Файл: Понятие и виды ценных бумаг (Определение, назначение и виды ценной бумаги).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовая характеристика ценных бумаг по Российскому законодательству
1.1. Определение, назначение и виды ценной бумаги
2.1. Виды преступлений в сфере оборота ценных бумаг
Глава 2. Правовое регулирование применение ценных бумаг в гражданском обороте
2.1. Правовое регулирование эмиссии ценных бумаг
2.2. Правовое положение эмитентов и инвесторов на рынке ценных бумаг
Глава 2. Правовое регулирование применение ценных бумаг в гражданском обороте
2.1. Правовое регулирование эмиссии ценных бумаг
Закрепление в гражданском обороте эмиссионных ценных бумаг является результатом особого эмиссионного процесса. Таким образом, эмиссия ценных бумаг является установленным законодательством Российской Федерации особый порядок последовательных действий эмитента и госорганов, которые направлены на создание и выпуск в обращение указанных бумаг.
Исследователь процесса эмиссии А.Ю. Синенко отмечает, что все изучения в этой области посвящены исключительно общим вопросам теории ценных бумаг, а также проблемам функционирования соответствующего рынка, осуществления и защиты прав их владельцев. В свою очередь, большинством исследователей указывается на недостаточную изученность в современной юридической литературе вопросов, связанных с правовой регламентацией непосредственно самой процедуры эмиссии[20].
Если мы заглянем на два десятилетия назад, то увидим, что на тот момент действовал единственный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Как ни странно, но этот закон на тот момент носил практически рекомендательный характер, не имея под собой каких-либо жестких санкций. Отметим, что до этого закона данная деятельность не была регламентирована. Отсюда и пошли те самые «финансовые пирамиды».
Иными словами, законодатель просто не успел за очередным вызовом времени и этим воспользовались мошенники. Исследуя законодательство сегодняшнего времени, можно заметить, что законы, регулирующие данное направление, растут как «грибы». Со временем понятие «эмиссия ценных бумаг» вошло в гражданско-правовой оборот.
Кроме того, рассматриваемый вопрос получает свое отражение в Уголовном кодексе, где согласно ст. 185 УК РФ раскрывается понятие "злоупотребление" при эмиссии ценных бумаг как внесение в проспект ценных бумаг заведомо недостоверной информации, утверждение либо подтверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта или отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг, а также размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации о ценных бумагах не предусмотрена государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству.
Нельзя не отметить значимость ценных бумаг для нестабильной экономики сегодня. На данном этапе можно обратить внимание на то, что подобные вложения могут помочь встать на ноги малому и среднему бизнесу, который ждет сегодня помощи от государства. Важно отметить, что процедура эмиссии представляет достаточно сложный фактический состав. В данном контексте следует понимать исключительное соблюдение всех установленных требований в определенной последовательности, что позволяет эмитенту легитимно (то есть законно) осуществлять выпуск ценных бумаг.
С позиции общего подхода, под термином «эмитент» следует понимать субъектов, которые вправе осуществлять выпуск всех видов ценных бумаг, которые разрешены в действующем законодательстве на определенной территории. В свою очередь, согласно ч.6 ст. 2 ФЗ № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг», под эмитентом понимается юридическое лицо или органы исполнительной власти, либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими. Важно подчеркнуть, что законом не предусматривается физических лиц в качестве эмитентов ценных бумаг.
Указанный выше закон регулирует отношения, которые непосредственно возникают при эмиссии ценных бумаг без какого-либо уточнения о субъекте выпуска. Подчеркнем особый порядок выпуска ценных бумаг муниципальными и государственными органами, который предусмотрен отдельным ФЗ №136-ФЗ от 29.07.1998 года «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». В данном случае речь идет об исполнительных органах государственной и муниципальной власти в статусе юридических лиц. Кроме того, важным условием их участия является наличие функций по составлению и исполнению бюджета федерального уровня.
