Файл: Подходы к управлению человеческими ресурсами (Ситуационный подход).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Изучение систем управления как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду, проводится профессиональными исследователями-менеджерами соответствующего профиля с целью определения законов и закономерностей управления, для совершенствования уже известных, и развития новых, современных и более актуальных систем управления. Итог таких исследований - получение и применения новых знаний в теории и, самое главное, на практике.

Менеджеры руководят в различных организациях другими людьми и решают практические управленческие задачи, именно менеджеры ведут деятельность, которая направлена на практическое достижение, намеченных целей путем наиболее рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов и методов управления.

Менеджмент, в свою очередь, выполняет важнейшие функции в самых разных сферах человеческой деятельности и представляет собой науку о том, как добиться успеха в управлении людьми в организации, как создавать и совершенствовать организации, обеспечивать их развитие и достигать намеченных целей наиболее эффективными способами, например, при ограниченных возможностях производства.

Такая область как УПРАВЛЕНИЕ развилась в ответ на необходимость объяснить, «почему» и «вследствие чего» преуспевают или рушатся некоторые организации. Ученые в области управления путем исследований и практики в области управления методом проб и ошибок неустанно ищут ответ на вопрос: «Чем определяется успех организации?» ответ на этот вопрос ведет к ответу на другой вопрос: «Что может сделать менеджер (руководитель), чтобы обеспечить успех организации?».

Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента. К этим словам из книги М.Х. Мескона, М.Альберта и Ф.Хедоури «Основы менеджмента» можно добавить и такие слова: обуславливающей существование управления.

Именно поэтому данная курсовая работа содержит описание эволюции управленческой мысли, демонстрирует, как развивалось управление, прежде чем оно оформилось в систематизированную научную дисциплину и в профессию в целом. Существуют подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации. Каждый из подходов внес заметный вклад в понимание управления.


К настоящему времени известны четыре важнейших подхода к выделению научных направлений, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления: 1) подход с позиций выделения четырех различных школ (выделяют школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, науки управления количественных методов); 2) процессный подход; 3) системный подход; 4) ситуационный подход.

Приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Однако практика управления показала, что приемы, которые оказались успешными в одних ситуациях и в конкретное время, не всегда успешны в других. В то же время изучение эволюции управленческой мысли полезно тем, что позволяет увидеть и понять логику познания управленческих отношений. Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

- социальной,

- экономической,

- оборонительной.

Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. В развитии теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов. Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении управления, вехой в накоплении людьми определенных знаний в этой области. Радикальная перестройка управления экономикой резко обострила ряд экономических, социальных, правовых, политических и иных проблем. Современная экономика характеризуется непрерывными изменениями организационных структур, обновлением технологий, стиля и методов руководства. В связи с этим, особую актуальность представляет изучение различных подходов к управлению, т. к. позволяет руководителю выбирать из управленческого арсенала те приемы, которые адекватны сложившимся обстоятельствам и ситуации. Используя различные подходы, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению организационных целей в конкретной ситуации. Таким образом, можно отметить, что тема, которая рассматривается в моей курсовой работе, в настоящее время является достаточно актуальной.

Цель работы - изучение процессного, системного и ситуационного подходов к управлению, а также школ человеческих отношений, административного, количественного и научного управления на примере экономических и других показателей деятельности ОАО «НОВАТЭК». В связи с этой целью были поставлены и решены следующие задачи: Изучить историческое развитие и сущность теорий процессного, системного и ситуационного подходов к управлению и различных школ управления. Немаловажным также является изучение возможности их применения в современных условиях на примере конкретной организации, а точнее ее управленческой политики..


Объект исследования - становление и развитие различных подходов управления.

Предмет исследования - понятия и эволюция теорий процессного, системного и ситуационного подходов к управлению.

Метод исследования - изучение трудов отечественных и зарубежных ученых, исторические источники, а также публицистические материалы.

Источники информации - учебная литератураматериалы периодической печати, ресурсы сети Internet.

управление организация административный подход

Глава 1. Основные подходы к управлению организацией

1.1 Процессный подход

Наиболее известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как независимые друг от друга. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Функции процесса управления

Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля.


Планирование. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей функция планирования отвечает на три следующие основные вопроса:

1. Где мы находимся в настоящее время?

2. Куда хотим двигаться?

3. Как мы собираемся сделать это?

Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Планирование в организации не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин. Во-первых, хотя некоторые организации прекращают существование после достижения цели, ради которой они первоначально создавались, многие стремятся продлить существование как можно дольше. Поэтому они заново определяют или меняют свои цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, - это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.

Организация. Организовывать - значит создавать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации. Поскольку работы выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю.

Мотивация. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет. Раньше считалось, что мотивирование - это простой вопрос, сводящийся к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления.


Исследования в области поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода. Руководители узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются.

В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.

Контроль. Непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под угрозу. Контроль - это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля. Установление стандартов - это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект - это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы, а именно, - стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий - пересмотр целей, для того, чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.

Связующие процессы.

Четыре функции управления - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.