Файл: Психологические барьеры общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Прием «нейтральной фразы»:

  • перед началом подачи основной информации, произносится какая-либо общая фраза, не связанная с главной темой выступления, но имеющая личностный смысл для присутствующих.

3. Приём «завлечения»:

  • слушающему приходится предпринимать специальные усилия, для того, чтобы воспринимать и понимать информацию. Человек может говорить очень тихо, неразборчиво, монотонно, и провоцировать самих слушателей применить способы для концентрации внимания

4. Прием «зрительного контакта»:

  • во время выступления обводить взглядом присутствующих, пристально смотреть на кого-нибудь, кивать людям в аудитории.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию. В процессе общения каждый человек может столкнуться с трудностями, которые возникают без предварительного намерения партнеров, протекают внешне бесконфликтно, сопровождаются внутренним напряжением и неудовлетворенностью общением, отрицательными эмоциями, которые переживают все участники процесса. Комплекс трудностей может спровоцировать появление психологического барьера. Психологические барьеры в общении могут возникать как в связи с эмоциональным состоянием общающихся лиц, так и по причине, несовпадения смыслов высказывания, просьб, приказов и т.п. у различных людей. Чтобы не возникали психологические барьеры, нужно использовать приёмы регулирования трудностей общения.

Глава ІІ. Применение методов регулирования психологических барьеров в ООО "Алмар"

2.1. Информация о ООО "Алмар"

ООО "Алмар", оказывает все виды такелажных работ ,монтаж, демонтаж промышленного оборудования с последующим монтажом, а так же разовые такелажные работы и перемещение любых грузов, от одного станка или оборудования до зданий. Помимо этого, компания занимается проектированием и изготовлением инструментов для такелажа, эксклюзивных приспособлений для предоставления такелажных услуг, облегчающие и ускоряющие нашу деятельность в сфере такелажа, монтажа и демонтажа оборудования. Но и это еще не все, за многие годы нашей работы мы также достигли качественной организации работ по монтажу кривошипных, гидравлических прессов, а также другого промышленного, габаритного и негабаритного оборудования, которое невозможно переместить без такелажных работ.


ООО «Алмар» за годы работы зарекомендовало себя как стабильное сильное предприятие.

На должностях руководителей, специалистов и служащих большинство работников имеет высшее образование. Что касается категории «рабочие», то здесь наблюдается наличие средне-специального образования у большего числа рабочих, а высшее образование имеют 18 человек из 47 человек в 2016 году и у 26 человек из 54 в 2017 году, т.е. качественный состав работающих в ООО "Алмар " удовлетворяет требованиям.

2.2 Методики и этапы исследований в ООО "Алмар"

В ООО "Алмар" хороший и дружный коллектив, который всегда придёт на мощь. Но чтобы в этом убедиться, я предложила сотрудникам пройти различные тесты. В этих исследованиях согласилось принять участие 30 человек. Они разделились на 2 группы: молодые специалисты (20-25 лет, 10 молодых людей и 5 девушек), опытные сотрудники(40-45 лет, 10 мужчин и 5 девушек).

В работе использовались методики:

  • оценка уровня общительности (тест Ряховского);
  • «выход из трудных жизненных ситуаций»;
  • «шкала доброжелательности» Кэмпбелла (тест диагностика доброжелательности)

С их помощью было выявлено: уровень общительности испытуемых, коммуникативная установка гибкость и быстрота выхода из ситуации барьера.

Сначала испытуемым была предложена методика: «оценка уровня общительности (тест Ряховского)», были выявлены результаты, далее респонденты прошли тест «диагностика доброжелательности» и в заключении ответили на ряд вопросов теста: "Выход из трудных жизненных ситуаций".

Сотрудники, с радостью согласились принять участие в исследовании т.к им стало интересно, что это вообще за тесты, как ими пользоваться, что они могут выявить. Но самое главное им было понять, какие на самом деле у них отношения в коллективе, и какие сотрудники более общительные и не замкнутые в себе.

