Файл: Теоритические основы обложения налогом на доходы физических лиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 2572

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с бюджетным законодательством, федеральный налог на доходы физических лиц распределяется между бюджетами субъекта федерации и бюджетами муниципальных образований (70% – в бюджет субъекта федерации, 30% – в бюджеты муниципальных образований (муниципальных районов минимум 20%, поселений минимум 10 %, городских округов минимум 30%). В настоящее время налогоплательщики уплачивают НДФЛ по месту работы, и, следовательно, зачисляется он в бюджет того региона, где работает налогоплательщик. Между тем расходы на образование, здравоохранение и другие социальные потребности данного работника производятся по месту его жительства.

Эта система уплаты НДФЛ создает негативные эффекты «экспорта» бюджетных расходов и «импорта» бюджетных доходов. Ярким примером этого несоответствия являются Москва и Санкт-Петербург, где работают жители прилегающих областей [30; с. 18].

В позиции государственных деятелей основным доводом в пользу существующего в настоящий момент порядка является значительные объемы поступлений от НДФЛ, сложность миграционной и социальной политик государства, удорожание администрирования налога, возникает дополнительный объем работ по перерегистрации налогоплательщиков, что потребует дальнейшего совершенствования системы администрирования НДФЛ [25; с. 46].

Третья проблема НДФЛ – возможность перевода данного налога в разряд региональных, а впоследствии и местных налогов. Это необходимо в связи с тем, что без предоставления права региональным и местным органам власти устанавливать ставки налога (в пределах, установленных НК РФ) и налоговые льготы теряет смысл перевод уплаты налога по месту жительства [17; с. 11].

В настоящее время существует политика благоприятная для инвестиций физических лиц в различные виды активов:

1. Введение инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет, а также инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, состоящих из указанных выше ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет.

2. Освобождение от налогообложения процентов, получаемых физическими лицами по банковским вкладам.

3. Освобождение от налогообложения доходов физических лиц от реализации жилой недвижимости, земельных участков, гаражей и долей в указанном имуществе.


4. В законодательство о ценных бумагах будет включено понятие «индивидуальный инвестиционный счет», а также требования к осуществлению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, связанные с ведением индивидуальных инвестиционных счетов. При изучении налоговой политики государства обязательным является рассмотрение аналогичного вопроса в истории других государств. Манипулирование налоговыми ставками, налоговыми вычетами и льготами, а также другими элементами налога позволяет разным государствам по-разному использовать подоходный налог в качестве регулятора социальной сферы [5; с. 21].

Регулирующая функция налога может и должна быть использована в российском налогообложении, особенно в современной отечественной экономике, для которой характерно быстрое развитие новых высокодоходных производств с максимальным извлечением прибыли и крайне медленное развитие всех прочих отраслей. Отчасти именно этим обусловлен значительный разрыв в доходах граждан, на уменьшение которого должна быть направлена предстоящая реформа. Для реализации названной цели следует тщательно, с учетом зарубежного опыта и особенностей российской экономики осуществлять плавный переход к такой системе подоходного налогообложения, которая будет обеспечивать высокими доходами бюджет и содействовать перераспределению национального дохода в пользу наименее социально защищенных слоев населения [15; с. 355-358].

Подоходный налог, затрагивающий материальное благосостояние граждан, неоднократно подвергался кардинальным методологическим изменениям, которые подчеркивают необходимость поиска сбалансированности интересов государства и граждан в подоходном налогообложении. Существующая в настоящее время система налогообложения доходов физических лиц не является совершенной. Во многом это обусловлено тем, что в ходе реформ изменения, вносимые в механизм налогообложения доходов, не носили системного характера и были обусловлены популизмом и необходимостью решения текущих задач. В условиях рыночной экономики налог на доходы физических лиц является механизмом регулирования доходов физических лиц, позволяющим снизить налоговое бремя малоимущих, повысить социальную ответственность высокообеспеченных граждан и обеспечить стимулирование инвестиционной активности населения.

Что касается перспектив развития, реформирования НДФЛ в России, то серьезных изменений, связанных с подоходным налогом в 2018 году не предвидится.


