Файл: Становление спортивного менеджмента как социального института в условиях современного общества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современный спорт - это:

  • новая и специфическая сфера экономических и деловых отношений;
  • вид профессиональной трудовой деятельности (в первую очередь, для спортсменов, тренеров и менеджеров);
  • важнейший экономический ресурс, существенно влияющий на уровень и динамику экономического развития страны (и, в частности, на возможности развития предпринимательской деятельности непосредственно в спорте и в связи со спортом);
  • бизнес (для профессиональных клубов и лиг, спортивных и маркетинговых агентств, спортивных менеджеров и промоутеров, телеканалов и СМИ);
  • эффективный канал продвижения на рынке своей продукции и своего бренда (для спонсоров и рекламодателей);
  • возможность формирования позитивного и привлекательного для покупателей имиджа своей компании (через участие в спортивных событиях).

Мировая индустрия спорта, являющаяся сегодня полноценным сектором экономики, имеет стабильные и давно сформировавшиеся источники доходов. Среди них можно выделить четыре основных:

  • доходы от продажи билетов и абонементов на спортивные соревнования;
  • спонсорство спортивных соревнований, федераций, лиг, клубов, команд и спортсменов;
  • продажа прав на телетрансляции;
  • мерчандайзинг (включая как спортивную атрибутику, так и спортивные товары).

Таким образом, спортивный менеджмент - это специальная теория и практика управления физкультурными и спортивными организациями в рыночных условиях, это один из отраслевых видов менеджмента, одна из отраслевых сфер управленческой деятельности в условиях рынка . Объектом спортивного менеджмента как самостоятельной науки является совокупность физкультурно-спортивных организаций страны, продуктом деятельности которых являются физкультурно-спортивные услуги. Предмет спортивного менеджмента - управленческие отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия субъекта и объекта управления внутри организаций физкультурно-спортивной направленности и взаимодействия этих организаций с внешней средой в процессе производства и распространения физкультурно-спортивных услуг.

Спортивный менеджмент тесно связан с главными факторами рыночной экономики - формами собственности, системой свободного ценообразования, конкуренцией, правом свободного выбора как для спортивного предпринимателя, так и для потребителей услуг, зависимостью доходов предпринимателя от результатов его труда и ситуации на рынке физкультур- но-спортивных услуг и др. Включение физической культуры и спорта в систему рыночных отношений обусловливает соответствующие особенности управления этой отраслью сферы услуг. 


Становление рыночных отношений потребовало нового подхода к сфере управления. Переход к экономике рыночного типа в начале 90-х гг. 20-го столетия, многообразие форм собственности, конкурентные условия хозяйствования, становление предпринимательства внесли изменения не только в научные взгляды в сфере управления, но и выступили в качестве экономических предпосылок становления института спортивного менеджмента в России [2].

