Файл: Теоритические основы обложения налогом на доходы физических лиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 2580

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Налог на доходы физических лиц является главным видом прямых налогов, который изымается в денежном виде за отчетный год и учитывается на основе общего заработка физических лиц.

Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных экономических рычагов страны, при помощи которого оно желает выполнять различные проблемы. При помощи данного налога обеспечиваются денежные поступления в региональный и местный бюджет, регулируется уровень доходов населения, а также структура собственного потребления и сбережения граждан, стимулируется наиболее подходящее применение получаемых доходов и уменьшается неравенство прибыли.

Налог на доходы физических лиц является самым распространенным в мировой практике налогом, который уплачивается с личных доходов населения. Данный налог стоит в центре любой налоговой системы, а также является одним из основных источников формирования доходной части бюджетной системы.

Особенный характер НДФЛ выражается в закреплении обязанности каждого физического лица, независимо от его национальности, гражданства, социального статуса или иных критериев, уменьшить полученные им суммы доходов на установленные законом суммы налога.

Отношения по исчислению и уплате НДФЛ могут существовать исключительно в форме, определенной законом. В связи с этим, создание четкого правового механизма налогообложения доходов физических лиц, сочетающего интересы налогоплательщиков и бюджетов, является одной из основных целей любого государства. Для достижения этой цели необходимо предельно четко регламентировать каждый элемент юридического состава налога на доходы физических лиц.

Вместе с тем в настоящее время правовое регулирование НДФЛ не является в полной мере эффективным. Это связано с недостаточной теоретической разработанностью многих проблем правового регулирования налогообложения доходов физических лиц, с несовершенством юридической техники и нестабильностью налогового законодательства.

Целью работы является исследование налога на доходы физических лиц, проблем и направлений его реформирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить основные этапы становления и развития системы налогообложения доходов физических лиц в России;

- охарактеризовать налог на доходы физических лиц и его элементы;

- рассмотреть особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в Российской Федерации;


- провести анализ проблем налогообложения доходов физических лиц;

Объект исследования – налог на доходы физических лиц.

Предметом исследования является система налогообложения доходов физических лиц.

Методика исследования основывалась на сравнительном и экономико-статистическом анализе.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1 Теоритические основы обложения налогом на доходы физических лиц

1.1 Основные этапы становления и развития системы налогообложения доходов физических лиц в России

Впервые вопрос o введении подоходного налога в России возник в 1907 году. В министерстве финансов по вопросу o необходимости введения подоходного налога сообщалось, что новый налог нужно представить обществу как экономическую необходимость, при этом не связывая его c опасными вопросами общественной и политической организации. Проект подоходного налога был представлен на рассмотрение Думы в 1907 году, но принят лишь в 1916 г. Это был единственный из всех налогов, который предстояло взимать не с коллективных налогоплательщиков, a c суммы личных доходов отдельных индивидов. Кроме того, подоходному налогу предстояло стать единственным по-настоящему универсальным налогом, взимаемым co всех живущих в России, и официально возложить фискальную ответственность на женщин (вместо налога на главу семьи).

В 1916 году Правительство отдало предпочтение не шедулярной, a глобальной системе подоходного налога. Глобальная система взимания подоходного налога, которая возникла в Пруссии, представляла собой систему комплексного налогообложения, при которой налогоплательщик был обязан декларировать все источники своих доходов, a государство подходило к налогоплательщику как к участнику всех видов экономической деятельности. Шедулярная система, возникшая в Великобритании, предполагала разделение дохода на части в зависимости от источника дохода, т.е. фактически данная система представляла собой комплекс отдельных налогов не на налогоплательщика как такового, a на различные виды доходов.


Налогообложение было дифференцированным по прогрессивным ставкам. В 1916 г. максимальная ставка составляла 12,5%. Первоначально Правительство предусматривало минимальную сумму необлагаемого дохода в 1000 руб., что в 1912 г. означало бы, что большинству населения подоходный налог не грозит. Инфляция военного периода резко увеличила число людей, чей доход был равен или превышал 1000 руб., а государственный совет c целью охватить налогом как можно большую часть населения понизил минимальный уровень дохода до 750 руб.

