Файл: Организационная структура управления как одно из ключевых понятий менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы.

Организационная структура управления – это совокупность структуры подразделений и взаимосвязей между ними в процессе управления, включая права и ответственность отдельных работников за выполнение конкретных видов деятельности.

Не отрицая важности самоорганизации, поиск эффективных организационных структур управления остается актуальной. Вместе с тем сама по себе организационная структура не обеспечивает автоматически эффективности процесса управления. Теоретически самая лучшая организационная структура может оказаться неудачной, если не будет поддержана умелыми руководителями, специалистами и исполнителями, и, наоборот, хорошее управление может привести к нужным результатам даже в условиях неэффективной организационной структуры.

Для устойчивого функционирования менеджерам необходимо, с одной стороны, адаптировать организацию и ее подсистемы под требования внешней среды, с другой стороны, привести в соответствие внутренние элементы предприятия. Анализ соответствия характеристик организационной структуры ситуационным переменным является неотъемлемой частью адаптационного механизма управления предприятием, направленного на обеспечение равновесия его основных подсистем и их соответствия стратегическому выбору предприятия, обусловленного условиями внешнего окружения и потенциалом предприятия.

Глава 2. Анализ организационной структуры ООО «Мебелик»

2.1. Краткая характеристика ООО «Мебелик»

ООО «МебеЛик» начало свою деятельность в 1997 г.

Тип собственности предприятия - общество с ограниченной ответственностью. Данный тип является самым распространенным, поскольку является достаточно простым в организации, обладает оптимальным сочетанием прав и обязанностей участников общества.

Форма собственности ООО «МебеЛик» - частная собственность.

Основные виды деятельности организации – изготовление и продажа корпусной и мягкой мебели.

Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе. Общество вправе открывать банковские счета, иметь круглую печать, штампы, бланки со своим наименованием.


Юридический адрес предприятия: 115280, г. Москва, ул. Ленинская Слобода, 9.

Первый салон мебели «МебеЛик» был открыт в 1997 г., когда на рынке ощущался острый дефицит качественной мебели. Уже с девяностых годов конкурентными преимуществами предприятия стало особое качество изделий и доступные цены. В 2002 г. открылся второй салон в Москве на Ленинском проспекте площадью 155 кв.м. В 2004 г. сеть увеличилась за счет мебельного магазина в ТЦ «МегаМебель», в 2005 г. добавился магазин в ТЦ «Европа».

К 2015 г. торговая площадь сети составила 2 651 кв.м., в сеть входит 15 мебельных магазинов, число клиентов более сорока тысяч.

Численность персонала составляет 150 человек.

Организация имеет большое количество наград. С 2005 по 2016 г. сеть мебельных салонов «МебеЛик» семь раз подряд получала Кубок от фирмы «МР Gmbh» (Германия) «Лучшему торговому партнеру». За право получить этот приз состязались ведущие мебельные торговые фирмы из Германии, Польши, Словакии, США, Италии и Испании.

Развивается и мебельное производство и сборка. Поставщиками комплектующих для предприятия являются ведущие производители Италии, Польши, Чехии, Германии, Малайзии и Индонезии.

Организационная структура предприятия – дивизиональная с выделением дивизионов по продуктовому признаку. При структуризации по продукту ответственность за получение прибыли возложена на руководителей подразделений (начальников производств). В структуре предприятия выделены пять направлений: двери; интерьеры, окна, итальянская мебель, лестницы.

Каждое направление имеет свою производственную структуру (цех и бригаду рабочих под руководством начальника цеха) и сбытовую, представленную менеджером по продажам направления.

Представим основные показатели деятельности предприятия в табличной форме – таблица 1.

Таблица 1

Основные технико-экономические показатели работы

ООО «МебеЛик»за 2014-2016 гг.[51]

Показатели

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2015 к 2014 г.

2016 к 2015 г.

Отклонение, тыс. руб.

Темп прироста, %

Отклонение, тыс. руб.

Темп прироста, %

Выручка, тыс. руб.

92831

106372

109629

13541

14,59

3257

3,06

Себестоимость продаж, тыс. руб.

87514

99613

96299

12099

13,83

-3314

-3,33

Прибыль от продаж, тыс. руб.

5317

6759

13300

1442

27,12

6541

96,77

Чистая прибыль, тыс. руб.

920

4630

8014

3710

403,3

3384

73,09

Рентабельность продаж, %

1,06

1,068

1,14

0,008

0,75

0,072

6,74


Из данных, представленных в таблице 1 видно, что выручка в 2015 г. увеличилась на 13 541 тыс. руб. по сравнению с 2014 г. Себестоимость проданных товаров повысилась на 12 099 тыс. руб. Темпы прироста выручки (14,59%) выше темпов прироста себестоимости 13,82%, что указывает на повышение эффективности деятельности служб производства и сбыта услуг. Главным положительным изменением деятельности предприятия стало то, что в 2015 г. прибыль на предприятии увеличилась на 403,2 % и составила 4 630 тыс. руб., что на 3 710 тыс. руб. больше чем в 2013 г.

