Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
Введение
В данной курсовой работе рассматривается один из элементов метода бухгалтерского учета - инвентаризация. Данная тема очень актуальна, так как для комплексной проверки обоснованности и правильности совершенных хозяйственных операций необходимо проведение не только документального контроля, но и инвентаризации. Бухгалтерский учет позволяет обеспечить упорядоченную систему регистрации, сбора и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, при этом инвентаризация помогает осуществлять контроль наличия основных средств в натуре.
Инвентаризация лежит в основе бухгалтерского учета, и без нее очень трудно представить работу бухгалтера. Да и в теории на протяжении многих десятилетий бухгалтеры спорят о ее месте в учете.
В процессе проведения инвентаризации проверяется и документально подтверждается не только наличие имущества и обязательств, но также их состояние и оценка. Отсюда следует, что данные бухгалтерской отчетности должны быть адекватны фактическому положению дел.
Инвентаризация - это не что иное, как средство установления истины в данных бухгалтерского учета. Первичные документы несут информацию о произошедших фактах хозяйственной жизни. Однако бухгалтер оказывается отделен от этих фактов барьером первичной документации. Поэтому инвентаризация позволяет бухгалтеру проверить правильность и полноту отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни.
Роль инвентаризации изменялась с течением времени. В Древнеримской Империи инвентаризация применялась при оценке наследуемого имущества (по цене возможной продажи) для закрепления его за новым владельцем (наследником) и определения размера налогов (на наследство, а впоследствии - на имущество)
Идеи Жака Савари о контрольной функции инвентаризации (обеспечение сохранности имущества собственника через обеспечение соответствия фактически наличного имущества данным бухгалтерского учета), изложенные в 1675 г. нашли преломление спустя многие годы в период динамической бухгалтерской практики, когда одновременно со сплошной перманентной инвентаризацией свершившихся фактов хозяйственной жизни периодически проводились физические сплошные или тематические инвентаризации.
Объектом исследования в курсовой работе являются элементы метода бухгалтерского учета.
Предмет исследования – порядок проведения инвентаризации и документирование ее результатов.
Целью написания курсовой работы является углубленное изучение инвентаризации, как одного из элементов метода бухгалтерского учета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить виды инвентаризации;
- проследить порядок проведения инвентаризации;
- изучить порядок отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
Методической основой исследования в курсовой работе являются нормативно-правовые акты, учебная литература, статьи в периодической печати и Интернет – ресурсы.
Глава 1. Инвентаризация в системе бухгалтерского учета
1.1. Сущность инвентаризации, цель и задачи ее проведения
В хозяйственной практике любого предприятия не исключается возможность отклонений действительного наличия объектов имущества и сальдо обязательств предприятия от данных бухгалтерского учета на контрольную дату. Следствием таких отклонений являются излишки, недостачи, пересортицы.
Контрольные функции бухгалтерского учета в системе управления хозяйствующего субъекта предполагают выявление указанных отклонений в возможно короткие сроки, внесение корректировок, обусловленных результатами установленных отклонений и полностью соответствующих им, в данные бухгалтерского учета и отчетности. Достоверность учетных данных о наличии имущества и реальность учетных данных о задолженности бухгалтерский учет может эффективно контролировать с помощью инвентаризации. Поэтому в современной системе бухгалтерского учета важное значение имеет инвентаризация имущества и обязательств организации.
Инвентаризация как метод бухгалтерского учета насчитывает не менее шести тысяч лет, однако само слово «инвентаризация» появилось в 1931 г. в журнале «Вестник Академии наук» (№ 8). До этого пользовались другими терминами: проверка, пересчет, учет, переучет и т. п.
Инвентаризация (от лат. inventarium - опись имущества) - сверка фактического наличия имущества и кредиторской задолженности организации с данными бухгалтерского учета. К инвентаризации также относится уточнение оценки отдельных показателей бухгалтерского учета созданием оценочных резервов (резервы под снижение стоимости материальных ценностей, резервы под обесценение финансовых вложений, резервы по сомнительным долгам).
Проведение инвентаризации является обязательным для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности.
Таким образом, инвентаризация – это установление на конкретный момент времени фактического наличия средств, источников их поступления, фактически произведенных затрат через пересчет объекта инвентаризации в натуральном измерителе или через проверку учетных записей. С ее помощью производится проверка правильности данных текущего учета материальных и денежных средств организации, выявление допущенных в учете ошибок, уточнение показателей учета, принятие на учет не учтенных хозяйственных объектов и контроль сохранности имущества организации.
Цель проведения инвентаризации направлена на выявление расхождений и неточностей с фактическим наличием ценностей организации[1].
Перед инвентаризацией стоит ряд задач, основные из которых:
1. Выявление фактического наличия товарно-материальных ценностей, основных средств организации, ее денежных средств и ценных бумаг, объемов незавершенного производства в натуральном измерителе.
