Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде (ООО «Марс»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В современных социально-экономических условиях уровень социальной напряженности, а, следовательно, конфликтности и профессионального стресса, в трудовых коллективах многих организаций является достаточно высоким. Это обусловлено различными экономическими, социальными, демографическими и психологическими причинами. Повышение уровня профессионального стресса практически всех категорий персонала в целом деструктивно влияет на производительность и эффективность труда.

Все это делает актуальным исследование проблем применения копинг-стратегий. Особенности совладания, факторы выбора копинг-стратегий и их эффективность, репертуар преодолевающего поведения в зависимости от диспозиционного и ситуативного контекста — одни из наиболее актуальных тем современных психологических исследований копинга.

Цель работы –   оценить эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде.

Задачи работы обусловлены ее целью:

  • исследовать понятие и виды копинг-стратегий и моделей копинг-поведения;
  • рассмотреть эффективность копинг-стратегий;
  • исследовать диспозиционный и ситуативный контексты совладания;
  • рассмотреть методы психологической диагностики копинг-поведения;
  • провести исследование копинг-стратегий руководителей различного уровня в ООО «Марс»;
  • разработать рекомендации, направленные на эффективное применение копинг-стратегий.

Объект исследования работы – ООО «Марс».

Предмет исследования –   эффективность стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде.

В процессе исследования использовались общенаучные методы исследования – изучение и анализ научной литературы; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; сравнение, наблюдение, анкетирование, опрос.

Научно-методической основой работы явились труды известных западных и отечественных ученых в области организационной психологии.

Структура и состав работы подчиняются содержанию поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде

1.1. Понятие и виды копинг-стратегий и моделей копинг-поведения

Термин «копинг» произошел от английского слова «coping», которое в отечественной психологии переводится как «совладание» и означает поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, предпринимаемые им для преодоления трудных ситуаций и адаптации к возникшим обстоятельствам. Впервые это понятие было использовано Л. Мерфи в 1962 г. в контексте исследований способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития[1].

Дальнейшее свое развитие проблема копинга получила в концепции психологического стресса Ричарда Лазаруса, который понимал под совладанием поведенческие и когнитивные усилия, предпринимаемые человеком для ослабления влияния стрессовых обстоятельств. В настоящее время понятие копинга используется для изучения поведения личности в любых трудных жизненных ситуациях[2].

Проблема дифференциации ситуативного контекста изучения копинг-поведения усложняется тем, что в современной психологии пока нет единого понимания совладающего поведения и определения копинг-стратегий. Тем не менее, можно выделить ряд общих представлений о совладающем репертуаре личности, то есть разнообразии копинг-стратегий, которое может использовать человек для преодоления возникших трудностей[3].

Основными критериями для систематизации стратегий совладания в зарубежной психологии чаще всего выступают направленность действий человека, интенсивность совладания, адаптивность выбираемых копингов, а также их модальность, то есть психологическая сфера, с которой соотносятся стратегии. С точки зрения направленности действий человека рассматриваются стратегии, ориентированные либо на саму ситуацию, либо на себя, либо что-то иное.

Стоящие у истоков изучения проблемы совладания с трудностями Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют так называемые проблемно-фокусированные и эмоционально-фокусированные стратегии. Первые предполагают рациональный анализ проблемы, построение плана разрешения трудной ситуации и проявляются в самостоятельном анализе случившегося, в обращении за помощью к другим, в поиске дополнительной информации. Вторые касаются, прежде всего, эмоционального реагирования на ситуацию, они не сопровождаются конкретными действиями, поскольку человек пытается не думать о проблеме, стремится забыться во сне, отвлечься от отрицательных эмоций с помощью вкусной еды, алкоголя, музыки или вовлечь других людей в свои переживания[4]. По мнению С. Фолкман и ее коллег, выбор данных двух стратегий детерминирован личностными факторами и влиянием ситуации. Под личностными факторами понимается то, как человек оценивает возникшую угрозу, а ситуационное влияние — это та сфера жизни, в которой он столкнулся со сложной ситуацией[5]. Трудности в профессиональной сфере чаще предполагают выбор проблемно-ориентированных копинг-стратегий. Исследователями подчеркивается роль когнитивного анализа в самом начале столкновения с трудностями. Когда ситуация оценивается человеком как поддающаяся контролю, он использует проблемно-фокусированные стратегии. Если же обстоятельства кажутся ему не поддающимися изменениям, то он прибегает к эмоционально-фокусированным стратегиям или стратегиям избегания[6].


Похожее разделение копинг-стратегий предлагают Р. Моос и Д. Шефер. Они выделяют три типа копинг-стратегий поведения человека в трудной ситуации:

– стратегии, сфокусированные на оценке, то есть установление для себя значения ситуации, понимание происходящих процессов и их возможных последствий;

– стратегии, сфокусированные на проблеме, что выражается в принятии решений и совершении конкретных действий для преодоления трудностей, в том числе и обращение за социальной поддержкой;

– стратегии, сфокусированные на эмоциях, означающие управление эмоциями и чувствами, поддержание эмоционального равновесия[7].

Таким образом, Р. Моос и Д. Шефер в проблемно-ориентированных стратегиях Р. Лазаруса и С. Фолкман выделяют когнитивные и поведенческие действия.