Это особенно важно сегодня, в условиях резкого снижения двигательной активности. Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, привело к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и общества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения. Именно поэтому за последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Увеличилось количество массовых спортивных соревнований для детей и молодежи как в регионах, так и на федеральном уровне. Создаются благоприятные условия для оздоровления людей в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях, обустраиваются спортивными сооружениями дворы и микрорайоны, места отдыха. Существенный прогресс произошел в развитии физкультурно-спортивной работы среди инвалидов. Российский спорт как сфера деятельности, образ жизни находится на стадии трансформации. Одни виды спорта популярны и развиты, другие незаметно исчезают. В России возникает социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности людей в сохранении здоровья как основы материального благополучия. Люди стали интересоваться спортом. Даже те, кто раньше воспринимали его только как что-то, что можно посмотреть по телевизору, теперь идут в тренажерные залы, бассейны, открывают для себя новые виды спорта. Всё это положительно влияет на психическое и физическое здоровье людей. Культ здоровья и здорового образа жизни является жизненно важным делом, к сожалению, лишь для очень небольшого количества людей, в основном энтузиастов. На сегодняшний день современный спорт принято делить на две основные группы: массовый спорт (так называемый «спорт для всех») и спорт высших достижений. Уровень спортивных достижений общества зависит от развития массового спорта и физической подготовленности детей, подростков и молодежи, поскольку это развитие определяет потенциал состава занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, возможность поиска талантливой в спортивном отношении молодежи, ее способность переносить современные физические и психические нагрузки. Основным методом вовлечения молодежи в физическую культуру и спорт является пропаганда здорового образа жизни. В современном спорте высших достижений выделяют любительский и профессиональный спорт. Развитие и изменение спорта на протяжении человеческой истории может много рассказать как о социальных изменениях в обществе вообще, так и о сущности спорта в частности. История развития современного спорта в том виде, в каком мы его знаем сейчас, берет точку отсчета в конце XIX – начале XX веков. В данное время начинается активное становление некоторых видов спорта. Со временем эти виды получают большой интерес у зрителей и соответственно у инвесторов. Начинают заботится о долгосрочной перспективе и развитии таких видов спорта как: легкая и тяжелая атлетика, футбол, конькобежный спорт, лыжи, биатлон и некоторые другие. Популяция проходит не только в России но и за рубежом. Огромную известность в стране приобрел большой теннис. Сегодня российские теннисисты известны всему миру. Шарапова, Курникова, Кафельников, Мыскина – вот лишь самые знаменитые российские теннисисты. Нередко на соревнованиях мирового уровня иностранные спортсмены выступают под руководством российских тренеров. Также часто можно увидеть и наших спортсменов, которые выступают за сборные команды других стран. Это, конечно, расстраивает российских болельщиков, но, сегодня это явление имеет место быть. Необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения и продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом. Мировой и отечественный опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения, воспитания и образования детей, подростков и молодежи, формировать здоровый морально-психологический климат в обществе. В одном из своих выступлений В.В. Путин сказал: «Россия вступает в новый век, и здоровье нации становится абсолютным приоритетом государственной политики». За последние годы мы почувствовали на себе повышенное внимание руководства страны к проблемам, имеющимся в области физической культуры и спорта.


1.2.    Глобализация спорта в России

Спорт в последние десятилетия стал объектом рыночных отношений, в исследовании он рассматривается как самостоятельный и эффективно функционирующий институт рынка. Поэтому подробно исследуются субъекты и объекты индустрии спорта, выявляются экономические интересы и потребности всех основных субъектов этих рыночных отношений. Спорт как индустрия впервые становится объектом комплексного экономического исследования.

Качество спортивных товаров должно полностью отвечать мировым стандартам. В текущем году по всей стране планируется ввести в строй около 100 спортивных объектов, для которых будет необходимо современное спортивное оборудование. В 2011 году было выделено 12 миллионов долларов на экипировку российских сборных и 1 миллиард рублей - на закупку спортивного оборудования. Но только десятую часть заказов выполнили российские фирмы, остальные поставки - зарубежные.  Министерство в этом отношении, в перспективе, будет  поддерживать, в первую очередь, российских производителей, даже если их продукция будет на несколько процентов дороже. Но при этом они должны отвечать высоким стандартам качества, которые будут стимулировать предприятия спортивной отрасли повышать технологический уровень. [3]

1.3.Спортивно-оздоровительная деятельность в социальной рыночной экономике

На формирование общественных функций спортивно-оздоровительной деятельности оказывают влияние три группы факторов: социальные, культурные и исторические.

Социальные факторы включают в себя совокупность экономических, политических, правовых, нравственных и др. характеристик общества. Культурные факторы определяются стилем отношений и общения различных социальных субъектов, их структурной характеристикой.

Спортивно-оздоровительная деятельность имеет важное значение в развитии контактов между людьми не только в рамках одного государства, но и в международном масштабе, между различными нациями и народами. В связи с этим деятельность в спортивно-оздоровительной сфере тесно связана с психической, нравственной, эстетической, коммуникативной и другими элементами культуры, чем объясняется разделение общекультурных функций на пять основных.


Цена рынка спортивно-оздоровительных услуг реализуется в процессе удовлетворения спроса на товары и услуги, предлагаемые предприятиями и организациями спортивно-оздоровительного бизнеса, конкурирующих между собой. Результатом этого процесса являются цены, удовлетворяющие требованиям и возможностям потребителей при их приобретении (большее качество при как можно меньшей стоимости) и желаниям производителей при их оказании (получение как можно большей прибыли).

