Файл: Система защиты коммерческой тайны малого коммерческого предприятия ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Успех любой коммерческой деятельности во многом зависит от грамотного обращения с информационными потоками. В условиях рыночной экономики информация является товаром, и ее получение, хранение, передача и использование подчиняются законам товарно-денежных отношений. Каждый субъект предпринимательской деятельности имеет право охранять свои интересы и защищать ценную для него информацию, получая при этом определенную свободу предпринимательства. Одним из старейших методов охраны такой информации является правовой институт коммерческой тайны. Сложные производственные процессы и система деловых отношений, быстрое внедрение новых технологий требовали введения письменной документации и обусловили рост количества наемных работников, которые могли свободно менять работодателя. Все это привело к возникновению серьезной угрозы для секретов производства. Такая угроза исходила, во-первых, от «нелояльных» работников, осведомленных по роду своей деятельности с секретными сведениями, а, во-вторых, от несанкционированной утечки документации. Все это привело к необходимости установления правовых основ защиты коммерческой тайны, имеющей коммерческую ценность в рамках законодательства о борьбе с недобросовестной конкуренцией.

Вопросам защиты коммерческой тайны в настоящее время уделяется все больше внимания. Статистика свидетельствует о значительном росте за последние годы экономических преступлений, в том числе, связанных с незаконным получением и оборотом информации, составляющей коммерческую тайну. И это не удивительно — получение незначительной информации о конкуренте может сэкономить фирме огромные средства, что является достаточно сильным стимулом для нарушения законов, регулирующих отношения в области информации. Обеспечение сохранности информации о деятельности компании является условием ее выживания в рыночной конкурентной среде. О необходимости создания надежного механизма защиты коммерческой тайны говорит и тот факт, что в развитых странах коммерческие компании, по данным экспертов, выделяют на борьбу с экономическим шпионажем до 20 процентов получаемой чистой прибыли.

Однако практика показывает, что зачастую многие отечественные предприниматели не совсем четко ориентируются в законодательстве по данному вопросу, не знают, какие именно сведения относятся к коммерческой тайне, в какой мере возможен допуск к ней партнеров, конкурентов, государственных органов. Чтобы не повлечь негативных последствий для своего предприятия, и всем правовым, организационным и техническим мерам защиты их руководители нередко предпочитают старый добрый сейф.


Степень разработанности проблемы. Теоретической базой исследования являются научные труды таких авторов, как Аблезгова О.В., Гаврилов О.А., Грудцына Л.Ю., Спектор А.А., Головацкий Р., Карнаков Я. Жилинский С.Э., Захарова И.B., Калятин В.О., Ключко Н. и других ученых.

Предметом исследования стали гражданско-правовые отношения в области.

Объектом исследования стало правовое регулирование коммерческой тайны.

Цели исследования. Основной целью исследования является разработка теоретических основ и практических рекомендаций по вопросам регулирование коммерческой тайны на предприятии

Данные цели достигаются посредством постановки и решения следующих задач:

— определения понятия коммерческой тайны и его правовой природы;

— исследования правовых основ обеспечения конфиденциальности информации в рамках гражданско-правовых отношений;

Методологическую базу исследования составили основные положения диалектического метода научного познания. Также в работе использовались общенаучные и специальные методы познания: исторический, логический, сравнительно-правовой, социологический, статистический анализ, системный подход и некоторые иные.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Сущность и значение коммерческой тайны в организации

Деятельность современного бизнеса так или иначе связана с проблемами сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации, в которых наиболее опасны противоправное копирование информации и ее искажение.

Законодатель исходит из положения о том, что информация может оптимизировать процессы, экономить средства, стать полноценным товаром на рынке. Существует мнение, что в будущем непрерывное развитие технологий будет сопровождаться перечнем различных процессов, которые постепенно можно улучшать, оптимизировать, добавлять и т.п. с целью эффективного и экономичного достижения результата[1].