С точки зрения направленности действий по разрешению возникших трудностей широко известна также классификация Дж. Амирхана. Он выделял три группы копинг-стратегий — разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание. Стратегия разрешения проблем означает способность человека к когнитивному анализу проблемы и нахождению путей ее решения[8]. Стратегия поиска социальной поддержки позволяет использовать помощь со стороны других людей для совладания с трудной ситуацией. Стратегия избегания дает возможность человеку снизить уровень стресса, сохранить эмоциональное равновесие[9].

В то же время, по мнению некоторых ученых, важнее обращать внимание не только на направленность совладающих действий, но и на степень их интенсивности — активную или пассивную. Например, Сальваторе Мадди разделяет все стратегии преодоления трудных ситуаций на две группы: жизнестойкое совладание, то есть совладание по активному типу, и пассивное совладание, выражающееся в использовании неконструктивных стратегий[10].

Близка к позиции С. Мадди и классификация адаптивности или дезадаптивности копинг-стратегий.

Э. Фрайденберг рассматривает совладающее поведение в зависимости от успешности разрешения возникших проблем и предлагает три категории копинг-стратегий:

– обращение к другим, которое не может однозначно оцениваться как продуктивное или непродуктивное;

– эффективный копинг, проявляющийся в когнитивном анализе проблемы, сохранении оптимистического настроя;

– неэффективный копинг, выражающийся в стратегии избегания[11].


Наконец, стратегии совладания можно рассмотреть и с точки зрения их модальности, то есть психологической сферы, с которой соотносится стратегия: когнитивная, эмоциональная или поведенческая[12].

Все перечисленные классификации копинг-стратегий так или иначе представлены в российских исследованиях. Тем не менее, на наш взгляд, успешность изучения копингов во многом зависит от создания единой классификации, которая не объединяла бы в себе один или два критерия, а более полным образом смогла отразить весь репертуар совладающих действий личности и снять путаницу в терминологии изучаемых стратегий.

В этой связи в отечественной психологии без заслуженного внимания, по нашему мнению, остается широко используемая в зарубежной психологии наиболее полная систематизация копингов Эллен Скиннер. Под копинг-стратегиями ею понимается то, как индивиды мобилизуют, регулируют, управляют и координируют свои поведенческие и эмоциональные действия, а также ресурсы внимания в трудной ситуации. Э. Скиннер выделяет три характеристики совладающего поведения: эпизодичность, адаптивность и интерактивность, понимаемую как взаимодействие между человеком и средой. Она предприняла попытку классифицировать все многообразие рассматриваемых в психологической литературе копинг-стратегий. Свою классификацию она назвала «семейством копингов» (таблица 1). Оно состоит из двенадцати разделов, каждый из которых имеет свои стратегии, сходные по направленности[13].

По мнению Э. Скиннер и ее коллег, такое детальное разделение копинг-стратегий позволяет повысить уровень эмпирических исследований при оценке совладающего поведения личности.

Таблица 1

Классификация семейства копингов по Э. Скиннер

Семейство копингов

Стратегии

1

2

Решение проблем

- планирование

- инструментальные действия

- выработка плана поведения

Поиск информации

- изучение

- наблюдение

- обращение с вопросами к другим

Беспомощность

- растерянность

- неспособность к когнитивному анализу

- когнитивное истощение

Избегание

- уход от когнитивного анализа

- уход от поведенческих действий

- отрицание

- мечтательность

Самоуверенность

- эмоциональная регуляция

- поведенческая регуляция

- выражение эмоций

- эмоциональный подход

Поиск поддержки

- поиск понимания

- поиск комфортных условий

- поиск инструментальной и духовной поддержки

Делегирование

- неадаптивный поиск помощи

- недовольство, жалобы

- жалость к себе


Продолжение таблицы 1

1

2

Изоляция

- уход

- маскировка

- избегание других

Приспособление

- отвлечение

- когнитивное переосмысление

- минимизация действий

- принятие

Сотрудничество

- переговоры

- убеждение

- расстановка приоритетов

Покорность

- размышления

- ригидные персеверации

- преобладание назойливых мыслей

Сопротивление

- обвинение других

- проекция

- агрессия

Сложности с выделением общей классификации копинг-стратегий совладания ставят еще несколько проблем, по поводу которых в настоящее время ведутся дискуссии[14]. Первая проблема касается эффективности совладающего поведения. Вторая относится к диспозиционному или ситуативному характеру выбираемых стратегий. Наконец, третий вопрос лежит в области психологический диагностики копинг-поведения[15].

1.2. Диспозиционный и ситуативный контексты совладания

Диспозиционный или ситуативный характер выбираемых стратегий совладания отражает еще один дискуссионный вопрос в изучении совладающего репертуара личности. Один из подходов к пониманию копинга объясняет его в терминах личностных черт[16]. По мнению представителей данного подхода, поведение человека в той или иной трудной ситуации определяется набором личностных особенностей. Свойства личности во многом детерминируют определенную предрасположенность человека реагировать схожим образом в преодолении трудностей разного рода. Данный подход не учитывает влияние ситуационных факторов и социального контекста, в котором разворачивается процесс совладания[17].

Этот аспект акцентируется во втором, ситуативном, подходе к копинг-поведению, который рассматривает преодоление в контексте конкретной трудной ситуации, оказывающей влияние на намерения и действия человека. В рамках данного подхода рассматривается модель совладающего поведения Р. Лазаруса и С. Фолкман. Они понимают совладание с жизненными трудностями как «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и внутренними требованиями, которые чрезмерно напрягают или превышают ресурсы человека». Таким образом, совладание рассматривается ими как осознанный ситуационный процесс, имеющий свои динамические характеристики[18].