Файл: «Анализ внешней и внутренней среды организации»(Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации
1.1. Сущность внешней среды организации и методы ее анализа
1.2. Характеристика внутренней среды организации
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды ПАО СПРМЗ «Ремпутьмаш»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия
Рисунок 1 - Структура объемов производства
ПАО СПРМЗ «Ремпутьмаш» за 2016 год[36]
ПАО СПРМЗ «Ремпутьмаш» является одним из заводов Группы РПМ,
поэтому так или иначе миссия Общества подчинена общей миссии Группы РПМ. Миссия Группы РПМ звучит так: «Группа РПМ — ведущий российский производитель путевых машин и технологий, мы работаем для того, чтобы наш стратегический партнер — ПАО «РЖД» — успешно и безопасно интегрировал экономическое пространство России в мировую систему перемещения людей, товаров и технологий. Мы становимся заметным игроком глобального рынка, предлагая нашим клиентам эффективные и надежные технические и технологические решения. Мы производим и обслуживаем «русские» путевые машины, создаваемые на базе передовых инженерных разработок, в необходимых случаях выстраивая производственную кооперацию с мировыми лидерами путевого машиностроения» [37].
Цели предприятия представлены на рис. 2.
Рисунок 2 - Иерархия целей ПАО СПРМЗ «Ремпутьмаш»[38]
2.2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия
Один из основных инструментов менеджмента - системный подход - предписывает истоки проблем, возникающих в работе организации, искать в первую очередь за ее пределами, во внешней среде. И действительно, многие «внутренние» проблемы наших предприятий вызываются «внешними» причинами - несовершенством законодательства, противоречивостью макроэкономических процессов, ненадежностью партнеров, недоверчивостью клиентов, агрессивностью конкурентов. Значимость внешней среды для предприятия невозможно переоценить. Именно она заставляет искать свою «нишу» в рыночном пространстве, определяет стратегию и тактику, внутреннюю структуру предприятия, направления его развития.
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов,
экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда зависит от внешних и внутренних факторов влияния. Внешние факторы влияния - условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе профсоюзы, правительство, экономические условия. Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологий. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные.
Анализ внешней среды ПАО СПРМЗ «Ремпутьмаш» представлен в табл. 1.
Таблица 1
Анализ внешней среды ПАО СПРМЗ «Ремпутьмаш»
Возможности |
Угрозы |
|
Экономические |
Нестабильность курса рубля Рост инфляции, цен на сырье и материалы Экономические кризисы |
|
Политические |
Стабильность политического строя Направленность на внутренние ресурсы страны |
Санкции США и Евросоюза |
Рыночные факторы |
Вхождение в структуру ПАО «РЖД» Вхождение в группу «РПМ» |
Зависимость от единственного потребителя |
Конкурентные факторы |
Оптимальное соотношение |
Конкуренты обладают новым оборудованием, передовыми технологиями |
Социальные факторы |
Рынок труда позволяет |
Молодежь не стремится работать на производстве |
Технологические |
Использование передовых |
Медленное реагирование на |
Международные |
Сотрудничество с иностранными компаниями могло бы стать взаимовыгодным |
Сложности в технологических различиях. Политическая нестабильность в странах. |
Таблица 2
Результаты анализа внешней среды по неотвратимости воздействия
Возможности |
Угрозы |
Рыночные факторы |
Экономические факторы |
Внутренняя среда организации - это ситуационные факторы внутри
организации. Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их. Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе. Управленческий механизм ориентирован на достижение оптимального взаимодействия всех уровней управления и функциональных областей управления для наиболее эффективного достижения намеченных целей. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.
Анализ внутренней среды представлен в таблице 3.
Таблица 3
Анализ внутренней среды организации ПАО СПРМЗ «Ремпутьмаш»
Сила |
Слабость |
|
Производство |
Высокое качество продукции Закупка нового модернизированного |
Все еще большая доля технологически устаревшего оборудования |
Финансы |
Отсутствие задолженности по заработной плате и налогам |
Недостаток средств на развитие |
Персонал |
Квалифицированный персонал |
Текучесть кадров |
Имидж и организационная культура |
Положительный имидж у клиентов и Участие коллектива в спортивных и |
|
Маркетинг |
Хорошая репутация у заказчиков Информация о продукции общедоступна в интернете |
Ограниченный ассортимент из-за |
Продолжение таблицы 4
Результаты анализа внутренней среды по неотвратимости
воздействия
Сила |
Слабость |
Производство Маркетинг Персонал Имидж и организационная культура |
Финансы |
2.3. Анализ стратегических зон хозяйствования
В структуре выпуска продукции в 2016 г. основная доля приходится на
машиностроение - 91,3%. Динамика объемов выпуска продукции за 2015-2016 гг. представлена в таблице 5.
Таблица 5
Объем выпуска продукции в 2015-2016 гг.