Недаром в новелле российского законодательства[2] определено, что составной частью инсайдерской информации выступают сведения, составляющие коммерческую тайну, распространение которых может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

С практической точки зрения защита коммерческой тайны находит свое отображение в нормах Трудового кодекса Российской Федерации, определяющих, что в качестве дополнительного условия трудового договора между работником и работодателем может указываться запрет на разглашение охраняемой законом государственной, служебной, коммерческой и иной тайны (ст. 57 ТК РФ). Расторжение трудового договора по инициативе работодателя может осуществляться в случае разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (ст. 81 ТК РФ). При этом разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), представляет собой основание применения полной материальной ответственности к работнику (п. 7 ст. 243 ТК РФ).

Следует иметь в виду, что нарушение требований законодательства о коммерческой тайне влечет за собой не только дисциплинарную, но также и уголовную ответственность, которая выражается в нормах ст. 183 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за собирание сведений, составляющих коммерческую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом, а также за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.

Таким образом, существующими требованиями в области трудового права определена совместная заинтересованность работника и работодателя в соблюдении режима коммерческой тайны.

Основанием правового режима информации ограниченного доступа выступают положения ст. 23, 24, 29 Конституции Российской Федерации. Перечнем сведений конфиденциального характера коммерческая тайна определяется как сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами. Правовой статус коммерческой тайны определяется Федеральным законом от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»[3].


Информацией, составляющей коммерческую тайну, могут выступать сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности.

Критерием отнесения информации к коммерческой тайне выступает действительная или потенциальная коммерческая ценность информации в силу неизвестности третьим лицам, к которой у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Особенностью коммерческой тайны является определенная близость ее правового режима к правовому режиму тайны государственной, поскольку Законами «О государственной тайне» и «О коммерческой тайне» максимально раскрыт комплекс мероприятий, направленных на обеспечение защиты сведений, и регламентирован следующий круг вопросов:

- определен перечень сведений, составляющих, а главное, не могущих составлять государственную и коммерческую тайну;

- определены круг органов, осуществляющих защиту государственной и коммерческой тайны, и пределы их полномочий;

- установлены порядок отнесения сведений к государственной и коммерческой тайне, порядок засекречивания и рассекречивания сведений и их носителей;

- указаны реквизиты носителей сведений, составляющих данные категории тайны;

- определены порядок допуска лиц к указанным категориям сведений, их права и обязанности;

- установлен порядок предоставления сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну.

При этом, в отличие от тайны государственной, возможность отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, в полной мере относится к ведению обладателя указанной информации. Вообще понятие собственника информации применяется исключительно к сведениям, составляющим государственную тайну. Во всех остальных случаях применяются понятия обладателя информации или ее правообладателя. До настоящего времени указанные понятия не разделены, что порождает ряд сложностей в информационной сфере. Установление режима коммерческой тайны невозможно по ряду категорий сведений, перечень которых определяется ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне». В том, что касается иной информации, режим коммерческой тайны считается установленным после принятия следующего комплекса мер, предусмотренного ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне».


При этом решение о введении режима коммерческой тайны принимается исполнительным органом организации по единственному формальному основанию получения возможности - «...при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов... или получить иную коммерческую выгоду».

Содержание режима коммерческой тайны включает в себя пять обязательных шагов:

- определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

- ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

- учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

- регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

- нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Наряду с указанными мерами, обладатель информации вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты и другие меры, не противоречащие законодательству. Указанные меры принято делить на тесно взаимосвязанные между собой[4], правовые, организационные и технические. Более того, большинство превентивных мер изначально включают в себя и правовую, и организационную, и техническую составляющие.

Соловьевым Э.Я. раскрываются составляющие каждой из указанных мер. Так, организационные меры включают в себя: работу с сотрудниками, контроль режима защиты документов, определение формы и содержания документов, классификацию документов и простановку грифа. К мерам технического характера можно отнести установку сигнализации и контроль за ее работой, использование специальных замков и других устройств, использование устройств для уничтожения документов, обеспечение сотрудников сейфами и специальными контейнерами для хранения документов. Специальные меры включают в себя: применение средств защиты от копирования документов, применение устройств скрытого фиксирования незаконного доступа к документам, защиту от промышленного шпионажа, проведение служебного расследования при утрате документов.