Файл: «Анализ внешней и внутренней среды организации»(Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 1 - Структура объемов производства

ПАО СПРМЗ «Ремпутьмаш» за 2016 год[36]

ПАО СПРМЗ «Ремпутьмаш» является одним из заводов Группы РПМ,
поэтому так или иначе миссия Общества подчинена общей миссии Группы РПМ. Миссия Группы РПМ звучит так: «Группа РПМ — ведущий российский производитель путевых машин и технологий, мы работаем для того, чтобы наш стратегический партнер — ПАО «РЖД» — успешно и безопасно интегрировал экономическое пространство России в мировую систему перемещения людей, товаров и технологий. Мы становимся заметным игроком глобального рынка, предлагая нашим клиентам эффективные и надежные технические и технологические решения. Мы производим и обслуживаем «русские» путевые машины, создаваемые на базе передовых инженерных разработок, в необходимых случаях выстраивая производственную кооперацию с мировыми лидерами путевого машиностроения» [37].

Цели предприятия представлены на рис. 2.

Рисунок 2 - Иерархия целей ПАО СПРМЗ «Ремпутьмаш»[38]

2.2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия

Один из основных инструментов менеджмента - системный подход - предписывает истоки проблем, возникающих в работе организации, искать в первую очередь за ее пределами, во внешней среде. И действительно, многие «внутренние» проблемы наших предприятий вызываются «внешними» причинами - несовершенством законодательства, противоречивостью макроэкономических процессов, ненадежностью партнеров, недоверчивостью клиентов, агрессивностью конкурентов. Значимость внешней среды для предприятия невозможно переоценить. Именно она заставляет искать свою «нишу» в рыночном пространстве, определяет стратегию и тактику, внутреннюю структуру предприятия, направления его развития.

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов,
экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда зависит от внешних и внутренних факторов влияния. Внешние факторы влияния - условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе профсоюзы, правительство, экономические условия. Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологий. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные.


Анализ внешней среды ПАО СПРМЗ «Ремпутьмаш» представлен в табл. 1.

Таблица 1

Анализ внешней среды ПАО СПРМЗ «Ремпутьмаш»

Возможности

Угрозы

Экономические
факторы

Нестабильность курса рубля

Рост инфляции, цен на сырье и материалы

Экономические кризисы

Политические
факторы

Стабильность политического строя

Направленность на внутренние ресурсы страны

Санкции США и Евросоюза

Рыночные факторы

Вхождение в структуру ПАО «РЖД»

Вхождение в группу «РПМ»

Зависимость от единственного потребителя

Конкурентные факторы

Оптимальное соотношение
«цена - качество»

Конкуренты обладают новым оборудованием, передовыми технологиями

Социальные факторы

Рынок труда позволяет
быстро заполнять вакансии

Молодежь не стремится работать на производстве

Технологические
факторы

Использование передовых
технологий приводит к росту производительности

Медленное реагирование на
технологические новинки в отрасли

Международные
факторы

Сотрудничество с иностранными компаниями могло бы стать взаимовыгодным

Сложности в технологических различиях.

Политическая нестабильность в странах.

Таблица 2

Результаты анализа внешней среды по неотвратимости воздействия

Возможности

Угрозы

Рыночные факторы
Конкурентные факторы
Политические факторы

Экономические факторы

Внутренняя среда организации - это ситуационные факторы внутри
организации. Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их. Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе. Управленческий механизм ориентирован на достижение оптимального взаимодействия всех уровней управления и функциональных областей управления для наиболее эффективного достижения намеченных целей. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.


Анализ внутренней среды представлен в таблице 3.

Таблица 3

Анализ внутренней среды организации ПАО СПРМЗ «Ремпутьмаш»

Сила

Слабость

Производство

Высокое качество продукции

Закупка нового модернизированного
оборудования

Все еще большая доля технологически устаревшего оборудования

Финансы

Отсутствие задолженности по заработной плате и налогам

Недостаток средств на развитие
предприятия

Персонал

Квалифицированный персонал

Текучесть кадров

Имидж и организационная

культура

Положительный имидж у клиентов и
работников

Участие коллектива в спортивных и
культурно-массовых мероприятиях

Маркетинг

Хорошая репутация у заказчиков

Информация о продукции общедоступна в интернете

Ограниченный ассортимент из-за
узкой специализации производства

Продолжение таблицы 4

Результаты анализа внутренней среды по неотвратимости

воздействия

Сила

Слабость

Производство

Маркетинг

Персонал

Имидж и организационная культура

Финансы

2.3. Анализ стратегических зон хозяйствования

В структуре выпуска продукции в 2016 г. основная доля приходится на
машиностроение - 91,3%. Динамика объемов выпуска продукции за 2015-2016 гг. представлена в таблице 5.

Таблица 5

Объем выпуска продукции в 2015-2016 гг.

Наименование продукции

2015 год

2016 год

%

2016

год

к 2015
году

Количество

Сумма,
тыс. руб.