Важно подчеркнуть, что эмиссия имеет своей целью прежде всего аккумулирование денежных средств, что приводит в конечном счете к увеличению капитала для решения стоящих задач перед эмитентом. Следует обратить внимание на различие точек зрения в отношении данного процесса.
Так, например, В.К. Андреевым высказывается точка зрения о том, что «эмиссия сама по себе является торговой сделкой, которая должна исходить из норм ст. 153-181 ГК РФ». В свою очередь, рассматриваемый процесс представляет собой одностороннюю сделку. И действительно, сам «эмитент» без каких-либо договоренностей на своем уровне принимает одностороннее решение о выпуске тех или иных ценных бумаг.
Своего рода оппонентом В.К. Андреева в данном вопросе является Г.Н. Шевченко, по мнению которой, эмиссия является сложным юридическим явлением, которое не может сводиться к односторонней сделке. По мнению вышеупомянутого исследователя, эмиссия – это последовательность действий эмитента, которая включает в себя различные юридические факты. Иными словами, волеизъявления одной стороны недостаточно для размещения ценных бумаг.
В данном контексте следует понимать, что все-таки эмитенту приходится обращаться к третьему лицу, отвечающему за контроль в лице Центрального банка РФ. Кроме того, выпуск ценных бумаг должен так или иначе быть ориентирован на конечного приобретателя.
Определение Г.Н. Шевченко наиболее подходит статье 142 ГК РФ, в которой указывается, что «выпуск или выдача ценных бумаг подлежит государственной регистрации в случаях, установленных законом».
Авторы настоящей статьи придерживаются мнения Г.Н. Шевченко, так как по существу без согласия третьего лица в лице уполномоченного на то Центрального банка РФ, эмитент не может выпустить в одностороннем порядке ценные бумаги, в противном случае они будут ничтожными. П 1.1. Положения Банка России от 11 августа 2014 года №428-П предусмотрена определенная процедура эмиссии, которая представлена следующими этапами: принятие соответствующего решения по размещению ценных бумаг или иного решения, которое является основанием для данной процедуры; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг; госрегистрация выпуска (либо дополнительного выпуска) ценных бумаг либо присвоение выпуску отдельного идентификационного номера.
В данном контексте следует упомянуть мнение исследователя В.О. Петрова, который полагает, что правовая природа госрегистрации выпуска проявляется в том, что государство признает юридическую силу эмитируемых акций. Иными словами, как только происходит этап госрегистрации, то государство принимает на себя роль гаранта правопорядка на рынке посредством публичного удостоверения; размещение, то есть определенный этап, состоящий из совокупности действий, направленных на решение задач эмитента; госрегистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или представление соответствующего уведомления по итогам выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Если эмиссионные ценные бумаги размещаются посредством открытой подписки или посредством закрытой подписки среди лиц, число которых превышает 500, то государственная регистрация выпуска ценных бумаг подлежит сопровождению посредством регистрации их проспекта. При этом каждый этап, согласно действующего законодательства, подлежит сопровождению соответствующей информацией. Казалось бы, «Положение о стандарте эмиссии ценных бумаг» есть, но его изложение не имеет обязательного характера.
Иными словами, это стандарт, который содержит на каждом из этапов процесса определенную последовательность. Кроме того, в вышеупомянутом положении нет стандарта проспекта, а имеется лишь описание основных составляющих. В свою очередь отметим, что данный инструмент должен быть типовым, так как является «связующим» звеном между эмитентом и конечным приобретателем. Возможно, по этой причине в судебной практике наблюдается большое количество споров на решения Центрального банка РФ об отказе в эмиссии.
По мнению авторов настоящей статьи, отдельно следует раскрыть осуществление государственного контроля с позиции исследователей вопроса. Так, например, Г. Н. Шевченко отмечает, что контроль в рассматриваемом нами вопросе обуславливается двумя аспектами, что придает ему публично-правовой характер. В случае, если эмитентом не исполняются обязательства, то такое состояние затрагивает интересы широкого, неограниченного круга лиц. Кроме того, госконтроль действует с целью защиты прав инвесторов.
