Файл: Анализ эффективности инвестиций (на примере ОАО «Наконечное»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 334

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Структура прямых иностранных инвестиций в сельское хозяйство показывает, что наиболее привлекательной отраслью, на которую приходится 78-80 % инвестированных средств, является растениеводство. В сферу аграрного сервиса привлечено лишь 4,5-5,0 % капитала от их общей суммы в сельскохозяйственное производство. Иностранные инвестиции в растениеводство и животноводство поступают главным образом в форме движимого и недвижимого имущества - 55 % и денежных средств - 38 % от их общего объема.

Отмечен рост производственной и экономической эффективности в сельском хозяйстве в зависимости от наличия, состояния, объемов и концентрации основного капитала, капиталоемкости и капиталооснащености производства, а также капиталовооруженности труда.

Оценка инвестиционной активности может и должна использоваться при разработке плана реструктуризации региона. В этом аспекте особую актуальность приобретает проблема определения приоритетов инвестиционной деятельности, выбора ее эффективных направлений. Ведь каждый инвестиционный проект целесообразно реализовывать в тех регионах, где для этого есть лучшие условия. Среди мероприятий, которые непосредственно направлены на привлечение инвестиций, необходимо на первое место поставить создание системы управления инвестиционной деятельностью в регионах и повышение роли и ответственности в принятии и реализации инвестиционных решений. Это предусматривает привлечение инвестиций на определенную территорию с помощью гибких налоговых и кредитно-финансовых механизмов.

Основным условием создания благоприятного инвестиционного климата, обеспечения и стабилизации аграрной сферы и вывода ее на траекторию устойчивого экономического роста является комплексное решение проблем рыночных преобразований. В этом контексте большое внимание должно уделяться приватизации, которая через формирование отношений собственности является важнейшим направлением формирования благоприятного инвестиционного климата.

Глава 2 Анализ эффективности инвестиций на примере агропромышленного комплекса Краснодарского края и ОАО «Наконечное»


2.1 Общий анализ эффективности инвестиций в агропромышленный комплекс РФ

Агропромышленный комплекс - крупнейший межотраслевой ком­плекс. Он объединяет отрасли экономики, направленные на производство и переработку сельскохозяйственного сырья и извлечение из него продук­та, доводимого до конечного потребителя. Главная задача АПК состоит в том, чтобы максимизировать удовлетворение человеческих потребностей в товарах народного потребления и продуктах питания.

Сельское хозяйство главным образом производит сырье для перера­батывающей промышленности, а условиями межотраслевого баланса определяются его экономические результаты деятельности. Эффективное функционирование аграрного сектора зависит не только от деятельности сельского хозяйства, но и от качества работы всех звеньев, участвующих в обеспечении потребителя конечной продукцией.

Для развития агропромышленного комплекса необходима реальная модернизация экономики, без которой невозможно обеспечить рост произ­водительности труда, сокращение ресурсов производства и как следствие - повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отрасли.

«Региональная инвестиционная политика (РИП) - неотъемлемая часть региональной политики, осуществляемая целенаправленно феде­ральными, субфедеральными, региональными и муниципальными органа­ми власти и управления, а также другими заинтересованными лицами (ин­весторами), направленная на мобилизацию и эффективное использование инвестиционного потенциала территории, на активизацию и стимулирова­ние инвестиционных процессов в регионе с точки зрения достижения так­тических и стратегических целей развития (саморазвития) региона»[7].

Должен быть сформирован инвестиционный климат в регионе, по­тому что это экономический регулятор, позволяющий координировать раз­витие региональной экономической системы и управлять на территории процессом инвестиционной деятельности.

Оживление инвестиционной деятельности является необходимым условием для выхода сельскохозяйственных предприятий на путь устой­чивого экономического роста. За последние 20 лет во многих субъектах России накоплен ценный опыт сотрудничества, сформирована необходи­мая правовая инвестиционная среда и институты поддержки входящих ин­весторов в регион.


В субъектах Российской Федерации основными элементами инве­стиционной политики являются: принятие законодательства, регулирую­щего инвестиционный процесс; обеспечение инвесторов различными льго­тами и стимулами финансового и нефинансового характера; создание ор­ганизационных структур для стимулирования инвестиций; разработка и экспертиза инвестиционных проектов из государственных источников фи­нансирования; предоставление поручительств и гарантий банкам, для вы­деленных ими средств для реализации выбранных на конкурсной основе инвестиционных проектов; накопление государственных средств за счет выпуска муниципальных займов.

В России основным и юридически закрепленным документом, в со­ответствии с которым оценивается эффективность региональных иннова­ционных проектов, является метод расчета показателей и применения кри­териев эффективности региональных инвестиционных проектов, утвер­жденный приказом Министерства регионального развития Российской Фе­дерации от 30 октября 2009 г. № 493.

Методика содержит ряд алгоритмов для расчета показателей эконо­мической, финансовой, бюджетной, социальной эффективности рассмат­риваемых проектов.

Снижение инвестиций является важным показателем вхождения экономики любой страны в состояние кризиса, а оживление инвестицион­ной активности - необходимое условие для выхода на траекторию устой­чивого экономического роста. Поэтому в настоящее время одной из глав­ных задач реформирования сельского хозяйства страны является активиза­ция инвестиций и развитие нового механизма, который отвечает требова­ниям, предъявляемым к преодолению кризиса и восстановления экономи­ки.

