Файл: Корпорации, холдинг(История создания и развития корпораций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В экономической литературе широко используются понятия «малый», «средний» и «крупный» бизнес. Однако общепринятые критерии определения данных понятий отсутствуют. На мой взгляд, определить малый бизнес можно как объединение функций собственника (учредителя) и главного менеджера. Собственно в этом и состоят преимущество малого бизнеса. Для малого бизнеса характерно оперативное принятие решений, гибкое приспособление к запросам рынка. Это происходит благодаря прямому контакту руководителя со всеми исполнителями. Также для малого бизнеса характерна высокая интенсивность труда, минимальные расходы по управлению и контролю.

В современном мире конкурентоспособность экономики определяют крупные инновационные проекты. И малый бизнес не в состоянии в одиночку выполнять их. Эту задачу решает средний бизнес, ведь именно он отделяет собственность от управления. Средний бизнес представляют неделимые хозяйственные субъекты, экономические агенты, которые производят товары и услуги в реальном или финансовом секторе. В среднем бизнесе управление, как правило, осуществляется одним имущественным комплексом (предприятием) с помощью наемных менеджеров.

Бизнес, который выполняет как микроэкономические, так и мезо-, макроэкономические функции – это крупный бизнес. Он обеспечивает планомерность, сознательно поддерживает пропорциональность развития экономики, влияет на экономическую ситуацию в области своей деятельности.

Все вышеперечисленные виды бизнеса предполагает следующие основные функции:

- учет и ведение финансов;

- маркетинг;

- материально-техническое обеспечение;

- производственная и кадровая функции.

Но наряду с основными функциями крупный бизнес несет и побочные

функции, которые выражаются в виде научно-исследовательских работ, поддержки предпринимательства и связи с общественностью.

В настоящее время в России крупный бизнес представлен тремя основными

формами: самостоятельное предприятие, компания и интегрированная бизнес-группа.

Целью данного исследования является изучение корпораций и холдингов,

раскрытие методов управления, выявление отличительных черт между данными объектами.

Задачи курсовой работы:

  1. Теоретическое исследование корпоративной формы управления на

современном этапе в мировой и Российской экономике.

  1. Теоретическое исследование холдингов и методов их управления.

Объектом исследования являются корпорации и холдинги.


Информационной базой исследования послужили учебная и научная

литература по теме исследования.

1. Корпорация

1.1. История создания и развития корпораций

В современной мировой практике корпорация стала основной формой

организации и управления хозяйственными процессами, где требуется объединение сразу нескольких заинтересованных сторон. Корпорацией называется объединение юридических и физических лиц для достижения общей цели и выполняющих свою деятельность в течение долгого времени, чтобы осуществить эту цель. Корпорация представляет собой юридическое лицо, где каждый из его участников – собственник определенной доли. Примечательно то, что владельцы этих самых долей практически никогда не занимаются управлением. Как правило, корпорацией управляют наемные работники, специалисты своего дела. Корпорация может включать в себя несколько разных бизнесов, но все они находятся под единым финансовым контролем.

Корпоративные объединения начали появляться много веков назад, еще во

времена Древнего Рима. Такие объединения сложно назвать корпорациями в их современной трактовке. Это были различные союзы с религиозными целями, либо профессиональные союзы различных ремесленников. Первое упоминание о частных корпорациях отмечено в законах XII таблиц (451—450 год до н. э.).

В период республики появляются новые виды корпораций - корпорации

Взаимопомощи, корпорации низших служителей при магистратах, и т. д. Данные корпорации имели общее имущество (общую кассу). Юридически, это имущество рассматривалось как имущество всех отдельных членов (по правилам товарищества, societas) в известных долях, или же, как имущество одного из них (казначея). Римская корпорация не выступала как самостоятельный субъект в отношениях с третьими лицами. Последние имели дело только с отдельными членами.

Во второй половине республики имущество корпорации стало рассматриваться

как общее имущество всех членов. В уставах данных корпораций прописывался принцип нераздельности этого общего имущества. Это означало что, отдельные члены не могли потребовать выдела своей части, а уход одних членов и вступление других на общем имуществе ни как не сказывался. Данные введения в устав объединения придавали некую устойчивость и обособленность имущества корпорации от её участников.


К началу империи в качестве юридических лиц были признаны муниципии и

частные корпорации. Римское право не только оформило идею юридического лица, но и дало её практическое выражение. Было выработано понятие правоспособности юридического лица, которая не зависела от физических лиц – участников, отработаны приёмы искусственной дееспособности и даже основные типы юридических лиц (корпорации и учреждения).[1]

В Средневековье корпорации, как юридическому лицу присваивался статус

фиктивного правового лица (persona ficta). Подобные юридические лица создавались властью, представленной государством или феодалом. Право на осуществление деятельности подтверждалось особым актом. Например, хартией. Самой старейшей корпорация в мире считается медный рудник Stora Kopparberget, находящийся в городе Фалун (Швеция). В 1347 году эта корпорация получила устав от короля Магнуса Эрикссона.

Во время колониальной экспансии в XVII веке во многих европейских странах

корпорации получили право вести бизнес с колониями. Именно эти компании можно считать прообразом современных корпораций. Например, Голландская Ост-Индская компания и Компания Гудзонова залива.

