Файл: Психологические барьеры общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Данная тема является актуальной в наше время. В последние годы проблема общения стала предметом изучения многих наук. Этой проблемой занимаются психологи, социологи, философы, педагоги, экономисты и юристы. Более детально и тщательно исследует феномен общения психология. Общение, является важным условием формирования отдельной личности. Главным является то, что без общения не мог­ло бы возникнуть, существовать и развиваться человече­ское общество.

Во время общения люди обмениваются своими знаниями, опытом, научной, учебной информацией и т.д. Между участниками общения наблюдаются раз­личные состояния, у каждой из них проявляются те или иные психические свойства личности. При об­щении передаются манеры, обычаи, стиль поведения, про­являются сплоченность и солидарность, отличающие груп­повую и коллективную деятельность.

Таким образом, общая психология, помогает нам выявлять трудности общения, то есть те характе­ристики психических процессов, состояний и свойств личности, которые объединяясь, имеют своим следствием взаимодействие людей, не отвечающее критериям психо­логически оптимального общения.

Проблема трудностей общения изучается в качестве объекта специального исследования в контексте коммуникативно-информационных теорий, социально-психологической теории и когнитивной психологии с середины нашего столетия (Берн Э., Буева Л.П., Бодалев А.А., Парыгин Б.Д, Кэнери Дж. и др.).

Объект исследования: процесс общения.

Предмет исследования: психологические трудности в общении и способы их регулирования.

Цель исследования: выявить трудности общения у респондентов разных возрастов и описать возможные способы их преодоления.

Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:

  1. Изучить общение, как взаимодействие
  2. Изучить психологические трудности общения
  3. Рассмотреть возможные пути преодоления трудностей общения
  4. Подобрать психодиагностический инструментарий на выявление трудностей общения.
  5. Описать рекомендации для рядовых сотрудников по преодолению трудностей в общении.

В данной работе использованы методы теоретического исследования: конкретизация, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.

В исследовании проанализированы следующие методики:

  1. «Оценка уровня общительности (тест Ряховского)»;
  2. «Шкала доброжелательности» Кэмпбелла»;
  3. «Выход из трудных жизненных ситуаций».

Глава І. Теоретическое исследование трудностей, проявляющихся в общении.

1.1. Общение как взаимодействие.

Общение как взаимодействие подразумевает, что люди находят и устанавливают контакт друг с другом, обмениваются разной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.[1]

Общение имеет огромное значение в развитии личности, и общества в целом. Без общения личность не может полностью сформироваться. В процессе общения люди обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, влияют друг на друга. Следовательно, усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения, формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью.[2]

Цель общения - передача и получение объективных знаний о чём-либо, побуждение другого человека к каким-либо действиям, обучение и воспитание, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений.

По целям общение делится на биологическое  и социальное. Биологическое - это общение, которое необходимо для поддержания, сохранения и развития организма. Это связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение предусматривает расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, а также личностный рост человека.

рассматривает общение, как «коммуникативный вид деятельности», - выражающий «практическую активность субъекта». [3]

Виды общения:

  • деловое (процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность);
  • опосредованное (это взаимодействие при помощи дополнительных средств таких как: письма, аудио- и видеотехники);
  • конфликтное (характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия).

В процессе общения выделяют три стороны:

  • коммуникативную
  • интерактивную
  • перцептивную

 Коммуникативная сторона общения состоит из обмена информацией между общающимися людьми. Перцептивная сторона общения  означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению  и установления на этой основе взаимопонимания. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися людьми (обмен действиями).

Средства общения - это способы передачи, переработки, расшифровки информации, передаваемой другому человеку в процессе общения.

К средствам общения относятся:

  • Язык - система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.
  • Интонация - это эмоциональная выразительность, которая может придавать разный смысл одному и тому же выражения.
  • Мимика, поза, взгляд - могут дополнять, опровергать либо усиливать смысл выражения.
  • Жесты - могут служить для большей выраженности речи, либо иметь закрепленные за ними значения.
  • Расстояние - зависит от степени доверия к человеку, либо от культурных и национальных особенностей.

1.2. Психологические трудности общения

Трудности общения - это субъективно переживаемое человеком состояние "сбоя" в реализации планируемого общения вследствие неприятия партнера общения. Его действия, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психологического состояния.

Трудности общения возникают без предварительного намерения партнеров, протекают внешне бесконфликтно, сопровождаются внутренним напряжением и неудовлетворенностью общением, отрицательными эмоциями, которые переживают все участники коммуникативного процесса.