Количество

Сумма,
тыс. руб.

Продукция для ПАО «РЖД»

Машиностроение

12

240 881

Модернизация путевой техники

5

61 518

Капитальный ремонт путевой
техники

42

251 819

1

8 130

Запчасти

12 495

5 619

Итого для ПАО «РЖД»

566 716

13 749

2,4%

Продукция для ДЗО ПАО «РЖД»

Машиностроение

24

454 173

74

1 631570

Модернизация путевой техники

5

60 903

Капитальный ремонт путевой
техники

11

64 410

Запчасти

9 764

15 633

Сервисное обслуживание

23 844

Итого для ДЗО ПАО «РЖД»

487 781

1 772 516

363,4%

Запчасти

2 805

181

Итого для сторонних потребителей

2 805

181

6,5%

Итого

1 057302

1 786446

169,0%


Динамика объемов выпуска продукции за 2014-2015 гг. по видам
деятельности представлена в сводной таблице 6.

Таблица 6

Объем выпуска продукции в 2015-2016 гг. по видам деятельности

Наименование продукции

2015 г.

2016 г.

% 2016 к 2015 г.

Кол-
во

Сумма,
тыс. руб.

Кол-
во

Сумма,
тыс. руб.

Машиностроение

36

695054

4

1631570

234,7%

Модернизация путевой техники

61518

60903

99%

Капитальный ремонт путевой техники

2

251819

2

72540

28,8%

Запчасти

25067

21433

85,5%

Сервисное обслуживание

23844

Итого

1 057 302

1 786 446

169%

В 2016 г. по сравнению с 2015 г. общий объем производства товарной продукции увеличился на 69%. Динамика изменения по всем видам производимых работ сложилась следующим образом: машиностроение - увеличение на 235%; капитальный ремонт - снижение на 25%; модернизация - на уровне 2015 г.

Практически вся продукция завода потребляется ПАО «РЖД» и его ДЗО. Объем потребления товаров и услуг ПАО «РЖД» в 2016 г. на рынке путевой техники для капитального ремонта и текущего содержания железнодорожного пути и капитального ремонта путевой техники составил 12 637 300 млн. руб., из них около 14,5 % товаров и услуг поставил Свердловский ПРМЗ.

Расчет емкости рынка приведен в таблице 7.

Таблица 7

Расчет емкости рынка

Виды производства

Доля каждого

вида деятельности,%

Сумма по видам деятельности, тыс. руб.

Машиностроение

60

7 582 380,00

Капитальный ремонт

20

2 527 460,00

Модернизация

5

631 865,00

Запчасти

15

1 895 595,00

ИТОГО по РЖД

12 637 300,00


Основными конкурентами завода являются: Plasser&Theurer (Австрия) (доля Российского рынка 1%); MTHPraha a.s. (Чехия) (доля Российского рынка 1%); ПАО «Муромтепловоз» (доля Российского рынка 60%); ООО «Вест-Тер» (доля Российского рынка 80%); ЗАО «Тулажелдормаш» (доля Российского рынка 30%); Тихорецкий машзавод (доля Российского рынка 2%); ПАО Кировский машзавод (доля Российского рынка 1 %). Наибольшую долю рынка охватывает ООО «Вест-тер», но они специализируются на изготовлении кранов и запчастей к машинам. Далее по убыванию ПАО «Муромтепловоз», их продукция: военная техника, техника для пожаротушения, железнодорожная техника и тренажерные системы информации по объемам выпускаемой продукции не найдено). ЗАО «Тулажелдормаш» - гигант железнодорожной техники (информации по объемам выпускаемой продукции не найдено). С учетом того, что ПАО Свердловский ПРМЗ «Ремпутьмаш» занимает всего порядка 10% доли Российского рынка, нет смысла делать сравнение с этими тремя конкурентами. Для расчета темпов роста и относительной доли рынка возьму данные ПАО «Кировский машзавод 1 Мая». Сведения о хозяйственной деятельности этого завода приведены в таблице 8.

Таблица 8

Объем выпуска продукции ПАО «Кировский Машзавод 1 Мая»

в 2015-2016 гг.

2015 г.,

тыс. руб.

2016 г.,

тыс. руб.

Темп роста

Общий объем выпуска

2052534

1767565

116,1%

В том числе

Сумма

Сумма

Машиностроение

27,2

558289

29,4

519 664

93%

Капитальный ремонт

2

41051

6,3

111 357

271%

Запчасти

14,4

231936

10,5

185 594

80%

Расчет темпов роста и относительной доли рынка приведен в таблицах 9 и 10.

Таблица 9

Расчет средневзвешенного темпа роста рынка для матрицы

Название
группы

Объем
производства,
тыс. руб.

Объем
производства
конкурента, тыс. руб.

Темп
роста

Емкость
рынка

Взвешенный рост

Рост для матрицы

1

2

3

4

5

6

7

Машиностроение

1 631 570

460 948

235%

7 582 380

140,82%

высокий