Файл: Документирование и инвентаризация...pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При проведении инвентаризации имущества проверяются следующие его виды:

  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • финансовые вложения;
  • материально-производственные запасы;
  • денежные средства и прочие активы.

При проведении инвентаризации финансовых обязательств проверяются:

  • кредиторская задолженность;
  • дебиторская задолженность;
  • кредиты и займы;
  • резервы.

Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Подлежит инвентаризации и имущество, не принадлежащее организации, но числящееся в бухгалтерском учете на забалансовых счетах: арендованное, находящееся на ответственном хранении, полученное для переработки и др. Обнаруженное в ходе ее проведение имущество, не учтенное по каким-либо причинам, также инвентаризуется.

Документом четвертого уровня является Учетная политика организации, разработанная главным бухгалтером и утвержденная руководителем организации. Именно в учетной политике для целей бухгалтерского учета закреплены сроки проведения инвентаризации в конкретной организации.

Таким образом, большое значение для правильной организации проведения инвентаризации имеет нормативное регулирование, устанавливающее основные методы и способы организации данной области учета.

Глава 2. Виды инвентаризации, порядок и сроки ее проведения

2.1. Виды инвентаризации

Самая подробная классификация инвентаризаций была дана в 1934 г. выдающимся итальянским бухгалтером Пьетро д'Альвизе .

Он выделил восемь классификационных оснований: по объему (полные, частичные); по принадлежности (имущество в организации и вне ее); по цели (вступительные, последующие, при передаче ценностей, ликвидационные); по последовательности (от объекта к регистру, от регистра к объекту); по субъекту (ординарные - инициатива собственника; экстраординарные -- инициатива внешних органов: судебных, финансовых и т.п.); по использованию данных (информативные и доказательные); по степени агрегирования (дифференцированные, интегрированные); по форме описи (устные, письменные, на механических носителях); по способу проведения[8].


Еремина Н.В. и Заболтная И.А., рассматривая роль инвентаризации в бухгалтерском учете, приводят следующую классификацию (рис.1), выделяя при этом только три классификационных признака:

1. По объему охвата объектов – полная (касается всех видов активов, обязательств и источников финансирования, проводится один раз в год перед составлением годового бухгалтерского баланса) и частичная (касается одного или нескольких объектов бухгалтерского учета (например, инвентаризация только денежных средств, инвентаризация материалов на конкретном складе и т.д.).

2. По назначению – плановая (проводится в установленные заранее сроки) и внеплановая (проводится неожиданно для материальноответственных лиц по требованию руководства организации, вышестоящих, следственных и контрольных органов, ревизоров).

Рисунок 1. Виды инвентаризации[9]

3. По методу проведения – выборочная (проводится проверка у отдельного материально-ответственного лица отдельных ценностей на выбор в организациях с большой номенклатурой ценностей) и сплошная (проводится единовременно во всех структурных подразделениях организации)[10].

Таким образом, Еремина Н.В. и Заболотная И.А. выделяют следующие виды инвентаризации:

1. Полная инвентаризация непосредственно проводится перед составлением годового отчета, а также при аудиторской проверке или ревизии и включает все материальные ценности, денежные средства и расчетные отношения с другими организациями и лицами.

2. Частичная инвентаризация охватывает только часть средств организации. Это может быть инвентаризация денежных средств, инвентаризация материальных ценностей, которая связана со сменой материально ответственных лиц.

3. В момент проведения выборочной инвентаризации у определенного материально ответственного лица производится проверка лишь некоторых ценностей на выбор. Такого вида инвентаризация проводится в организациях с большой номенклатурой ценностей.

4. Сплошная инвентаризация проводится одновременно во всех структурных подразделениях и предприятиях, которые принадлежат данной организации.

5. Плановая инвентаризация проводится согласно графику в установленные сроки, которые утверждаются руководителем, при этом сроки проведения инвентаризации не оглашаются.

6. Внеплановая инвентаризация проводится в силу сложившихся обстоятельств, при передаче дел материально ответственным лицом, после стихийных бедствий, хищений.


7. Повторная инвентаризация проводится, при возникновении сомнений в достоверности, объективности, качестве проведенной инвентаризации.

8. Контрольная инвентаризация проводятся по окончании инвентаризации с целью проверки правильности проведения инвентаризации с участием членов инвентаризационных комиссии и материально ответственных лиц[11].

Рассмотрим на следующих примерах выше перечисленные виды инвентаризации. Допустим, директор организации решил проверить все имущество фирмы - это полная инвентаризация, но если он решил проверить только имущество магазина №2 - это будет частичная инвентаризация по отношению к полной, но, предположим, что было решено проверить только наличие товаров в магазине №2 - это будет частичная инвентаризация по отношению к предыдущей, которая, в этом случае, автоматически становится полной. Более того, возможно, что принято решение проверить только определенные виды товаров. Такая проверка будет частичной по отношению к предыдущей, которая в этом случае рассматривается как полная.

