Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Понятие и сущность организационной культуры
1.2 Особенности формирования организационной культуры
1.3 Типы и нормы организационных культур
1.4 Поддержание и изменение организационной культуры
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОДДЕРЖАНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ООО «САКФОЯЖ»
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ управления и особенности состава и структуры персонала предприятия
2.3 Особенности формирования, поддержания и изменения организационной культуры на ООО «Сакфояж»
Человеческий разум нуждается в когнитивной стабильности. По этой причине сомнение в состоятельности базового представления всегда вызывает у человека тревогу и ощущение незащищенности. В этом смысле коллективные базовые представления, составляющие суть культуры группы, могут рассматриваться как на индивидуальном, так и на групповом уровне в качестве психологических когнитивных защитных механизмов, обеспечивающих функционирование группы. Осознание этого положения представляется особенно важным при рассмотрении возможности изменения тех или иных аспектов групповой культуры, ибо проблема эта не менее сложна, чем проблема изменения индивидуальной системы защитных механизмов. И в том и в другом случае все определяется умением справиться с тревожными чувствами, которые возникают при любых преобразованиях, затрагивающих этот уровень.
Если представления, не совпадающие с представлениями группы, присущи только какому-то индивиду и являются отражением его уникального опыта, они могут быть скорректированы достаточно просто, поскольку он быстро поймет, что все остальные придерживаются другой позиции. Культура же сильна именно потому, что коллективные представления взаимно усиливают друг друга.
Носителями организационной культуры являются сотрудники организации, а вырабатывается и формируется она в значительной мере менеджментом и, в частности, высшим руководством. Организационная культура может играть огромную роль в мобилизации всех ресурсов организации на достижение ее целей. Но может и являться мощным тормозом на пути достижения целей, особенно если для этого потребуется проведение изменений. Поэтому менеджмент должен уделять большое внимание решению вопросов формирования, поддержания и развития организационной культуры. Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности одни процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, другие могут либо отсутствовать, либо осуществляться в небольшом объеме. Однако, несмотря на большое разнообразие действий и процессов, можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента. Ими являются:
- производство,
- маркетинг,
- финансы,
- работа с кадрами,
- эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности)[3, стр. 56-57].
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОДДЕРЖАНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ООО «САКФОЯЖ»
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия
Место нахождения предприятия: Российская Федерация, г. Кемерово, пр. Советский 59, магазин «Элита».
Предприятие является мультибрендовым салоном модной одежды, представляющим на рынок марки, как известных производителей, так и молодых дизайнеров модной одежды Италии и Франции.
Предприятие действует на основании:
- Конституции РФ;
- Гражданского Кодекса Российской Федерации;
- Иных нормативных актов Российской Федерации;
Предприятие не имеет в собственности обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом.
Целями создания ООО «Сакфояж» являются:
- организация хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли в интересах участников;
- удовлетворение социально-экономических интересов работников;
- насыщение потребительского рынка товарами и услугами.
Предметом (видами) деятельности являются:
- Розничная торговля, посредничество в торговле;
- Внешнеэкономическая деятельность;
- Субаренда.
Анализ экономических показателей деятельности ООО «Сакфояж» представлен в Таблице 1.
Таблица 1
Экономические показатели ООО «Сакфояж» за 2014-2016гг.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2014 |
2015 |
2016 |
Отклонение (+/ -) |
Темп роста, % |
|||||||||||
2015 к 2014 |
2016 к 2015 |
2015 к 2014 |
2016 к 2015 |
||||||||||||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||||||||
Выручка от продажи товаров (за минусом НДС) |
тыс. руб. |
14690 |
18434 |
23726 |
3744,0 |
5292,0 |
125,5 |