Наименование продукции |
2015 год |
2016 год |
% 2016 год к 2015 |
||
Количество |
Сумма, |
Количество |
Сумма, |
||
Продукция для ПАО «РЖД» |
|||||
Машиностроение |
12 |
240 881 |
|||
Модернизация путевой техники |
5 |
61 518 |
|||
Капитальный ремонт путевой |
42 |
251 819 |
1 |
8 130 |
|
Запчасти |
12 495 |
5 619 |
|||
Итого для ПАО «РЖД» |
566 716 |
13 749 |
2,4% |
||
Продукция для ДЗО ПАО «РЖД» |
|||||
Машиностроение |
24 |
454 173 |
74 |
1 631570 |
|
Модернизация путевой техники |
5 |
60 903 |
|||
Капитальный ремонт путевой |
11 |
64 410 |
|||
Запчасти |
9 764 |
15 633 |
|||
Сервисное обслуживание |
23 844 |
||||
Итого для ДЗО ПАО «РЖД» |
487 781 |
1 772 516 |
363,4% |
||
Запчасти |
2 805 |
181 |
|||
Итого для сторонних потребителей |
2 805 |
181 |
6,5% |
||
Итого |
1 057302 |
1 786446 |
169,0% |
Динамика объемов выпуска продукции за 2014-2015 гг. по видам
деятельности представлена в сводной таблице 6.
Таблица 6
Объем выпуска продукции в 2015-2016 гг. по видам деятельности
Наименование продукции |
2015 г. |
2016 г. |
% 2016 к 2015 г. |
||
Кол- |
Сумма, |
Кол- |
Сумма, |
||
Машиностроение |
36 |
695054 |
4 |
1631570 |
234,7% |
Модернизация путевой техники |
61518 |
60903 |
99% |
||
Капитальный ремонт путевой техники |
2 |
251819 |
2 |
72540 |
28,8% |
Запчасти |
25067 |
21433 |
85,5% |
||
Сервисное обслуживание |
23844 |
||||
Итого |
1 057 302 |
1 786 446 |
169% |
В 2016 г. по сравнению с 2015 г. общий объем производства товарной продукции увеличился на 69%. Динамика изменения по всем видам производимых работ сложилась следующим образом: машиностроение - увеличение на 235%; капитальный ремонт - снижение на 25%; модернизация - на уровне 2015 г.
Практически вся продукция завода потребляется ПАО «РЖД» и его ДЗО. Объем потребления товаров и услуг ПАО «РЖД» в 2016 г. на рынке путевой техники для капитального ремонта и текущего содержания железнодорожного пути и капитального ремонта путевой техники составил 12 637 300 млн. руб., из них около 14,5 % товаров и услуг поставил Свердловский ПРМЗ.
Расчет емкости рынка приведен в таблице 7.
Таблица 7
Расчет емкости рынка
Виды производства |
Доля каждого вида деятельности,% |
Сумма по видам деятельности, тыс. руб. |
Машиностроение |
60 |
7 582 380,00 |
Капитальный ремонт |
20 |
2 527 460,00 |
Модернизация |
5 |
631 865,00 |
Запчасти |
15 |
1 895 595,00 |
ИТОГО по РЖД |
12 637 300,00 |
Основными конкурентами завода являются: Plasser&Theurer (Австрия) (доля Российского рынка 1%); MTHPraha a.s. (Чехия) (доля Российского рынка 1%); ПАО «Муромтепловоз» (доля Российского рынка 60%); ООО «Вест-Тер» (доля Российского рынка 80%); ЗАО «Тулажелдормаш» (доля Российского рынка 30%); Тихорецкий машзавод (доля Российского рынка 2%); ПАО Кировский машзавод (доля Российского рынка 1 %). Наибольшую долю рынка охватывает ООО «Вест-тер», но они специализируются на изготовлении кранов и запчастей к машинам. Далее по убыванию ПАО «Муромтепловоз», их продукция: военная техника, техника для пожаротушения, железнодорожная техника и тренажерные системы информации по объемам выпускаемой продукции не найдено). ЗАО «Тулажелдормаш» - гигант железнодорожной техники (информации по объемам выпускаемой продукции не найдено). С учетом того, что ПАО Свердловский ПРМЗ «Ремпутьмаш» занимает всего порядка 10% доли Российского рынка, нет смысла делать сравнение с этими тремя конкурентами. Для расчета темпов роста и относительной доли рынка возьму данные ПАО «Кировский машзавод 1 Мая». Сведения о хозяйственной деятельности этого завода приведены в таблице 8.
Таблица 8
Объем выпуска продукции ПАО «Кировский Машзавод 1 Мая»
в 2015-2016 гг.
2015 г., тыс. руб. |
2016 г., тыс. руб. |
Темп роста |
|||
Общий объем выпуска |
2052534 |
1767565 |
116,1% |
||
В том числе |
Сумма |
Сумма |
|||
Машиностроение |
27,2 |
558289 |
29,4 |
519 664 |
93% |
Капитальный ремонт |
2 |
41051 |
6,3 |
111 357 |
271% |
Запчасти |
14,4 |
231936 |
10,5 |
185 594 |
80% |
Расчет темпов роста и относительной доли рынка приведен в таблицах 9 и 10.
Таблица 9
Расчет средневзвешенного темпа роста рынка для матрицы
Название |
Объем |
Объем |
Темп |
Емкость |
Взвешенный рост |
Рост для матрицы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Машиностроение |
1 631 570 |
460 948 |
235% |
7 582 380 |
140,82% |
высокий |