Графически динамика показателей представлена на рисунке 1.

2014 2015 2016

Рисунок 1 – Динамика показателей деятельности ООО «МебеЛик»[52]

В 2016 г. произошло дальнейшее увеличение выручки по сравнению с 2015 г. на 3 257 тыс. руб., но темп прироста составил всего 3,06 %. Себестоимость услуг в 2016 г. снизилась на 3 314 тыс. руб. по сравнению с 2014 г., этому способствовало введение стратегии экономии на предприятии и сокращению численности персонала более чем на 20 %. Рентабельность продаж в 2015 г. увеличилась до 1,068 % и до 1,14% в 2016 г. в связи с увеличением прибыли от продаж (рисунок 2).

2014 2015 2016

Рисунок 2 – Динамика рентабельности продаж

ООО «МебеЛик», %[53]

Анализ изменения производственного потенциала предприятия приведён в таблице 2.

Таблица 2

Изменение производственного потенциала ООО «МебеЛик» [54]

Наименование показателя

2014 г.

2015 г.

Изменение

2016 г.

Изменение

Основные средства, тыс. руб.

28778

30848

+2070

32889

+2041

Производственные запасы, тыс. руб.

8064

10851

+2787

10072

-779

Производственный потенциал: тыс. руб.

36842

41699

+4857

42961

+1262

В % к имуществу

57,4

56,7

-0,7

55,9

-0,8


Как видно из таблицы 2 и рисунка 3, производственный потенциал предприятия постоянно растет.

2014 2015 2016

Рисунок 3 – Динамика производственного потенциала

ООО «МебеЛик», тыс. руб. [55]

Особенно высокими темпами данный показатель вырос в 2014 г. (на 4 857 тыс. руб.). Это произошло за счет покупки новой техники и роста производственных запасов. В 2016 г. производственные запасы снизились, однако стоимость основных средств росла в соизмеримом с предыдущем годом объеме.

2.2. Оценка организационной структуры предприятия

Организационная структура предприятия построена по линейно-функциональному принципу; она обеспечивает разделение управленческого труда по функциям управления предприятием. В то же время данная структура управления характеризуется как негибкая, приспособленная для решения внутренних задач, а не внешних.

Директор руководит всеми видами деятельности предприятия, организует работу и эффективное взаимодействие производственных единиц, работу цехов и других структурных подразделений. На директора предприятия возложена также обязанность комплектации кадров, создания безопасных и благоприятных условий их труда.

Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Обеспечивает рациональную организацию учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и контроль.

Непосредственное руководство производственным процессом осуществляется начальниками цехов, которые обеспечивают выполнение плановых заданий, ритмичный выпуск продукции высокого качества, эффективное использование основных и оборотных фондов.

Директор

Коммерческий директор

Заместитель директора по производству

Главный бухгалтер

Начальники цехов

Бухгалтерия

Заведующий магазином


Рабочие

Заведующий складом

Начальник транспортного цеха

Рисунок 4 - Система управления ООО «Мебелик»[56]

В результате анализа организационной структуры, представленной в соответствии с рисунком 4, можно сделать следующие выводы: каждый из элементов организационной структуры сформирован по функциональным признакам, а существующие должности в соответствии со служебными обязанностями[57].

В результате анализа текущей системы управления компанией, ее можно охарактеризовать в следующем ключе:

  • система управления предприятием актуальная;
  • предприятие характеризуется развитой стратегией, описаны основные бизнес-процессы, разработана организационная структура, разработан пакет регламентирующей документации. Следует отметить, что описание некоторых бизнес-процессов имеет индивидуальный характер;
  • уровень риска высокий, за счет неоперативного принятия решений и риска принять неправильное решение;
  • масштабируемость возможна;
  • система менеджмент качества (СМК) представляется процессной моделью;
  • в компании приемлемая зависимость от персонала;
  • конкурентоспособность компании высокая;
  • предприятие можно охарактеризовать, как близкое к сбалансировано развивающимся, но имеется и ряд отличий.

Следует отметить выявленные положительные черты организационной структуры данной компании:

  • акцент компании направлен не на деятельность как таковую, а на результат;
  • ценятся партнерские отношения с основными поставщиками;

Следует отметить выявленные отрицательные черты в организации управления данной компании:

1. Отчетность генеральному директору предоставляется по итогам или по ранее определенным контрольным точкам, в зависимости от сложности проекта. Но при этом отсутствует самостоятельность принятия решений у их подчиненных. Это ведет к неспособности персонала принимать оперативные решения без согласования с заместителями генерального директора.

2. Разобщенность отделов технического и материального снабжения замедляет выполнение пересекающихся функций и, как следствие, всех выполняемых работ связанные со снабжением.

3. Связь с основными поставщиками осуществляется незначительно через сети интернет, а в основном при личной встрече. При этом тратится большое количество времени на совершение покупок необходимой продукции.