2.3. Анализ и результаты исследования в ООО "Алмар"

На сегодняшний день тест Ряховского - это простая оценка уровня общительности, которую может получить любой человек, проведя самостоятельную диагностику по тексту опросника. В результате будет определен ваш уровень общительности и способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме этого, тест позволяет выявить слабые стороны вашего характера и укажет, над чем стоит поработать. ( Приложение 1)


В ходе исследования, сотрудники проявили активное участие и любознательность. Они активно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении. отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости и агрессии. Идут на контакт с новыми людьми без неприятных переживаний. Опытные специалисты особо не любят шумные компании, хотя работа их связана с шумом. Многословие и непонятные выходки вызывают у них раздражение. Молодые специалисты весьма общительные люди, иногда любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным темам, бывает, что вызывают раздражение окружающих. С новыми людьми знакомятся охотно, с добротой. Любят быть в центре внимания, практически не отказывают в просьбах, но порой не всегда их могу выполнить. Иногда вспыльчивы, но быстро отходят. Не хватает им усидчивости, терпения и внимания при столкновении с серьёзными проблемами. Но, если у них есть желание, то могут заставить себя спокойно отступить.

Таблица 1. Результаты теста Ряховского

Кол-во баллов

3 и менее

4-8

9-13

14-18

19-24

25-29

30-32

Испытуемые

-

-

Молодые специалисты

От 20 до 25 лет

Опытные специалисты

От 40 до 45лет

-

-

-

По итогу данного теста можно сказать, что сотрудники находятся на уровне нормальной коммуникабельности, но бывают чересчур вспыльчивыми и любознательными.

Тест на доброжелательность определяет уровень благожелательности, дружелюбия, расположенности к другим. (Приложение 2)

Доброжелательность - это психическое состояние, свойство человека, выражающееся в эмпатии к окружающим людям, интересе к другим, настрое на участие и совместное решение задач.

Пройдя тест "диагностика доброжелательности", получила такие результаты:

Таблица2. Результаты теста Кэмпбелла
 

Исходя из результатов теста ( Таблица 2), можно сказать, что опытные специалисты в возрасте от 40-45 лет, набравшие 95 баллов, имеют высокий показатель доброжелательности по отношению к другим людям, а молодые специалисты в возрасте от 20-25 лет ,набравшие 55 баллов, имеют средний показатель доброжелательности. Следовательно, сотрудники данной организации весьма добрые люди, которые с умом подходят к своей работе и общению с коллегами.

Люди по-разному выходят из затруднительных жизненных ситуаций, в том числе таких, которые связаны с педагогической работой. Одни мирятся с проблемами, неприятностями, приспосабливаются к ним, предпочитают «плыть по течению». Другие проклинают судьбу, эмоционально разряжаются и, в конечном счете, также успокаиваются, фактически не решая никаких проблем. Третьи замыкаются в себе и предпочитают «не видеть» проблем. Четвертые поступают как-то по-другому. Опросник позволяет выявить доминирующий у данного человека способ решения жизненных проблем. (Приложение 3)


Рассмотрим результаты третьего теста, проведённого с испытуемыми (методика "Выход из трудных жизненных ситуаций"). Полученные результаты наглядно показывают, как респондент выходит из трудных жизненных ситуаций: мирится с проблемами, неприятностями, приспосабливаются к ним, замыкаются в себе и предпочитают «не видеть» проблем, или проклинают судьбу, эмоционально разряжаются и, в конечном счете, также успокаиваются, фактически не решая никаких проблем.

На основании общей суммы баллов, набранных испытуемым, судят о типичных для него способах выхода из затруднительных ситуаций.

Таблица 3. Выход из трудных жизненных ситуаций

Кол-во баллов

7-15

16-26

27-36

испытуемые

Опытные специалисты

Молодые специалисты

Результаты тестирования показали, что опытные сотрудники легко примиряются с неприятностями, правильно оценивают случившееся и сохраняют душевное равновесие, а молодые специалисты не всегда с достоинством выдерживают удары судьбы. Часто они срываются, проклинают ее, т.е. расстраиваются при возникновении проблем и расстраивают других. Следовательно, у сотрудников в возрасте от 40-45 лет более спокойное принятие всех жизненных ситуаций.