Каждая отдельная, так называемая частичная инвентаризация, по отношению к кругу проверяемых объектов, является полной.

Например, поставлена задача: провести инвентаризацию товаров в магазине №2. Если она проводится сплошным методом, то необходимо пересчитать и перемерить всю товарную массу, но если речь идет о выборочном методе, то проверяют: или только дорогостоящие товары; или товары, пользующиеся повышенным спросом; или залежавшиеся товары; или самые модные товары; или делается механическая выборка. К последнему виду следует отнести перманентную инвентаризацию, когда ежедневно механически выбираются несколько наименований товаров и проводится их проверка.

В настоящее время имеет место монетарная выборка, при которой проводится строгое разграничение между фундаментальными статистическими понятиями: единица наблюдения и единица совокупности. В данном случае, применительно к товарной массе, единицей наблюдения выступает наименование товаров, а единицами совокупности будут или стоимостные, или натуральные величины[12].

Количество планируемых инвентаризаций, даты их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, подлежащих проверке, устанавливаются руководителем предприятия.


2.2. Порядок и сроки проведения инвентаризации

Порядок и сроки проведения инвентаризации организация устанавливает самостоятельно и закрепляет в учетной политике.

Инвентаризация имущества и обязательств проводится в обязательном порядке и в полном объеме перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (но не ранее 1 октября отчетного года), кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года.

Порядок проведения инвентаризации регламентируется Федеральным законом № 402-ФЗ от 06.12.2011 г «О бухгалтерском учете». На основании данного закона постоянно действующий состав инвентаризационной комиссии и сроки ее проведения устанавливает руководитель организации. После определения состава инвентаризационной комиссии разрабатывается план проведения инвентаризации и распределяются обязанности между членами комиссии. Сроки проведения инвентаризации определяются соответствующим Положением о бухгалтерском учете и отчетности[13].

Процедура проведения инвентаризации состоит из нескольких этапов.

Первый этап – подготовительный этап, который состоит из следующих мероприятий[14]:

  • Составление приказа о проведении инвентаризации - непосредственно составляется приказ, в котором определяются сроки, объемы и содержание проведения инвентаризации, а также персональный состав инвентаризационной комиссии.
  • Формирование инвентаризационной комиссии - создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, состав которой определяет руководитель организации. Материально ответственные лица не входят в состав комиссии;
  • Определение сроков проведения и видов инвентаризуемого имущества – определяется дата начала и окончания инвентаризации, также вид инвентаризации;
  • Получение расписок от материально ответственных лиц – материально ответственное лицо дает расписку о всех поступивших ценностях, которые были оприходованы, а выбывшие списываются в расход.

Второй этап – взвешивание, обмеривание, подсчет, выявление и проверка фактического наличия имущества и обязательств, а также составление инвентаризационных описей.

На третьем этапе – производится сравнение данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета: выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхождения.

Заключительный этап – оформление результатов инвентаризации. На этом этапе, имеющиеся данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации, и в случае выявления излишки или недостачи оформляется сличительная ведомость[15].


В случае расхождения полученных данных с фактическими данными бухгалтерского учета, выявленное лицо допустившее ошибку в учете имущества, привлекается к административной ответственности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведение инвентаризации играет важную роль в бухгалтерском учете организации, так как обеспечивает полноту и достоверность данных по учету имущества организации, тем самым помогает заблаговременно предотвратить ошибки допущенные в бухгалтерии.

До начала работы комиссия проверяет наличие оформленных на момент инвентаризации последних отчетов о движении материальных ценностей и денежных средств или соответствующих приходных и расходных документов. Материально - ответственные лица подтверждают (дают расписку) полноту представления инвентаризационной комиссии всех приходных и расходных документов на имущество и достоверность указанных в них сведений. Содержание расписки включается в заголовочную часть инвентаризационной описи[16].

Председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к отчету (или реестрам), на основании которых в бухгалтерии определяются учетные остатки имущества к началу инвентаризации.

2.3. Документированные инвентаризации. Определение отклонений от учетных данных

Порядок проведения инвентаризации и отражения в учете ее результатов регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

Для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете большинством организаций применяются типовые унифицированные формы первичной учетной документации[17],

Приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации о проведении инвентаризации (ф. ИНВ-22) утверждается состав инвентаризационной комиссии, перечень инвентаризируемого имущества, даты начала и окончания инвентаризации. Приказ регистрируется в журнале контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (ф. N ИНВ-23). Инвентаризационная комиссия формируется из представителя администрации организации, работника бухгалтерии или службы внутреннего аудита, других специалистов (инженеров, экономистов, технологов).

Учетные и фактические остатки имущества, а также выявленные при инвентаризации количественные и суммовые расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета заносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации типовой формы, которые заполняются не менее чем в двух экземплярах. Установлены следующие унифицированные формы инвентаризационных описей и актов инвентаризации (табл.1).