2. Контроль сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств организации с помощью сопоставления их фактического наличия с данными бухгалтерского учета.
3. Выявление товарно-материальных ценностей, которые не отвечают стандартам качества или техническим условиям.
4. Выявление неиспользуемых ценностей и ценностей, имеющихся в наличии сверх нормы для их последующей реализации.
5. Проверка следования правилам и условиям хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств, правил эксплуатации и содержания машин, оборудования, пр. основных средств.
6. Проверка реальной стоимости товарно-материальных ценностей и сумм денежных средств в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов, дебиторской задолженности и др. статей баланса[2].
Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета тесно связана с другими элементами, среди которых документация, оценка, калькуляция, двойная запись и система счетов, бухгалтерский баланс и отчетность[3].
Во-первых, документация предназначена для непрерывного отражения всех изменений в составе хозяйственных средств организации в момент их происхождения, однако некоторые из изменений не могут быть зафиксированы в этот момент. Такие факты выявляются и документируются при проведении инвентаризации.
Во-вторых, проведение инвентаризации без оценки невозможно, так как только с помощью оценки можно получить информацию о фактическом наличии средств или изменений в их количестве в денежном выражении. В основе оценки, в свою очередь, лежит калькуляция, с помощью которой определяется фактическая себестоимость объектов. Так, оценка и калькуляция позволяют выразить все объекты учета в денежном измерителе (в рублях), что широко используется в инвентаризации.
В-третьих, счета бухгалтерского учета необходимы для группировки и текущего учета состояния и движения объектов учета. Выявленные при инвентаризации недостачи и излишки имущества отражаются на счетах бухгалтерского учета.
В-четвертых, полученные при инвентаризации данные подлежат обобщению для получения конечного результата. Так, информация по годовой инвентаризации отражается в годовом бухгалтерском отчете, а информация по текущей – в отчетности месяца проведения инвентаризации. Обобщение полученной информации в балансе и отчетности – заключительный этап бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета использует совокупность приемов и способов, каждый из которых помогает получить информацию об отдельных характеристиках рассматриваемого объекта[4].
В целом все приемы и способы обеспечивают сплошное и непрерывное отражение объектов бухгалтерского учета. Все элементы метода бухгалтерского учета предоставляют возможность наблюдения за объектами, их измерение, группировку и обобщение данных учета. Таким образом, все элементы метода бухгалтерского учета являются единой неделимой системой. Бухгалтерский учет способен выполнять свои функции только тогда, когда все элементы применяются в совокупности и правильной последовательности, когда каждый предыдущий элемент обеспечивает применение следующего. Поэтому инвентаризация подлежит осуществлению в единстве с другими элементами метода бухгалтерского учета[5].
Таким образом, инвентаризация – это определенный практический процесс, в ходе которого документально проверяется точность и реальность показателей бухгалтерского учета.
1.2. Нормативное регулирование проведения инвентаризации
Инвентаризация – это один из элементов метода бухгалтерского учета, представляющий собой сопоставление фактического наличия активов, капитала, обязательств организации с данными бухгалтерского учета.
Как и любой иной участок ведения бухгалтерского учета, проведение инвентаризации регулируется документами четырех уровней.
К первому уровню нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся федеральные законы РФ и указы Президента, регулирующие постановку бухгалтерского учета на предприятии. Таким документом является Федеральный закон № 402- ФЗ «О бухгалтерском учете»[6].
Именно в статье 12 Федерального закона № 402- ФЗ «О бухгалтерском учете» изложены сведения о порядке проведения инвентаризации и об оформлении ее результатов.
К документам второго уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета относится Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ[7]. Согласно этого ПБУ проведение инвентаризации обязательно в определенных случаях:
- при сдаче имущества в аренду, выкупе, продаже, приватизации, а также преобразовании государственной или муниципальной унитарной организации;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
- при смене материально ответственных лиц;
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
- в случае чрезвычайных ситуаций;
- при реорганизации, ликвидации организации и в других случаях, установленных законодательством РФ.
Установлены также иные сроки проведения инвентаризации (п.27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации):
- для основных средств - один раз в три года;
- для библиотечных фондов - один раз в пять лет;
- в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.
Также к документам второго уровня относится План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), регулирующий порядок отражения выявленных излишков и недостач в ходе проведения инвентаризации на счетах бухгалтерского учета.
К документам третьего уровня относятся Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Министерства Финансов РФ от 13.06.1995 № 49.
Инвентаризации подлежат все виды имущества организации (как принадлежащее предприятию имущество вне зависимости от его местонахождения, так и не принадлежащее, но отраженное в бухгалтерском учете имущество, а также имущество, не учтенное по какой-либо причине) и ее финансовые обязательства (займы, кредиты банков, кредиторская задолженность и др.).