общественных отношений. Однако С. Шульгин согласился, что плоская шкала налогообложения несправедлива.

В условиях пропорционального обложения доходов особенно важную роль играют налоговые льготы, выполняющие компенсационную функцию и обеспечивающие дифференциацию налоговых обязательств тех налогоплательщиков, которые находятся в неодинаковом состоянии. Предусмотренные действующим Налоговым кодексом РФ стандартные, социальные и имущественные размеры вычетов вызывают значительные нарекания, наиболее существенные из которых можно свести к следующим:

- отсутствие необлагаемого налогом минимума;

- предельно маленький размер стандартных налогов вычетов;

- размеры и условия предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов дают возможность использовать их c наибольшей выгодой для себя именно более обеспеченными налогоплательщиками, в то время как менее обеспеченные категории налогоплательщиков в результате использованного законодателем механизма получения таких вычетов не получают должной поддержки от государства.

При получении исполнительного листа на сотрудника нужно помнить о том, на какие виды доходов не может быть обращено взыскание, учитывать максимально возможный процент удержания по исполнительному листу и очередность погашения нескольких исполнительных листов.

Закрытый перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание, установлен в статье 101 Закона № 229-ФЗ; со всех иных видов доходов, не поименованных в этом перечне, удержание производить можно и нужно. В частности, к видам доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному листу, отнесены: пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (п. 12 ст. 101 Закона № 229-ФЗ); компенсационные выплаты в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность, в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику, а также денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака, если такие выплаты установлены законодательством РФ о труде (п. 8 ст. 101 Закона № 229-ФЗ).


Таким образом, удержания производятся с сумм материальной помощи, зарплаты (в том числе премий, оплаты за сверхурочные и работу в выходной, надбавки за вахтовый метод работы и т. п.), пособий по временной нетрудоспособности, отпускных, компенсаций на питание, бензин, за использование личного транспорта, добровольного медицинского страхования сотрудника, выходных пособий при увольнении, среднего заработка на период трудоустройства при сокращении штата, и т. п. С суточных и компенсации иных расходов, которые работник несет в связи с направлением в служебные командировки, а также пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком и в связи с рождением ребенка удержания по исполнительным листам не производятся.

3. Размер удержаний по исполнительному листу и очередность требований

Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику. При отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением, размер удержаний из заработной платы не может превышать 70 процентов (ст. 138 ТК РФ; ст. 99 Закона № 229-ФЗ).

Следует учитывать, что 70 процентов — это максимальный размер удержания только по конкретным, перечисленным в законе основаниям, поэтому если такие удержания составляют менее 70 процентов заработной платы, удерживать по остальным исполнительным документам из оставшейся до этого размера части нельзя (письмо Роструда от 30.05.2012 № ПГ/3890-6-1).

Например, если на работника поступило несколько исполнительных листов, один из которых связан с взысканием алиментов на детей, 70-процентное ограничение удержаний из заработной платы работника применяется только к этому исполнительному листу, а для удержаний по другим исполнительным листам действует 50-процентное ограничение размера удержаний.

Также следует помнить, что при наличии нескольких листов работодатель обязан учитывать очередность удовлетворения требований (ч. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ). Согласно этой норме, например, требования по взысканию алиментов удовлетворяются в первую очередь, требования по взысканию недоимки по налогам — в третью, а требования по возмещению материального вреда, причиненного в результате ДТП — в четвертую.


При этом при распределении каждой взысканной с должника денежной суммы требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме (ч. 2 ст. 111 Закона № 229-ФЗ). Если удовлетворить все требования одной очереди в полном объеме невозможно, они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе (ч. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

В целях избежания негативных последствий налоговому агенту следует своевременно исправлять ошибки в справках 2-НДФЛ. С 1 января 2016 года вступила в силу статья 126.1 Налогового кодекса (Федеральный закон от 02.05.2015 № 113-ФЗ) об установлении ответственности налоговых агентов за представление документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе сведений по форме 2-НДФЛ) в виде штрафа в размере 500 рублей за каждый документ. Ранее законодательство предусматривало лишь ответственность за непредставление в установленный срок документов или иных сведений (ст. 126 НК РФ).

Ответственность в виде штрафа за недостоверные сведения будет применяться и к сведениям, представленным за 2015 год. Поэтому налоговые органы будут уделять особое внимание полноте и достоверности представления налоговыми агентами сведений по форме 2-НДФЛ за 2015 год (письмо ФНС России от 18.12.2015 № БС-4-11/22203@).

При выявлении фактов представления документов, содержащих недостоверные сведения, должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен акт по утвержденной форме (приказ ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@). Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения (ст. 101.4 НК РФ).

Однако штрафа можно избежать, если до получения такого акта налоговый агент самостоятельно выявит ошибки в представленных им справках по форме 2-НДФЛ и представит налоговому органу уточненные сведения (п. 2 ст. 126.1 НК РФ). Поэтому так важно своевременное выявление ошибок и подача корректирующих сведений.

Ни Налоговый кодекс, ни Порядок заполнения формы сведений о доходах физического лица (утв. приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@ (далее - Порядок)) не раскрывают понятия "недостоверные сведения". Помимо ошибок, влияющих на размер дохода и сумму налога, недостоверными сведениями также могут быть признаны неточности в персональных данных налогоплательщика. В частности, признаются недостоверными сведения, содержащие некорректный ИНН (присвоенный иному физическому лицу). Поэтому если нет уверенности в правильности ИНН, лучше его вообще не указывать, ведь сведения по форме 2-НДФЛ без указания ИНН считаются прошедшими форматно-логический контроль и подлежат приему (письмо ФНС России от 09.03.2016 № БС-4-11/3697@).