Но в планы Правительства вмешалась сначала Февральская, a затем и Октябрьская революция. Закон от 06.04.1916 года о подоходном налоге фактически не вступил в действие. [16; с.3]

Далее система подоходного налогообложения начала формироваться уже в Советской России в 1922 году. Построение системы прямого обложения было начато c перестройки действовавших до революции налогов: обеспечен более полный учет доходов, отменены льготы для имущих классов, расширен круг плательщиков налогов путем полного охвата владельцев мелких предприятий и лиц, занимавшихся личными промыслами, a также за счет обложения подоходным налогом сельских хозяйств.

Существовавшая в тот период система налогообложения физических лиц включала государственные налоги, действовавшие до октябрьской революции, т.е. подоходный и налог на доходы от личных промысловых занятий, a также множества местных налогов, взимаемых местными советами.

Основным, регулярно взимаемым, стал подоходный налог, удерживаемый c заработной платы рабочих и служащих через государственные и кооперативные предприятия и организации либо частные предприятия, где они работали. При этом годовая сумма налога удерживалась в течение 6 месяцев. Особый порядок взимания налога c заработной платы был установлен впервые. Ранее налог с рабочих и служащих взимался в общем порядке на основании подаваемой декларации о полученном доходе.

В период НЭПа подоходный налог существовал в виде подоходно-поимущественного налога, взимаемого c городского населения (сельское население от его уплаты освобождалось). Налог уплачивали лица, которые получали совокупные доходы, например, от участия в промышленных, торговых и кредитных предприятиях в качестве арендаторов, собственников, совладельцев, вкладчиков, пайщиков, от занятия торговлей и т.д. Контингент плательщиков был расширен за счет лиц, занимавшихся свободными профессиями, т.е. вольнопрактикующих врачей, лиц, которые имели доходы от владения зданиями и другим имуществом в городах, от аренды зданий и имущества в целях коммерческой эксплуатации. Обложению подоходным налогом подлежали совокупные доходы, полученные из всех выше перечисленных источников за истекшие шесть месяцев. Полугодовой период был связан c условиями того времени, a именно падением валюты, неустойчивостью доходных источников и др. По подоходному налогу был установлен необлагаемый минимум, a ставки налога построены по принципу ступенчатой прогрессивной шкалы. [17; с. 23]


В ноябре 1923 г. новым положением о подоходно-поимущественном налоге был унифицирован ряд других денежных налогов, взимаемых c населения. Новая система подоходного налогообложения приближалась к английской шедулярной системе подоходного обложения и была построена по принципу двухступенчатого обложения доходов. Налог распадался на два вида: основной подоходный налог по видам доходов (так называемый классный налог), и дополнительный налог по совокупности доходов. Классный налог дополнялся прогрессивным налогом, взимаемым c совокупного дохода от всех источников, с последующим вычетом уплаченных сумм классного налога.

Классный налог, цель которого заключалась в охвате налогом широких слоев населения, имевшего самостоятельные источники доходов, определялся по внешним признакам, что упрощало всю систему его взимания. Плательщики этого вида подоходного обложения разделялись на три категории по определенному признаку: лица, которые получали доходы от личного труда по найму; лица, получившие доходы от личного труда не по найму; лица, имевшие нетрудовые доходы. Взимался налог по твердым ставкам.