В XVIII-XIX вв. институт корпорации рассматривался как синоним

юридического лица. Чертам корпораций того времени были присущи унаследованные черты римских частных корпораций. В то время все теории, определявшие правовую природу конструкции юридического лица (корпорации), сводились лишь к теориям фикции.[2] В решении Верховного суда США, относящемуся к началу ХIХ в., было дано следующее определение: «Корпорация - это искусственное образование, невидимое, неосязаемое и существующее только с точки зрения закона».

В настоящее время в юридической практике США различают публичные

(public), квазипубличные (quasi-public), коммерческие (private, business of profit-making) и некоммерческие (Non-profit) корпорации.[3] Публичными корпорациями считаются государственные и муниципальные органы, такие как города, округа, селения. То есть это корпорации, которые служат общим интересам и нуждам населения. Примером может служить снабжение населения газом, водой, электричеством, железнодорожные корпорации. К числу полу публичных корпораций также относятся предприятия, акции которых принадлежат государству. Это предприятия оборонного и космического комплекса. Все остальные корпорации, в создании которых государство не принимает участия и которые образованы по инициативе граждан для осуществления ими своих, частных интересов относятся к категории частных.


Коммерческие или предпринимательские корпорации создаются для

извлечения прибыли от реализации товаров и услуг.

К некоммерческим корпорациями относятся религиозные организации,

корпорации в области образования, такие как школы, колледжи, университеты, благотворительные фонды.[4]

В современное континентальное право включены специфические для

континентальной правовой системы юридические конструкции, такие как товарищества, государственные учреждения, и отсутствуют характерные для англосаксонского права юридические лица - государственные органы, занимающиеся управленческой деятельностью.

История корпораций в России, по сравнению с иностранным опытом, занимает

небольшой отрезок времени. Только в XVII-XVIII вв., когда началось стремление к унификации российского законодательства с европейским правом, появилась типичная корпоративная форма предпринимательства. Предпринимательская деятельность осуществлялась в таких формах как компании, артели, простые товарищества, товарищества на вере. Купцов обязывали торговать сообща, и с общего дохода платить налоги в казну. В то время наблюдалось активное развитие мануфактур, строительства, финансовой сферы, что подталкивало предпринимателей к накоплению опыта корпоративных объединений. Так что рост различных организационно-правовых форм экономической деятельности шел достаточно быстро.

На рубеже XIX века промышленный переворот дал дальнейший толчок в

развитии корпораций. Индустриализация повлекла за собой необходимость использовать крупный капитал, а это очень органично вписывалось в акционерную форму организации сложного производства. Приток иностранных инвестиций способствовал развитию и расширению отдельных отраслей в экономике.

В начале XX в. появились новые правовые формы торгово-промышленных

предприятий, такие как тресты, синдикаты, концерны, акционерные общества.

События 1917 г. сильно замедлили развитие корпоративных форм. А в

последующие годы национализация акционерных компаний разом исключила из гражданского оборота корпоративные формы объединений. Это был период государственно-плановой экономики с присущими ей формами ведения хозяйственной деятельности. Примечательно то, что в Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. существовал раздел, посвященный акционерным обществам (паевым товариществам), однако подобная юридическая конструкция была отвергнута советским государством. Под влиянием экономических и политических преобразований в конце 80-х гг. и под влиянием нехватки в законодательстве частноправовых форм хозяйствования началось возрождение организационно-правовых форм дореволюционной экономики. Создание экономики рыночного типа, которая определила развитие частного сектора через реформу собственности, потребовало пересмотра нормативной базы СССР. Таким образом, первый период развитие корпоративного законодательства начался с конца 80-х гг. и характеризовался отказом от государственной монополии на средства производства.


Второй период развития корпоративного законодательства, этап становления, относится к 1990-1994 гг. Постепенно основную роль начинали играть не трудовые коллективы, а собственники предприятия.

Третий период развития корпоративного законодательства начинается конца 1994 г до начала 2005 г. От принятия нового ГК РФ и до сложения современной системы корпоративного законодательства. В ГК РФ было произведено упорядочение видов организационно-правовых форм юридических лиц. Юридическое лицо являлось единым и единственным собственником своего имущества. Исключение составили государственные предприятия и учреждения, которые не являются корпоративными образованиями. Предприятие по общему правилу было объявлено не субъектом, а объектом гражданских прав. Произошла переориентация имущественной основы деятельности предприятий, которые перешли в новые организационно-правовые формы. В рамках реформирования отношений собственности в переходный период основным звеном явилось создание юридических лиц - частных компаний, представляющих основу всех преобразований. Многообразие организационно-правовых форм, представленных в новом гражданском законодательстве, повлекло формирование правовой базы, необходимости детального их регулирования.[5]

В середине 90-х были приняты три важных основных закона: Федеральный

закон «Об акционерных обществах» (от 26 декабря 1995 г), Федеральный закон «О производственных кооперативах» (от 08 мая 1996г.), Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» (08.02.1998 г.).

В настоящее время в России уровень развития корпоративного права очень

высок. Разработаны законодательные и подзаконные акты, постановления и распоряжения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, накоплена достаточно обширная судебная практика. Но на определенном этапе стало очевидно, что часть проблем не решить с помощью обязательных норм, поскольку их решение вообще находится вне правового поля. Участникам корпоративных отношений - не только в России, но и во многих других странах - становилось все очевидней, что без взаимного доверия, без соблюдения определенных этических норм, без проявления разумности и добросовестности развитие в этой сфере может остановиться.

1.2. Признаки (типичные характеристики) корпораций