Поварницына Л.А. выделяет шесть групп трудностей общения:

1 группа - трудности, связанные с неумением вести себя, незнанием, что и как сказать;

2 группа - трудности, связанные с непониманием и неприятием партнера общения;

3 группа - трудности, вызванные непониманием партнера общения, т.е. недостаточной сформированностью собственной перцептивной стороны общения;

4 группа - трудности, связанные с переживанием неудовольствия, даже раздражения по отношению к партнеру;

5 группа - трудности, вызванные общей неудовлетворенностью человека общением.[4]


Особую группу трудностей составляют проблемы социальной перцепции. Стереотипы восприятия, предвзятость и предубеждения, негативные установки партнеров по отношению друг к другу, несовпадение ценностных ориентаций на уровне базовых социальных установок, смысловых пластов сознания и формальное подведение образа другого под категории (плохой – хороший, надежный – ненадежный и т.п.). Существенно искажают представление людей друг о друге и вызывают негативные реакции во время встреч, бесед, переговоров, возбуждают недоверие и снижают продуктивность в установлении отношений.

Трудности в общении могут возникать также из-за принадлежности его участников к разным возрастным группам. Следствием этого является несходство их жизненного опыта, что накладывает отпечаток не только на имеющийся у них образ мира – природу, общество, человека, отношение к ним, но и на конкретное поведение в основных жизненных ситуациях. Несходство жизненного опыта представителей разных возрастных групп применительно к общению выражается в неодинаковом уровне развития и проявления познавательных процессов при контактах с другим человеком, неодинаковом запасе и характере переживаний, неодинаковом богатстве поведенческих форм. Все это по-разному будет сопряжено с мотивационно - потребностной сферой, которая в каждой возрастной группе отличается своей спецификой. Комплекс трудностей может сформироваться в психологический барьер общения.

Психологические барьеры в общении могут возникать как в связи с эмоциональным состоянием общающихся лиц, так и по причине, несовпадения смыслов высказывания, просьб, приказов и т.п. у различных людей. Барьер общения – психологическое состояние, переживаемое как неадекватная пассивность, препятствующая общению. В состоянии субъекта при возникновении барьеров наблюдаются усиленные отрицательные переживания (например, переживание стыда, вины, страха, тревоги, снижение самооценки и др.).[5]

В целом барьеры общения можно подразделить на барьеры эстетические, моральные, эмоциональные. Барьеры в общении связаны с предвзятостью и беспричинностью негативных установок, возникающих в ряде случаев по первому впечатлению. Отрицательные установки могут вводиться в опыт человека кем-то из людей. У застенчивых людей сильным препятствием в общении становятся ожидания непонимания или беспокойство о том, будет ли общение успешным. В отношениях людей разных поколений возникают барьеры возраста. Иногда человек сам создает себе препятствия в общении, в силу своих неверных представлений о других людях.


1.3. Способы регулирования трудностей общения

Для каждого важно уметь общаться так, чтобы его слышали, слушали и правильно понимали. Человек, как элемент коммуникации – это сложный "получатель" информации со своими чувствами, желаниями и жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию.

Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы - предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.[6]

Прежде чем вступить в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнёра по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приёмы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнёра благоприятное или неблагоприятное впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.

На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определённого выражения лица, позы, выбор начальных слов, тона высказывания, движений и жестов, привлекающих партнёра действий, направленных на его преднастройку, на определённое восприятие сообщаемого (передаваемой информации). [7]

В процессе общения применяются виды техники и приёмы разговора, основанные на использовании обратной связи. Большинство людей способны уловить по тембру голоса, по взгляду или позе, что человек не желает общаться. Но далеко не все обладают такой способностью. Можно выделить несколько способов регулирования трудностей общения:

1. Метод переубеждения, или метод «Я — Сократ»:

  • действия должны быть направлены не на устранение предубеждений и предвзятых мнений (что, как уже было сказано, невозможно), а на ослабление и устранение их влияния в каждом конкретном случае.
  • действия направлены на ослабление влияния предвзятых представлений не только у оппонентов, но и у себя.
  • сознательно передать инициативу разговора в руки собеседника, тем самым лишая его возможности оставаться оппонентом и говорить «нет».
  • для получения утвердительных ответов использовать «усилители», то есть высказывания, имеющие общий характер и не вызывающие возражений.