В связи с передачей с местного на региональный уровень полномочий в сфере дошкольного образования с 2014 года норматив зачисления доходов от налога на доходы физических лиц, поступающего в бюджеты субъектов Российской Федерации, увеличен с 80% до 85 процентов. Одновременно с 20% до 15% сокращается размер норматива отчислений от налога на доходы физических лиц, передаваемых в местные бюджеты из бюджетов субъектов Российской Федерации в рамках межбюджетного регулирования. В результате распределение отчислений от налога на доходы физических лиц между региональным и местными бюджетами составит соответственно 70% и 30 процентов. Это позволит увеличить налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации на сумму не менее 160 млрд. рублей [30; с. 17].

С 2014 года дополнены перечни выплат, которые не облагаются НДФЛ – это субсидии и гранты, предоставленные для крестьянских хозяйств на создание и развитие таких хозяйств, а также единовременная помощь на бытовой обустройство начинающего фермера (п. 14.1 и 14.2 ст. 217 НК РФ в ред. Закона № 161-ФЗ).

Кроме того, от уплаты НДФЛ освобождаются средства, которые выплачиваются из региональных бюджетов на поддержку семей, имеющих детей.

Также не нужно платить НДФЛ с дохода в виде бесплатно полученных жилых помещений и земельных участков из государственной или муниципальной собственности в соответствии с федеральными законами или законами субъектов РФ (п. 41 ст. 217 НК РФ в ред. Закона № 205-ФЗ).

Претерпел изменения взгляд законодателя на имущественный вычет по НДФЛ с 2014 года – имущественный вычет по расходам на приобретение жилья разделяется на два вида – вычет по расходам на приобретение жилья и вычет по расходам на уплату процентов [11; с. 8].

Если говорить о среднесрочной перспективе развития налога в нашей стране, то более чем вероятно в ближайшие 3-5 лет все останется неизменным. За исключением, возможно, некоторых деталей. Периодично разрабатываются законопроекты, целью которых является реформирование или кардинальное изменение НДФЛ, например, введение семейного налога, налога на роскошь и т.д. Однако, законодатели и государственные политики твердо стоят на существующей позиции и не видят перспектив для изменений, поскольку выбранная стратегия развития приносит свои плоды, такие как, наполняемость бюджета, постепенное повышение уровня «белых» зарплат» и уровня жизни.

Поскольку государство ставит перед собой задачу по переходу на социальное налогообложение, ориентированное на перераспределение ресурсов и выравнивание диспропорций в обществе, система налогообложения доходов физических лиц нуждается в реформировании, внесении корректировок и поправок. Подробнее реформирование НДФЛ рассмотрим в следующем пункте дипломной работы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налог на доходы физических лиц является главным видом прямых налогов, который изымается в денежном виде за отчетный год и учитывается на основе общего заработка физических лиц. При помощи данного налога обеспечиваются денежные поступления в региональный и местный бюджет, регулируется уровень доходов населения, а также структура собственного потребления и сбережения граждан, стимулируется наиболее подходящее применение получаемых доходов.

Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Налоговые ставки, применяемые при исчислении НДФЛ, установлены в размере 9, 13, 15, 30 и 35%. Общая ставка составляет 13%.

Чтобы определить размер своего налогового обязательства налогоплательщику необходимо знать налоговую базу и ставку налога, пo которой облагается доход.

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 210 НК РФ, в налоговую базу налогоплательщика включаются все налогооблагаемые доходы, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, либо право на распоряжение которыми у него возникло, a также доходы в виде материальной выгоды, которая определяется ст. 212 НК РФ.

При исчислении НДФЛ налоговая база может быть уменьшена на сумму налоговых вычетов. В соответствии с гл. 23 НК РФ предусмотрены следующие виды налоговых вычетов по НДФЛ: стандартные налоговые вычеты; социальные налоговые вычеты; имущественные налоговые вычеты; профессиональные налоговые вычеты; налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке; налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от участия с инвестиционном товариществе.