Традиционно в спортивно-оздоровительной индустрии рассматриваются три группы участников экономических отношений. При этом первая группа определена как исключительно потребители, вторая – производители, а третья – и как потребители, и как производители.

Обязательным участником спортивной индустрии и рынка спортивно-оздоровительных услуг становится государство, что оправданно, так как, с одной стороны, оно является лицом заинтересованным, с другой – выступает координатором и регулятором экономических отношений, возникающих в этой сфере. Следует отметить, что такая группировка не является достаточно полной и точной. Например, при оказании фитнес-услуг производителем является тренер, а потребителем – человек, занимающийся фитнесом. В этом случае потребитель покупает, в первую очередь, труд тренера, а оборудование, здание, инвентарь относят на стоимость этой услуги косвенно, поэтому производители оборудования и инвентаря, клуб (государство, федерация и т. п.), владеющий сооружением, будут не прямыми участниками рынка, а его инфраструктурой. [4]

Следовательно, этот процесс требует постоянного развития системы подготовки кадров, а если принять во внимание, что с развитием научно-технического прогресса, медицины, здравоохранения появляются новые технологии, препараты и другие продукты, то только подготовка кадров не будет достаточной, возникает необходимость повсеместной переподготовки кадров и повышения их квалификации. В целом можно сказать, что спортивно-оздоровительная деятельность занимает в социальной рыночной экономике существенную роль и оказывает на ее развитие значительное влияние.

Подводя итоги по данной главе, физическая культура и спорт является одним из наиболее важных факторов укрепления и сохранения здоровья. Современное общество заинтересованно сохранить и улучшить физическое и психическое здоровье человека, повысить его интеллектуальный потенциал


Глава 2. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СПОРТА В РОССИИ И МИРОВОЙ ИНДУСТРИИ

2.1. Анализ индустрии спорта в России в сравнении с мировой индустрией спорта

Летние (август 2008 г., Пекин) и лето 2012 г. в Лондоне - Игры Олимпиад, а также Олимпийские зимние игры – 2010 г. в Ванкувере, 2014 г. в Сочи, Всемирные студенческие игры в Казани (2013 г.), финальный турнир чемпионата мира по футболу в ЮАР (июнь–июль 2010 г.) и в 2014г. Бразилии– все эти, как и многие другие мега-спортивные мероприятия, привлекают внимание сотен миллионов, а то и миллиардов людей, включая телезрителей, на земном шаре.

Совокупный объем инвестиций на подготовку этих мега-мероприятий составляет миллиарды долларов.

К 2013 г. доходы мировой спортивной индустрии выросли до 130–135 млрд. долл., то есть на 15–16%.

Это достаточно устойчивый, хотя и умеренный рост, будет обеспечиваться за счет Олимпийских игр 2012 г. в Англии (Лондоне), чемпионата Европы по футболу 2012 г. в Польше и на Украине, чемпионата мира по футболу в Бразилии в 2014 г. и других крупных спортивных мероприятий, включая Универсиаду в Казани 2013 г. [5]

Компания Sportcal, которая занимается исследованиями мирового спортивного рынка, в рейтинге «Мировых спортивных наций» этого года поставила нашу страну на 3 место. А начиная со следующего года России, возглавит этот рейтинг, и еще несколько лет будет занимать лидирующую позицию.

Исследования британской компании - это своеобразное выявление так называемого «индекса спортивности». Две сотни экспертов проанализировали семьсот соревнований во всех странах с точки зрения масштабности события, финансовых вложений, интереса к нему СМИ и экономических последствий.

Безоговорочным лидером признали Китай. Этой стране насчитали 55,709 баллов, ведь начиная с 2007 года, она провела Паралимпийские и Олимпийские игры 2008 года, Азиатские Игры 2010 года, Универсиаду-2011 и множество других международных соревнований и этапов Кубка мира по различным видам спорта. [6]

На втором месте оказалась Великобритания, которая принимала Паралимпиаду и Олимпиаду 2012 года. Ей досталось 39,393 балла. Россия заняла в рейтинге третье место. Стоит учитывать, что наше отставание от великобританцев небольшое, нам досталось 39,376 балла.