128,7 |
|||||||||
Себестоимость проданных товаров |
тыс. руб. |
12434 |
15547 |
20229 |
3113,0 |
4682,0 |
125,0 |
130,1 |
|||||||||
Валовая прибыль |
тыс. руб. |
2256 |
2887 |
3497 |
631,0 |
610,0 |
127,9 |
121,1 |
|||||||||
Уровень валовой прибыли к выручке от продажи товаров |
% |
15,3 |
15,7 |
14,7 |
0,4 |
-1 |
102,6 |
94,1 |
|||||||||
Коммерческие расходы |
тыс. руб. |
2236 |
2656 |
3248 |
420,0 |
592,0 |
118,8 |
122,3 |
|||||||||
Уровень расходов к выручке от продажи товаров |
% |
15,2 |
14,4 |
13,7 |
-0,8 |
-0,7 |
94,7 |
95,0 |
|||||||||
Прибыль (убыток) от продаж |
тыс. руб. |
20 |
230 |
249 |
210,0 |
19,0 |
1150,0 |
108,3 |
|||||||||
Рентабельность продаж по прибыли от реализации |
% |
0,1 |
1,2 |
1,0 |
1,1 |
-0,2 |
916,4 |
84,1 |
|||||||||
Прочие доходы |
тыс. руб. |
90 |
21 |
0 |
-69,0 |
-21,0 |
23,3 |
0,0 |
|||||||||
Прочие расходы |
тыс. руб. |
72 |
46 |
75 |
-26,0 |
29,0 |
63,9 |
163,0 |
|||||||||
Прибыль (убыток) до налогообложения |
тыс. руб. |
38 |
205 |
174 |
167,0 |
-31,0 |
539,5 |
84,9 |
|||||||||
Рентабельность до налогообложения |
% |
0,3 |
1,1 |
0,7 |
0,9 |
-0,4 |
429,9 |
65,9 |
|||||||||
Налог на прибыль и иные обязательные платежи |
Тыс. руб. |
18 |
49 |
42 |
31,0 |
-7,0 |
272,2 |
85,7 |
|||||||||
Прибыль (убыток) от обычной деятельности |
тыс. руб. |
20 |
156 |
132 |
136,0 |
-24,0 |
780,0 |
84,6 |
|||||||||
Рентабельность от обычной деятельности |
% |
0,1 |
0,8 |
0,6 |
0,7 |
-0,3 |
621,6 |
65,7 |
|||||||||
Внеоборотные активы предприятия |
тыс. руб. |
292 |
235 |
246 |
-57 |
11 |
0,80 |
1,05 |
|||||||||
Оборотные активы предприятия |
тыс. руб. |
4549 |
6818 |
7409 |
1854 |
410,5 |
148,4 |
107,2 |
|||||||||
Фондоотдача |
коэф |
63,6 |
70,0 |
98,7 |
6,4 |
28,7 |
110,0 |
141,0 |
|||||||||
Фондоёмкость |
коэф |
0,02 |
0,01 |
0,01 |
0,0 |
0,0 |
90,9 |
70,9 |
|||||||||
Численность персонала |
чел. |
10 |
10 |
10 |
0,0 |
0,0 |
100,0 |
100,0 |
|||||||||
Производительность труда |
тыс. руб. |
1469 |
1843,4 |
2372,6 |
374,4 |
529,2 |
125,5 |
128,7 |
Выручка от реализации товаров ООО «Сакфояж» растёт из года в год, так в 2015г. выручка возросла с 14690 тыс. руб. до 18434 тыс. руб., т.е. на 25,5% по сравнению с 2014г., а в 2016г. выручка от реализации товаров возросла ещё на 28,7% и составила 23726 тыс. руб.
В 2015 г. у ООО «Сакфояж» наблюдается рост валовой прибыли, по сравнению с уровнем 2014г. валовая прибыль увеличилась на 631 тыс.руб. В 2016г валовая прибыль увеличилась ещё на 21,1% и составила 3496 тыс. руб.
Прибыль от продаж ООО «Сакфояж» в 2014г. составила 20 тыс. руб., в 2015г. данный показатель возрос на 210 тыс. руб., а в 2016г. ещё на 8,3% и составил 249 тыс. руб., но рентабельность продаж предприятия находится на крайне низком уровне, так в 2015 и 2016г. с одного рубля товарооборота предприятие получало 1 коп. прибыли.
Прибыль от обычной деятельности ООО «Сакфояж» в 2014г. составила 20 тыс. руб., в 2015г. данный показатель возрос на 136 тыс. руб., а в 2016г. снизился на 15,4% и составил 132 тыс. руб., рентабельность обычной деятельности предприятия не высока, так если в 2014г. рентабельность составляла 1 коп прибыли с каждого руб. товарооборота, то к 2016г. с одного рубля товарооборота предприятие получало 6 коп. прибыли.
Стоимость внеоборотных активов предприятия за 2014-2016гг. составляла от 292 до 246 тыс. руб., а оборотных активов от 4549 до 7409 тыс. руб. Деятельность ООО «Сакфояж» характеризуется высоким уровнем фондоотдачи. В 2014г. ООО «Сакфояж» на каждый руб. вложенный в основные фонды, приходилось 64 руб. товарооборота, а в 2016г. 99 руб. Это положительно характеризует деятельность ООО «Сакфояж».
Ещё один фактор позитивно характеризующий деятельность предприятия, это высокий уровень производительности труда. В 2014г. на ООО «Сакфояж» производительность труда составляла 1469 тыс. руб. на человека, в 2015г. данный показатель возрос на 25,5%, а в 2016г. ещё на 28,7% и составил 2372,6 тыс. руб. на человека.
В целом, по всем технико-экономическим показателям ООО «Сакфояж» наблюдается положительная тенденция развития, что положительно характеризует деятельность предприятия.
2.2 Анализ управления и особенности состава и структуры персонала предприятия
Преимущества фирмы бутик ООО «Сакфояж» по сравнению с основными конкурентами г. Кемерово:
-
- Удачное расположение торговой точки пр. Советский, 59 (магазин «Элита»)
- Гибкая система скидок на товар прошлых сезонов
- Высокий уровень качества продукции.