Исходя из полученных результатов по всем трём методикам, проведёнными с испытуемыми, можно подвести итог: «молодые специалисты» больше всех реагируют на обстановку из вне, они менее доброжелательные и часто грешат на судьбу, а «опытные сотрудники» с лёгкостью справляются с трудными обстоятельствами.

Возможно, это обуславливается богатым жизненным опытом и большей мудростью «старших».

2.4.Рекомендации по преодолению трудностей в общении

Рекомендации для сотрудников:

1.Важно при разговоре показывать свое доброжелательное настроение – улыбаться, сказать какой-то комплимент и т.п. Это расположит собеседника быстрее и вернее, чем поток дежурных фраз.

2.Стоит учитывать, что все люди разные, с разным образованием, уровнем знаний и мировоззрением, поэтому если вы хотите стать интересным собеседником, то нужно быть лояльным к тем, с кем вы общаетесь.

3.Никогда не оправдывайтесь, не мямлите. Это создаст впечатление о вас как о слабой личности, которой легко манипулировать.


4.Чтобы справиться с раздражением, говорите медленно и не громко.

5.Прежде чем отвечать собеседнику, дайте ему высказаться.

6. Уважайте партнёра по общению.

7.Для устранения в сообщении искажений, помогают такие приемы:

  • выслушав собеседника, попросите его повторить сказанное, ограничиваясь фактами и оставив оценки этих фактов при себе.
  • снабжая информацией, не стесняйтесь попросить повторить ее, особенно если речь идет о чем-то очень важном.

Заключение

Общение является неизменным составляющим, социальной жизни человека, не всегда поддающихся сознательному контролю.

В процессе общения происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.

Трудности, безусловно, мешают общению людей. Поэтому, для регулировки трудностей существуют разные методики, которые помогают людям понять себя изнутри, и показывают, где человек силён, где он слаб, а главное какие у него трудности сильно выражены.

В результате проведенных методик, таких как оценка уровня общительности, выход из трудных жизненных ситуаций в организации, можно сказать , что сотрудники не всегда могут найти общий язык, и воспринимать с лёгкостью трудные ситуации, в силу того, что у них разные возраста и им не очень легко взаимодействовать друг с другом, т.к существуют трудности в общении. Но с помощью теста на доброжелательность по шкале Кэмпбелла, я смогла выявить, что сотрудники весьма доброжелательны и готовы идти на контакт друг с другом.

Для эффективного общения надо понимать личность и эмоциональные состояния партнеров по общению, знать правила поведения в различных ситуациях, уметь выбрать адекватную форму обращения и т.д. Для сотрудников были предложены рекомендации по преодолению трудностей в общении.

Список использованной литературы

  1. А.Н.Асадов.,Н.Н.Покровская., О.А.Косалимова. Культура делового общения: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. - 156 с.. 2010
  2. Куроедова Е.О. Психология в управлении персоналом.:-М:МФПА -2009( электронная библиотека)
  3. Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей обще­ния. – М.: Педагогика, 2014. – 332 с.
  4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: 2 книга. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.- 230 с.
  5. Касимова Э.Г. Психология и педагогика общения.: Учебное пособие.:-УФА.: Изд-во: Уфимская гос. акад. экономики и сервиса, 2013.- 35с
  6. Кибанов А.Я. Конфликтология: учебник/ А.Я.Кибанов, Д.К.Захаров, В.Г.Коновалова .- 2-е изд,перераб, и доп.-М.:ИНФРА-М, 2012
  7. Столяренко, Л.Д. Психология общения: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2013. – 317c.
  8. Абитов И.Р. Психологический журнал, том 34, №1, 2013. – с. 86-96
  9. Бодалев А.А.  Психология общения / Избранные психологические труды.  -  ЗАО Издательство Питер, 2009. – 416с.
  10. http://azps.ru/tests/tests_communicativ.html
  11. http://psylist.net/test/456.htm
  12. http://psylive.com.ua/psikhologiya-obshheniya/kak-preodolet-psikhologicheskie-bar.html
  13. https://womanadvice.ru/test-ryahovskogo
  14. http://www.bibliotekar.ru/psihologia-4/167.htm