Были отмечены следующие проблемы налога на доходы физических лиц:

1. «Плоская шкала» налогообложения. Наиболее часто поднимающимся в обществе вопросом является необходимость реформирования ставки налога, а также типа шкалы его взимания.

2. Действующий порядок зачисления НДФЛ. Правильно выбранная экономическая политика в отношении порядка распределения НДФЛ между бюджетами муниципалитетов является одной из важных составляющих успеха бюджетной реформы в России в целом.

3. Необходимость перевода НДФЛ в разряд региональных, а впоследствии и местных налогов. Это необходимо в связи с тем, что без предоставления права региональным и местным органам власти устанавливать ставки налога и налоговые льготы теряет смысл перевод уплаты налога по месту жительства.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
  4. Аксенова А.А. Налоговые вычета по НДФЛ, как инструмент реализации конституционного принципа равенства // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2016. – № 3. – С. 287-290.
  5. Барулин С.В., Барулина Е.В. Парадоксы российской системы налогообложения // Международный бухгалтерский учет. – 2017. – № 22. – С. 21.
  6. Бестаева З.У., Пайзулаев И.Р. Формирование системы налогообложения физических лиц в России. // Налоги и налогообложение. - 2014. - № 1. - C. 57-66.
  7. Бондарюк Т.В., Петечел Т.А. Реформирование имущественного налогообложения в РФ: актуальные проблемы / Т.В. Бондарюк, Т.А. Петечел // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. - №1. – С. 18-20.
  8. Богославец Т.Н. Формирование системы налога на доходы физических лиц / Т.Н. Богославец // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2015. - № 4. - С. 15–18.
  9. Богославец Т.Н. Необходимость реформирования налога на доходы физических лиц / Т.Н. Богославец // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2017. - № 4. - С. 143-147.
  10. Богославец Т.Н. Социальная роль стандартных налоговых вычетов // Вестник Омского университета. Серия Экономика. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2016. – № 3. – С. 134-139.
  11. Дедусенко М.Л., Прудникова М.О. Фискальное содержание налога на доходы физических лиц и факторы, влияющие на его поступление // Молодой ученый. - 2017. - №7. - С. 327-331.
  12. Еремина Н.В., Сорокин С.А. Сущность налога на доходы физических лиц / Н.В. Еремина, С.А. Сорокин // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2016. - №5. – С. 89-91.
  13. Ерошкина Л.А. Об особенностях формирования межбюджетных отношений на 2015-2017 гг. – М.: Минфин России, 2015. – С. 3.
  14. Изотова О.И. Налогообложение физических лиц в зарубежных государствах: перспективы применения в России // Вопросы экономики и права. – 2016. – № 4. – С. 355-359.
  15. Курков И.И., Пьянова М.В. Налог на недвижимость физических лиц в России: проблемы и перспективы. // Налоги и налогообложение. - 2015. - № 4. - C. 289-299.
  16. Кучеров И.И. Объект налога как правовое основание налогообложения // Финансовое право. – 2015. – № 1. – С. 11.
  17. Ларионова А.А. Сравнительный анализ налоговых систем России и Германии / А.А. Ларионова // «Международный бухгалтерский учет». – 2017. - № 17.
  18. Модернизация России: проблемы и пути их решения. Издание Автономной некоммерческой организации «Экспертно-аналитический центр по модернизации и технологическому развитию экономики». – М., 2015. – С. 269.
  19. Моченева К.В. Особенности налога на доходы физических лиц в России. К.В. Моченева // «Международный бухгалтерский учет». – 2016. - №18.
  20. Налогообложение физических лиц: Учебное пособие/ Улезько О.В., Полянский Р.В., Слепокуров А.В.; под ред.А.К. Камаляна – Воронеж: ФГОУВПО ВГАУ, 2014. – 208 с.
  21. Осипова Е.С. Прогрессивное налогообложение доходов как условие социальной справедливости / Е.С. Осипова // «Налоги» (журнал). – 2016. - № 1.
  22. Павленко С.П. Некоторые проблемы определения объекта налогообложения по налогу на доходы физических лиц в России и за рубежом // Финансовое право. – 2017. – № 5. – С. 46.