- Возможность для сотрудников приобретать товар в рассрочку и под заработную плату
- Личное СМС оповещение клиентов о скидках, распродажах и новых поступлениях товара
- Розыгрыши и прочие стимулирующие мероприятия
- Дисконтные карты, позволяющие постоянным клиентам приобретать со скидкой товар из новых поступлений
Организационная структура предприятия розничной торговли ООО «Сакфояж» рассмотрим боле детально (рисунок 1)
Директор
Зам. Директор
Старший менеджер
Бухгалтер
Работник хоз.части
Продавцы
Кладовщик
Рис. 1 - Организационная структура ООО «Сакфояж»
Для последующего анализа организационной структуры воспользуемся условным разделением:
- в зависимости от подчиненности на подсистемы управляющую и управляемую;
- в зависимости от решаемых задач на подсистемы: производственную, коммерческую и финансовую.
В данной структуре можно выделить две подсистемы:
- управляющая;
- управляемая.
В управляющую систему можно выделить директора, зам директора. Общее назначение данной подсистемы – осуществление руководства организацией в целом и руководства по выполнению отдельных функций фирмы.
Однако сама управляющая система имеет двухзвенный характер, а именно:
- есть лицо, осуществляющее общее руководство – директор;
- есть лицо, осуществляющие руководство определенными направлениями деятельности – зам. директора.
В управляемую подсистему отнесем: бухгалтера, старшего менеджера, продавцов, кладовщика, работника хоз. части. Общее назначение данной подсистемы – это реализация основных функций предприятия.
Директору ООО «Сакфояж» принадлежит право принятия управленческих решений, координации и организации деятельности на предприятии. Диапазон его контроля не велик, так как предприятие является малым. Необходимо отметить, что малая численность работников обеспечивает небольшое число уровней управления. В рамках установленной сферы компетенции работники вправе сами решать текущие вопросы, однако решение более крупных задач, осуществляясь на еженедельных совещаниях с присутствием всего коллектива, должно согласовываться с директором.
В теории отмечается, что кадровая работа, которой занимается непосредственно директор фирмы ООО «Сакфояж», включает в себя следующее основные моменты:
- планирование численности кадров;
- подбор, отбор и расстановку кадров;
- обучение и развитие кадров;
- компенсацию за вклад работника;
- повышение, понижение, перевод, увольнение;
- разрешение трудовых споров, установление отношений с профсоюзами;
- установление причин текучести кадров и нарушений трудовой дисциплины;
- периодическую аттестацию руководителей;
- профориентацию;
- формирование, подготовку и выдвижение резерва руководящих кадров.
Отметим, что естественно, при такой численности (10 человек) и такой организационной структуре фирмы нет необходимости в осуществлении кадровой политики всех вышеперечисленных функций, но та часть функций, которая выполняется на среднем уровне, так, например, на фирме до сих пор нет разработанных должностных инструкций, не осуществляется развитие кадрового резерва и т.д.
Так планирование численности кадров на ближайший период времени не осуществляется. Связано это, прежде всего, с тем, что относительно «молодая» организация и пока изменения характера деятельности или расширения деятельности не планируется. То есть, подбор и расстановка кадров были осуществлены на этапе создания предприятия.
Отметим, что за время существования фирмы ООО «Сакфояж» не было случаев увольнения, как по собственному желанию, так и за нарушение трудовой дисциплины.
Центральная проблема персональной организации в сфере закупок состоит в координации закупок и продажи. Для данной фирмы ООО «Сакфояж» существуют следующие возможности - закупки и продажа находятся в одних руках, это обеспечивает функциональное единство коллектива и руководителя. Заместитель директора занимается вопросами организационного характера, анализа, разработки стратегий, планирования, доставки, поиска кадров.
Данная организационная структура не дает возможности быстро реагировать на деятельность конкурентов и поставщиков, так как в структуре нет должности маркетолога, который мог бы своевременно осуществлять мониторинг рынка. То есть данными вопросами занимается руководство фирмы. Также руководство ООО «Сакфояж» занимается вопросами найма, обучения и расстановкой кадров, что отнимает у руководства фирмы время от непосредственных задач и снижает эффективность производительности труда.
В подчинении заместителя директора находятся: бухгалтер, старший менеджер, продавец, кладовщик, работник хоз. части.
Бухгалтер занимается ведением бухгалтерской и финансовой отчетности на предприятии, одновременно регулярно предоставляет отчетность в налоговые органы.
Старший менеджер организует и контролирует работу продавцов.
Кладовщик занимается приемом и учетом товара на предприятии.
Работник хоз. части обеспечивает предприятие необходимыми канцелярскими принадлежностями и следит за чистотой в магазинах.
Преимущество этой формы состоит в том, что заместитель директора владеет одновременно информацией в отношении сферы снабжения, а также сведениями о спросе, что помогает ему очень быстро реагировать на изменение рыночной ситуации. Совмещение компетенции по закупкам и продаже наиболее приемлемо для мелких предприятий розничной торговли.