Сельское хозяйство является одним из самых важных в экономике страны. Но такой капиталоемкий сектор, не может функционировать без высоких темпов и больших масштабов накопления капитала. В связи с этим, проблема инвестиций становится ключевым вопросом для сельского хозяйства не только на ближайшие годы, но и в будущем.

Инвестиционная политика в системе АПК должна быть направлена на обеспечение гармоничного и сбалансированного развития всех частей комплекса, модернизацию производственных мощностей, повышение эф­фективности его использования[8].

Государство должно оказывать на инвестиционный процесс регули­рующее воздействие путем обеспечения гибкой амортизационной, налого­вой и кредитной политики, научно-обоснованного ценообразования, рас­ширения лизинговых возможностей, целевого государственного финанси­рования, установление приоритетов для инвестиций и капиталовложений, стимулирования предпринимательства и предоставления льгот инвесторам в ходе приватизации, подготовки планов вложений капитала. На уровне региона, и особенно на уровне организаций, необходимо составить бизнес­планы, которые определяют логическое обоснование для инвестиционной деятельности и источников финансирования, а также дается оценка про­ектных решений.


Таким образом, в течение последних лет аграрная политика государ­ства в основном направлена именно на стимулирование инвестиций в сельское хозяйство. Основной принцип государственной программы раз­вития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. - сбалансировать про­изводство продукции с ее дальнейшей переработкой, а также последующей реализацией[9]. Новшеством государственной программы на 2013-2020 годы является постепенный переход от прямого субсидирования к под­держке рентабельности отрасли. Впервые введены с новой программой субсидии на 1 га земли, в зависимости от плодородия почвы. В 2013 году для этой цели в программе было заложено 15,2 млрд. рублей, к 2020 году финансирование должно увеличиться до 37,6 млрд. рублей. Кроме того, по-прежнему осуществляется грантовая поддержка начинающих фермеров и семейных ферм, занимающихся животноводством. Эта мера была впер­вые введена в 2012 году и доказала свою эффективность. Новая программа выделяет на это 84 млрд. рублей. К 2020 году планируется открыть 14 000 ферм. Запланировано 466 млрд. рублей до 2020 года на развитие растение­водства. Список получателей субсидии впервые расширен переработчика­ми.

2.2 Анализ эффективности инвестиций в АПК на примере Краснодарского края

Краснодарский край - один из наиболее динамично развивающихся регионов России, территория которого отличается комфортным деловым климатом, предоставляющим уникальную возможность для занятия бизне­сом. Огромный потенциал субъекта подтверждает свою востребованность растущим с каждым годом интересом бизнеса к осуществлению крупных проектов в Краснодарском крае. Только за последние три года было при­влечено более 2,4 триллиона рублей инвестиций в экономику края.

Для всей России активно развивающееся сельское хозяйство Красно­дарского края играет важную роль, выполняя стратегическую цель поста­вок продовольствия. Животноводство на Кубани в последние годы сделало настоящий прорыв. Средний удой молока на одну корову, среднесуточный привес и уровень яйценоскости на Кубани - лучший в Южном федераль­ном округе.

Агропромышленный комплекс края представлен многоотраслевыми перерабатывающими и сельскохозяйственными предприятиями с развитой инфраструктурой, являясь крупнейшим поставщиком и производителем сельскохозяйственной продукции и сырья в России.


Производство сельскохозяйственной продукции осуществляет в ос­новном организации частной формы собственности, представленные в большей степени обществами с ограниченной ответственностью. С 2010 по 2015 гг. произошло сокращение на 234 организации по производству сель­скохозяйственной продукции.

Доля сельскохозяйственных организаций в общем объеме сельскохо­зяйственной продукции растет и в 2016 году составила 62,3%. Наблюдает­ся сокращение доли хозяйств населения за исследуемый период с 28,6 до 19,3%. Крестьянские хозяйства и индивидуальные предприниматели уве­личили свой вклад в производство сельскохозяйственной продукции, их удельный вес составляет 18,3% (таблица 2).

Таблица 2

Производство сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае, млн. руб.

Наименование

2010 г.

2016 г.

2017 г.

2017 г. в % к 2010 г.

Все категории хозяйств

201654

286518

365753

181,5

в т. ч. продукция растениеводства

128886

206336

275765

213,9

продукция животноводства

72668

80183

89988

123,8

Сельскохозяйственные организации

118756

173202

227751

191,8

в т. ч. продукция растениеводства

85132

127372

175545

206,2

продукция животноводства

33624

45830

52207

155,3

Хозяйства населения

57763

66185

70785

122,5

в т. ч. продукция растениеводства

20357

34598

36052

177,1

продукция животноводства

37406

31587

34733

92,8

Крестьянские (фермерские) хозяйства

25035

47132

67217

268,5

в т. ч. продукция растениеводства

23397

44366

64168

274,3

продукция животноводства

1638

2766

3049

186,1

За последние пять лет прирост денежной выручки от реализации сельскохозяйственной продукции составил 81,5%. В хозяйствах населения существенно снизилось производство продукции животноводства.

Значительные средства понадобились для перехода к инновацион­ным технологиям в растениеводстве, заготовке, обработке и приготовле­нии кормов. Займы и кредиты стали основным источником покрытия до­полнительных потребностей в финансовых ресурсах. Таким образом, в 2016 г. задолженность по займам и кредитам хозяйствующих субъектов Краснодарского края составила 109,1 млрд. руб., что на 48,1% больше, чем в 2010 г.