Файл: Методика изучения конкурентов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Рыночный успех является главным критерием оценки деятельности предприятий, а их рыночные возможности во многом предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой стратегией предприятия. Концепция стратегического планирования позволяет выработать комплекс средств и методов, обеспечивающих адаптацию предприятий к рыночным условиям хозяйствования.

С целью повышения рыночных возможностей в условиях острой конкурентной борьбы предприятию становятся необходимы стратегическое планирование, маркетинговые исследования, имитационное моделирование и другие современные методы и приёмы работы, позволяющие управлять процессами производства и реализации товаров.

В системе маркетинга фирма, действующая на рынке, рассматривается не сама по себе, а с учетом всей совокупности отношений и информационных потоков, связывающих её с другими субъектами рынка. Условия окружающей среды, в которой действует фирма, принято называть маркетинговой средой фирмы. Маркетинговая среда фирмы слагается из микросреды и макросреды. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и её возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду (факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера).

Таким образом, конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке.

Актуальность темы в том, что наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция. С экономической точки зрения, конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и (или) услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.


Цель работы – рассмотреть основные методы изучения фирм–конкурентов на примере ООО «Мебель».

Для решения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:

- изучить понятие конкуренции;

- изучить методы изучения фирм-конкурентов;

- проанализировать конкурентную стратегию ООО «Мебель»;

- дать рекомендации по изучению фирм-конкурентов ООО «Мебель».

Объектом исследования являются методы изучения конкурентов в ООО «Мебель», предметом – методы изучения конкурентов.

Научно-методическая основа работы – литературные источники и публикации по вопросам маркетинга и планирования экономики предприятия.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

1. Теоретические аспекты конкурентной борьбы и основных методов изучения фирм-конкурентов

1.1 Понятие конкуренции

Слово конкуренция возникло от латинского «concurrere», что в переводе означает сталкиваться. Ожегов С.И. трактует конкуренцию как соперничество, борьбу за достижение больших выгод, преимуществ [13,c.272].

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся определения термина конкуренция (таблица 1.1).

Таблица 1.1 - Определения термина конкуренция

Автор определения

Определение

Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А. [9, c. 175]

Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Киперман Г.Я.[17, c.147]

Процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации продукции, экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта.

Макконнел К.Р.,

Брю С.Л. [7, c.452]

Наличие на рынке большего числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его.

Маршалл А. [10, c.126]

Состязание одного человека с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо.

Спиридонов И.А. [18, c. 59]

Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения различных потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли.

Перцовский Н.И. [11, c. 14]

Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями целях возможностей продукции, покупателей наибольшей

Фатхутдинов [19, 41]

процесс своими для или в конкурентами объективных потребностей законодательства естественных


Наличие рынке услуг, действует от определенной в грозит с рынков.

Гарвардской школы М. состояние в отрасли охарактеризовать силами:

1. продавцами отрасли.

компаний отраслей своими субститутами.

3. новых отрасли.

4. сырья используемых диктовать условия.

5. потребителей фирмы диктовать c.21]

На модель конкурентных сил, М. c.18].

Фирмы, чьи товары могут быть заменителями

Поставщики

Покупатели

Соперничество между существующими конкурирующими системами.Внутриотраслевая конкуренция

Потенциальные конкуренты

Рисунок 1. Конкурирующие силы

сил является систематической конкурентных на определении каждой Эта только используется, достаточно применении.

Из конкурентных влияние борьба фирмами, товары Конкуренция связи что или появляется удовлетворить потребителей. Независимо идёт конкурентная уровень для необходимым успешной обеспечит конкурентами позиции

несколько в влияют конкуренции c.72]:

  1. усиливается числа по того их объёмы производства.
  2. конкуренция спрос растёт На места всем.
  3. Конкуренция условия отрасли на или других объёмов объёмов производства.
  4. когда при потребления на невелики.
  5. Конкуренция или компаний не своей пытаются увеличить за доли конкурентов.
  6. пропорционально от решений.
  7. Конкуренция затраты то, чтобы рынок то, остаться на и конкурентной борьбе.
  8. тем предсказуем, чем различаются стратегия, личные качества руководителей они зарегистрированы.
  9. когда компании, других какую-либо фирму отрасли к решительных финансируемых превращению им в лидера рынка.

рынков использование конкуренции соперничающих меняющийся при котором инициируют оборонительные постоянно меняя конкурентное другое. Наиболее часто определения термина организации 1.2.

Таблица 1.2 Определения организации

Завьялов Л.Ш., Райзберг c 177]

Это фирмы, рынках производителями и аналогичных более качества, доступных создания потребителей.

Г.Я. c.148]

Способность противостоять рынке поставщикам продукции (конкурентам) по товарами услугами конкретной потребности, эффективности деятельности.

Н.И. c. 17]

эффективной и прибыльной условиях Это жизнестойкости умения свой научно-технический потенциалы.

c.46]

Способность конкурентоспособную фирмы к данной страны её

зависимости конкурентоспособности быть вариант конкурентоспособности 1.3).


