Файл: Корпорации, холдинг(История создания и развития корпораций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Корпорацией признается коллективное объединение, организация, которая является юридическим лицом и основывается на объединении капиталов или добровольных взносах, осуществляющая полезную деятельность. И все же точное юридическое определение корпорации, которое имело бы универсальный характер дать сложно, так как законы, регламентирующие создание, управление и операции корпораций, учрежденных как юридические лица, могут варьироваться от страны к стране.

Перечислим основные признаки корпорации:

1. Корпорация не является совокупностью индивидов. Это - ассоциация, союз, который образовал коллектив, его воля определяется интересами входящих участников. Такой организованный коллектив действует организационно и от своего имени.

2. Корпорация подразумевает объединение капиталов. Лица предоставляют свой капитал в целях организации деятельности корпорации. Размер вкладываемого капитала может строго определяться в любой момент существования категории капиталов и являться ее финансовой основой.

3. Корпорация обязана осуществлять социально-полезную деятельность. Примечательно то, что в законе не указано четкого определения такой деятельности, поэтому эта деятельность осуществляется по принципу: «Разрешено все, что не запрещено».

4. Корпорации действуют в различных сферах жизни. Однако особое внимание привлекает производственная сфера, поскольку такие корпорации определяют возможности предприятий, которые работают в других сферах. Но выше всего стоят финансовые корпорации, которые обеспечивают развитие остальных.

5. Чтобы достичь стратегических целей, капитал, который объединяется в корпорациях, должен все время функционировать. Поэтому внутри корпорации всегда существуют специальные звенья, такие как, цех, отдел. Эти звенья взаимодействуют между собой при помощи аппарата управления.

6. Корпорацией может называться коллективное объединение, которое приобрело статус юридического лица. Это должно быть подтверждено регистрацией в государственных органах.

Корпорация полностью ответственна перед законом за свои действия, обязательства и контракты. Данная организация является субъектом налогового режима в той стране, резидентом которой она является в отношении её производственной деятельности, дохода или активов.

Выделяют следующие типы корпораций:

  1. Государственная корпорация - это корпорация, которая находится в

собственности правительства. Она создается для определенных государственных целей. Государственная корпорация является некоммерческой структурой.[6] Данная структура создается на основании федерального закона. Примером могут служить Государственная корпорация — Агентство по страхованию вкладов, созданная на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», а так же Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», созданная на основании Федерального закона от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» и т.д.


  1. Квазигосударственная корпорация. Такие организации создаются для

общественного пользования и обладают монопольным правом выполнять основные виды услуг. Они действуют как частное предприятие, но имеют специальное разрешение государства на определенный вид деятельности.

  1. Частная корпорация – организация, где владельцем выступают частное лицо

или фирма.

  1. Некоммерческая корпорация – корпорация, где владельцы несут

ограниченную ответственность и выполняют услуги, а не максимизируют прибыль.

  1. Коммерческая корпорация – корпорация, деятельность направлена на

получение экономических выгод.

  1. Корпорация открытого типа означает активное распространение акций на

открытых торгах и полный контроль над управлением.

  1. Корпорация закрытого типа представляет собой корпорацию,

распространяющую акции среди учредителей.

У корпораций имеются как преимущества, так и недостатки.

К преимуществам корпорации можно отнести:

  1. Корпорации наиболее эффективны в плане привлечения денежного

капитала, а именно продавая акции;

  1. Для корпораций доступны кредиты, так как существует надежность и

способность обеспечить прибыльность счетов для банков;

  1. У корпораций ограниченная ответственность, а это означает, что участники

рискуют суммой, которая заплачена за покупку акций. Личное имущество не трогают даже в случае банкротства корпорации;

  1. Корпорации имеют право на самостоятельное существование.

К недостаткам корпораций можно отнести:

  1. Расхождение в функциях собственности и производства;
  2. Периодический отчет в СМИ;
  3. Высокий уровень конкуренции;
  4. Жесткие требования к вопросам регистрации и ведения отчетности;
  5. Двойное налогообложение. Налогом облагается прибыль корпорации и

части личных доходов владельцев акций.

Перечислим основные организационные формы корпораций:

  1. Концерн. Данное предприятие функционирует самостоятельно и связывает

компании благодаря системе участия и персональных условий. Это финансово-промышленная группа компаний разных отраслей промышленности, что и отличает её от других форм объединений. Примером может выступать концерн Mitsubishi, который включает в себя предприятия автомобильной, электронной, судостроительной и прочих отраслей промышленности. Выделяют вертикальные концерны, горизонтальные концерны, и смешанные концерны. Примером вертикального концерна может выступать Volkswagen, который объединяет все аспекты автопроизводства, т.е. осуществляет весь цикл от закупки материалов через изготовление до сбыта одного определённого вида продукции. Горизонтальные концерны, как правило, объединяют похожие фирмы с различной клиентурой. Примером может служить объединение пивоварен с различными сортами пива.


2. Холдинг. Данное юридическое лицо представлено акционерным обществом или ООО. Оно владеет контрольным пакетом акций других компаний и при этом выполняет функции контроля над ними.

3. Финансово-промышленные группы. Это объединения промышленных компаний с финансовыми учреждениями, с установленными экономическим и финансовым взаимодействиями. Задачами финансово-промышленных групп, как правило, являются активизация преобразований в экономике, улучшение инвестиционной ситуации, развитие конкурентоспособности отечественных товаров.

4. Конгломерат. Данная структура представляет собой некую форму интеграции компаний, объединяющая разные предприятия под своим финансовым контролем. Это объединение фирм, а иногда и юридических лиц, в состав которых входят компании, осуществляющие предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики. Конгломераты считаются публичными компаниями, акции которых торгуются на фондовых биржах, как правило, с дисконтом к чистой стоимости их активов.