Проспект эмиссии ценных бумаг – необходимый документ, в котором раскрывается информация о предстоящем выпуске в целях информирования всех заинтересованных лиц. Необходимость выпуска проспекта диктуется соответствующими условиями их размещения и последующего обращения. Важность данного вопроса связана с тем, что приобретатели на вторичном рынке тоже должны иметь возможность получения информации о приобретаемых ценных бумагах.
В противном случае, могут возникнуть различные злоупотребления, как это было в «лихие 90-е», когда было выпущено огромное количество суррогатов ценных бумаг. В данном контексте речь заходит об акциях небезызвестных компаний, как «Олби-Дипломат», «Хопер-Инвест», «Тибет» и других, от действий которых пострадали миллионы россиян. Так, например, суд признал руководителей "Хопра" виновными в мошенничестве в крупном размере, совершенном организованной группой (часть 3 статьи 147 УК РСФСР). Суд приговорил соучредителя, заместителя генерального директора РАКЦ "Хопер" Лию Константинову к восьми годам лишения свободы с конфискацией имущества.
Согласно ст. 25 ФЗ, регламентирующего рынок ценных бумаг, обязанностью эмитента является предоставление отчета по итогам выпуска в Банк России не позднее 30 календарных дней после завершения размещения. В течение двух недель Центральным банком РФ рассматривается представленный отчет и производится его регистрация, если не обнаружены нарушения. В данном случае считается полное соблюдение эмитентом процедуры эмиссии и всех требований законодательства. Подобные расхождения и недочеты в законодательстве ставят вопрос об эмиссии ценных бумаг в разряд «рискованных».
Примером тому служит соответствующая статистика реальных эмитентов, число которых составляет порядка 1% от общего количества юридических лиц, зарегистрированных на территории РФ. Как правило, среди эмитентов выступают крупные отечественные нефтяные и торговые компании.
Таким образом, подводя итоги настоящего исследования, следует отметить, что рынок ценных бумаг в условиях экономической нестабильности должен развиваться, число эмитентов должно расти, так как, это становится дополнительной возможностью для привлечения капиталов со стороны, в том числе, и со стороны населения. Требуется внимание отечественного законодателя с целью решения многих пробелов как с практической, так и с юридической стороны в соответствующей сфере. Необходимо прибегнуть к передовому зарубежному опыту, где рынок ценных бумаг развит гораздо больше.
2.2. Правовое положение эмитентов и инвесторов на рынке ценных бумаг
Участники торговой площадки ценных бумаг – это субъекты, вступающие меж собой в определенные экономические взаимоотношения по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.
Выделяется несколько групп участвующих торговой площадки ценных бумаг:
1) эмитенты;
2) инвесторы;
3) профессиональные участники (посредники) и иные субъекты, обеспечивающие функционирование инфраструктуры торговой площадки;
4) саморегулируемые организации;
5) органы государства[21].
Каждый из участвующих обладает целым рядом особенностей, предопределенных теми специфическими назначениями, какие они выполняют на рынке ценных бумаг. Меж всеми участниками складываются тесные взаимоотношения, обеспечивающие функционирование торговой площадки. Центральное место в системе участвующих торговой площадки ценных бумаг занимают эмитенты и инвесторы, так как именно они формируют спрос и предложение на рынке. Рассмотрим конкретнее особенности их правового статуса.
Значение эмитента для торговой площадки ценных бумаг трудно переоценить. Эта группа участвующих торговой площадки ценных бумаг крайне важна для нормального функционирования данного сектора рыночной экономики. Эмитент с финансовой точки зрения представляется потребителем особых товаров и услуг на рынке ценных бумаг. Именно он, прежде всего, определяет потребность и спрос на рынке ценных бумаг. Эмитент выпускает на рынок тот самый товар (ценную бумагу), вокруг которого складываются все взаимоотношения на фондовом рынке.