Таблица 1. Классификация (по масштаба)

конкурировать

Уровень

конкурировать рынке

Мировой уровень

конкурировать отдельной

Крупномасштабный

уровне страны

Региональный

конкурировать отдельной хозяйства

уровень

на города

Городской

конкурировать уровне

Таким в условиях отношений предприятием, фирмой позицию отношению конкретной и позволяет собственную профиль цели, возможности, и

1.2 изучения фирм-конкурентов

правило, или в по отдельным рынка [4, c. 114].

Выявление потенциальных обычно одного подходов:

первый оценкой на фирмами;

- второй ориентируется группировку с ими типами стратегии.

с потребительского целью фирмы с которые продукция. Для наиболее и на сбыта методы потребителей, с качествами потребления ассоциирует иной рынке конкурента.

В выявления на группировок по их группировка соответствии ключевыми их ориентации деятельности. К относятся:

стратегия экспансии рынке;

- в ценовой политики;

стратегия области технологии др.

При конкурентов с необходимо мобильности и исследование стратегии конкурентов. исследования наиболее к всего относятся:

- к которые географически рынках;

- стратегии и в смежных отраслях;

фирмы-покупатели компании;

поставщики и для данной компании;

- фирмы, которые результате конкурентами рынке.

При в уровень снижается.

Все ставят в функционирования, влияние стратегии фирм. условий на зависеть и, реакция эти фирмами собственного Таким разработке конкурентных учитывать внешне​й эти к можно типа по реакции типа её характеру.

инструментам уже и методы.

реакции выделить реакции эластичность зависимости ответная противоположна или Как в положительная эластичность.

при основным фирмы свои лишь при основным фирм а действия носили зависимости. складывается снижении основным на товара c.22].

Конкуренция способов на вероятна характеристиках рынка:

- в фирм;

сильная концентрация;

- рыночная дифференциация;

рынка.

Ценовые методы более стандартизации продукта.

деятельности может быть на или досье» для конкурента, банка маркетинговой. Конечно, все могут всесторонне проанализированы. в тайной представляет структура и этой могут быть приблизительные данные:


- численность персонала;

структура прямых расходов;

сравнительная материалов, изделий;

- в капитал запасы;

продаж.

подробности анализа от и рассматриваемого конкурента.

2. Методы изучения конкурентов на примере ООО «Мебель»

2.1 ООО «Мебель»

ограниченной ООО «Мебель» организовано 2007 г.

деятельность данный изготовлением и древесной предварительным заказам потребителей.

Производственная структура на 2.1

ООО «Мебель»

Производственные цехи

Складское хозяйство

Мебельный салон

Участок технического обеспечения

Цех изготовления мебельных фасадов

Склад материалов, комплектующих и инструмента

Цех сборки мебели

Склад готовой продукции

Рисунок 2.1- Производственная структура ООО «Мебель»

во принципы на производственных Организация основных по где участков выполнении технологического Для рассматриваемого лине​йно-функциональная 2.2.).

Директор предприятия

Начальник отдела сбыта

Начальник маркетингового отдела

Главный бухгалтер

Управляющие мебельными салонами

Начальники цехов

Специалисты по сбыту

Маркетологи

Главный бухгалтер

Бухгалтеры

Начальник производства

Рис 2.2 - управления ООО «Мебель»

управления ООО «Мебель» включает себя управляющую В управляющей руководители и возглавляемые В системы основные подразделения, процессы. Показатели ООО «Мебель» в 2.1.

таблицы 2.1 св о основных предприятия 2014-2016 товарооборот ценах по 2014 168,3%, сравнению 2016 годом 124,2%. по базисным на том служащих 125,0%, продавцов 125,0%.

2.1 - деятельности ООО «Мебель» за 2014-2016гг.

Показатели

Ед. измере-

ния

2014

2015

2016

(динамики), %

Базис-

Цепные

1

2

3

4

5

6

7

Товарооборот ценах

руб.

115800,0

141000,0

233400,0

201,6

165,5

в ценах

тыс.руб.

138690,0

187920,0

233400,0

168,3

124,2

в покупных ценах

тыс.руб.

100800,0

132708,0

175200,0

173,8

132,0

численность работающих

чел.

36

42

45

125,0

107,1

числе служащих

чел.

8

9

10

125,0

107,1

в числе и рабочих

чел.

28

33

35

125,0

100,0

Товарооборот работающего

руб.

3852,5

4474,3

5186,7

134,6

115,9

труда всего

руб.

3542,4

4939,2

5832,0

164,6

118,1

обращения

руб.

30606,0

43702,2

37053,6

121,1

84,8

в условно-переменные

тыс.руб

24726,0

36672,6

31326,6

126,7

85,4

том условно-постояные

тыс.руб.

5880,0

7029,6

5727,0

97,4

81,5

Валовой доход

руб.

37890,0

55212,0

58200,0

153,6

105,4

от продаж/ финан результат

тыс. руб.

7284,0

11509,8

21146,4

290,3

183,7

Рентабельность продаж

%

5,3

6,1

9,1

172,5

147,9

обращения

0,22

0,23

0,16

71,9

68,3

Фондоотдача

1,7

2,0

2,1

123,5

105,0

Оборачиваемость средств

6,9

7,2

7,7

111,6

106,9

Коэффициент производительности труда и над темпами заработной платы

0,82

0,98