2. Холдинг

2.1. Типы холдингов

Холдинговая компания (холдинг) - это система коммерческих организаций, состоящая из «управляющей компании» и дочерних компаний. Управляющая компания владеет контрольным пакетом акций и/или паями дочерних компаний. Примечательно то, что управляющая компания наряду с управленческими функциями выполняет и производственные функции. Дочерняя компания - хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом.[7]

В настоящее время выделяют следующие типы холдингов:

  1. Простые холдинги, которые представляют собой:

а) одно материнское общество;

б) одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ.

2. Сложные холдинговые структуры:

а) дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим («внучатым») компаниям;

б) материнская компания, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуемая холдинговой компанией.

Разработка общей концепции развития холдинга принадлежит материнской компании. Она же формирует единую стратегию инвестиционной и финансовой деятельности и управляет дочерними предприятиями. Материнская компания выполняет функции сбыта готовой продукции и закупки материальных ресурсов.


Ее сферой деятельности так же является в рамках объединения внутренние кредитования и финансирование, и осуществление внешнеэкономической деятельности.

В зависимости от способа установления контроля головной компании над дочерними фирмами выделяют:

  1. Имущественный холдинг. В данном холдинге материнская компания

владеет контрольным пакетом акций дочерней компании;

  1. Договорной холдинг. В данном объединении у головной компании нет

контрольного пакета акций дочернего предприятия. Головная компания и дочерняя компания заключают договор, на основании которого и происходит контроль.

В зависимости от видов работ и функций, которые выполняет головная компания, различают:

  1. Чистый холдинг. В данной структуре головная компания владеет

контрольными пакетами акций дочерних предприятий. Головная компания выполняет только контрольно-управленческие функции, не занимаясь никакой производственной деятельностью.

  1. Смешанный холдинг, где головная компания выполняет и управленческие

функции по отношению к дочерним предприятиям и при этом ведёт хозяйственную

деятельность, производит продукцию, оказывает услуги.

С точки зрения производственной взаимосвязи компаний выделяют:

  1. Интегрированный холдинг. В данном холдинге предприятия связаны

одной технологической цепочкой. Данный тип холдингов получил широкое распространение в нефтегазовом комплексе, где под руководством головной компании объединены предприятия по добыче, транспортировке, переработке и сбыту продукции;

  1. Конгломератный холдинг. Данный вид холдинга объединяет разнородные

предприятия, которые не связанны технологическим процессом. Каждое из дочерних предприятий ведёт свой бизнес, который никак не зависит от других дочерних предприятий.

В зависимости от степени взаимного влияния компаний различают:

  1. Классический холдинг, в котором головная компания контролирует

дочерние фирмы, поскольку в их уставном капитале имеет преобладающую долю участия. Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями головной компании, хотя нельзя исключать и такой возможности. В ряде случаев они имеют мелкие пакеты акций материнской компании.

2. Перекрестный холдинг. В данной структуре предприятия владеют контрольными пакетами акций друг друга. Такая форма холдингов широко распространена в Японии, где банк владеет контрольным пакетом акций предприятия, а оно обладает контрольным пакетом акций банка. Таким образом, происходит сращивание финансового и промышленного капитала, что, с одной стороны, облегчает предприятию доступ к финансовым ресурсам, имеющимся у банка, а с другой стороны, даёт банкам возможность полностью контролировать деятельность дочерних фирм, предоставляя им кредиты.


2.2. Характерные черты холдинга

Перечислим основные черты холдинга:

1. Концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм, расположенных в различных регионах.

2. Многоступенчатость. В данных структурах объединяются дочерние, внучатые и прочие родственные компании. Нередко холдинг представляет собой пирамиду, возглавляемую одной или двумя фирмами, нередко разной национальной принадлежности.

3. Централизация управления в рамках группы путём выработки материнской компанией глобальной политики и координации совместных действий предприятий по следующим направлениям:

а) выработка единой тактики и стратегии в глобальном масштабе;

б) реорганизация компаний и определение внутренней структуры холдинга;

в) осуществление межфирменных связей;

г) финансирование капиталовложений в разработку новой продукции;

д) предоставление консультационных и технических услуг.

Холдинги образуются для определенной цели. Основная задача холдинга - это завоевание новых секторов рынка, а так же снижение издержек. Именно эти два фактора повышают стоимость компании, ее капитализацию. Для достижения заданной цели и для роста стоимости акций холдинга необходима эффективная работа всей системы, как управляющей компании, так и дочерних предприятий.

В настоящее время корпоративный мир охватила тенденция объединений, слияний и поглощений.

Рассмотрим, какими путями коммерческие организации могут объединяться в холдинговые компании.

  1. Для создания холдинговой компании характерна так называемая

«горизонтальная интеграция». Это некое последовательное присоединение и получение контроля над компаниями, которые объединены одним видом бизнеса. Примером может служить машиностроение, пищевая промышленность, с/х и т.д.

  1. Холдинговая компания может быть организована путем объединения

предприятий единого технологического цикла. От процесса заготовки сырья до изготовления готовой продукции. Это так называемая «вертикальная интеграция». Данное объединение ставит своей задачей достижение ценовой стабильности, повышение стоимости компании, и, главное, снижение общих издержек.

  1. Холдинговые компании могут создаваться и путем последовательного

создания предприятий и последующего их присоединения к группе. Как правило, это позволяет избежать больших потерь при неэффективной работе или банкротстве нового предприятия. Тактики последовательного присоединения придерживается компания Макдональдс. В качестве вклада она передает торговую марку, технологию менеджмента и т.д.