Прогрессивный налог взимался со всех плательщиков, в предшествовавшем полугодии совокупный доход которых составлял: у рабочих и служащих - 900 рублей и выше (в этом случае облагалась только часть дохода, превышавшая эту сумму), у других категорий и групп плательщиков - от 300 до 500 рублей в зависимости от пояса местности. Из совокупного дохода налог взимался у всех групп плательщиков по 17-разрядной ступенчатой шкале в размере от 3,5% (при полугодовом доходе до 500 рублей) до 15,6% (при доходе в 8000 руб. плюс 250 руб. на каждые 1000 руб. сверх 8000 руб.). [18; с. 10]

В 1927 году был изменен порядок взимания налога с рабочих. Вместо уплаты по году налог стали исчислять и взимать в рассрочку по месяцам по месту работы с месячного текущего заработка. Лица, которые работали по совместительству, облагались раздельно по каждому виду заработка. В 1930 году усилился классовый принцип обложения, изменились ставки и прогрессия обложения различных групп населения. В 1931-1933 гг. в систему построения ставок подоходного налога с рабочих и служащих были внесены изменения, которые были направлены на дальнейшее снижение уровня обложения заработной платы.

Следующий этап развития и становления налогообложения доходов физических лиц начался в середине 1940-х и продолжался вплоть до 1980-х годов. Основной целью перестройки подоходного налога являлось усовершенствование системы нормирования доходов некооперированных кустарей и ремесленников, углубление дифференциации ставок для различных социальных групп плательщиков и приближении сроков уплаты к моменту получения доходов. Перестройка системы налогообложения рабочих и служащих была направлена на увеличение их участия своими личными доходами в образовании централизованного фонда денежных ресурсов государства. В 1943 г. подоходный налог c населения претерпел существенные изменения. Налогоплательщики стали делиться по следующему признаку: граждане СССР, которые имели самостоятельный источник дохода независимо от места своего проживания; иностранные граждане и лица без гражданства, получающие доходы на территории СССР. Объекты налогообложения дифференцировались в зависимости от размеров доходов и источников их получения.


До начала 80-х годов бюджетная система СССР характеризовалась высокой степенью устойчивости, отсутствием дефицита бюджета, отсутствием серьезных колебаний объемов и структуры доходов и расходов. Наиболее устойчивыми c небольшой тенденцией к повышению были доли налогов c населения (в основном подоходный налог) и средства государственного социального страхования.

В результате проведения экономической реформы в конце 80-х годов возникли объективные условия проведения и налоговой реформы, в результате проведения которой в апреле 1990 года был принят Закон o подоходном налоге.

Он предполагал введение глобального налога на доходы физических лиц, который предусматривал различные шкалы обложения для разных категорий налогоплательщиков. Был повышен необлагаемый минимальный доход, при этом предельная ставка на высокие доходы вместо 60% была зафиксирована на уровне 50%. [18; с. 11]

До 2001 года основная ставка подоходного налога имела прогрессивный характер, и ее размер зависел от величины совокупного дохода. (Таблица 1, 2)

Таблица 1

Ставки подоходного налога с доходов, полученных с 01.01.1998 г.

Размер облагаемого дохода

Ставка налога

До 20000 руб.

12%

От 20001 до 40000 руб.

2400 руб. + 15% с суммы, превышающей 20 000 руб.

От 40001 до 60000 руб.

5400 руб. + 20% с суммы, превышающей 40 000 руб.

От 60001 до 80000 руб.

9400 руб. + 25% с суммы, превышающей 60 000 руб.

От 80001 до 100000 руб.

14400 руб. + 30% с суммы, превышающей 80 000 руб.

От 100001 руб. и больше

20400 руб. + 35% с суммы, превышающей 100 000 руб.

Таблица 2

Ставки подоходного налога с доходов, полученных с 01.01.2000 г.

Размер облагаемого дохода

Ставка налога

До 50000 руб.

12%

От 50001 до 150000 руб.

6000 руб. + 20% с суммы, превышающей 50000 руб.

От 150001 и выше

26000 руб. + 30% с суммы, превышающей 150000 руб.

По данным анализа таблиц 1 и 2 следует, что градация шкалы подоходного налога c 2000 года была значительно упрощена по сравнению c 1998 годом - c шестиуровневой шкалы до трехуровневой, однако минимальная ставка налогообложения сохранилась на прежнем уровне и составляла 12%.