Файл: «Ответственность за нарушение законодательства о рекламе.».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Реклама стала повседневным атрибутом современной жизни и неотъемлемой частью практически любого бизнеса. Реклама привлекает внимание, формирует отношение потребителей к товару, позволяет сделать товар узнаваемым и за счет этого, при прочих равных условиях,
обойти конкурентов. Стоит отметить, что рекламный рынок в настоящее время регулируется преимущественно диспозитивно, то есть рекламу товаров можно изготавливать и распространять без получения каких-либо разрешительных документов от государства (лицензий, разрешений).

Сформировавшееся на настоящее время рекламное законодательство в России имеет ряд нерешенных проблем, кроме того, нередки случаи его нарушения, что делает актуальным изучение ответственности за нарушение законодательства о рекламе и определение путей его совершенствования.

Цель работы – исследовать ответственность за нарушение законодательства о рекламе.

В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи:

  1. дать характеристику правового регулирования рекламы;
  2. рассмотреть организацию надзора за соблюдением законодательства о рекламе;
  3. рассмотреть ответственность субъектов рекламной деятельности за нарушение законодательства о рекламе;
  4. исследовать основные виды нарушения законодательства о рекламе, определить пути их снижения и совершенствования регулирования ответственности за них.

Объектом исследования является система правовых  норм, регулирующих рекламу.

Предметом исследования является ответственность за нарушение законодательства о рекламе.

Научно-методическая основа работы. Для написания работы были изучены нормативные источники, учебно-практические пособия, публикации в периодических изданиях, интернет-источники (СПС Консультант плюс).

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка нормативных актов и специальной литературы.

Глава 1. Правовое регулирование рекламы


1.1. Характеристика правового регулирования рекламы

Нормы, регулирующие отношения в сфере рекламы, входят в состав различных правовых отраслей. Однако большая часть этих норм относится к гражданскому, административному и конституционному праву.

Конституционное право регулирует важнейшие в государстве отношения: политические, экономические, социальные, права и свободы человека и гражданина, форму государственного устройства, механизмы осуществления, как государственной власти, так и местного самоуправления. В Конституции Российской Федерации заложены также и основы правового регулирования рекламной деятельности[1].

Система государственного регулирования рекламной деятельности включает следующие составляющие, перечислим их: нормативное регулирование; деятельность административных органов по контролю за соблюдением законодательства и применению административной ответственности к нарушителям; деятельность судебных органов по разрешению споров и применению ответственности за нарушение законодательства о рекламе; деятельность органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов по регулированию соответствующих аспектов рекламной деятельности на своих территориях; государственная регистрация участников экономических отношений, отдельных сделок и прав; государственная регистрация отдельных видов товаров; государственная регистрация товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров; управление государственной собственностью; обязательная сертификация отдельных товаров; лицензирование отдельных видов экономической деятельности; налоговое регулирование; государственная защита нарушенных прав и интересов.

Основополагающим нормативным актом, определяющим правила создания и размещения рекламы, является Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) [2]. Понятие рекламы дано в ст. 3 Закона о рекламе. Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В ст. 1 Закона о рекламе определены важнейшие цели, которые реализуются государственным регулированием рекламной деятельности: обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства; развитие рынков товаров и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции; реализация права потребителей на получение достоверной рекламы; создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы; предупреждение нарушения законодательства о рекламе; пресечение фактов ненадлежащей рекламы.


Особо следует отметить ведущую роль нормативного регулирования рекламной деятельности, заключающегося в принятии законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих отношения между различными субъектами рекламной деятельности. Вопросы государственной регистрации, лицензирования, сертификации имеют общеэкономическое значение и относятся к рекламной деятельности постольку, поскольку затрагивают правовой статус субъектов отношений и их обязательства в отношении отдельных
объектов рекламирования.

В большинстве случаев реклама преследует коммерческие цели, определяет спрос на товар, влияет на долю товара на рынке сбыта, позволяет опережать конкурентов, вследствие чего часто возникают ситуации недостоверной информации, мошенничества и манипулирования рынком. Контроль же за распространением рекламы в большинстве случаев осуществляется уже после того, как реклама была размещена.

Нормативно определенные требования к содержанию рекламы касаются, в первую очередь, образов и художественных приемов, которые запрещено использовать, а также обязательной информации, которая должна быть включена в рекламу. Некоторые требования к содержанию выражены конкретно (например, в рекламе не допускается демонстрация процесса курения), другие предполагают более широкую трактовку (например, реклама не должна призывать к насилию и жестокости) [3].

Детально нормами регулируется размещение рекламы в радиопередачах, телепередачах, на рекламных конструкциях. Например, при трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи (ч. 12 ст. 14 Закона о рекламе) [4].

Специальные требования, установленные в гл. 3 Закона о рекламе, особым образом регламентируют содержание и размещение рекламы отдельных видов товаров. Например, реклама алкогольной продукции не должна обращаться к несовершеннолетним (п. 5 ч. 1 ст. 21 Закона о рекламе); реклама гражданского оружия в теле- и радиопрограммах допускается только с 22.00 до 7.00 по местному времени (п. 3 ч. 5 ст. 26 Закона о рекламе).

Довольно часто, чтобы привлечь внимание потенциальных потребителей, производители рекламы нарушают этические и правовые нормы. Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе» «реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации» является «ненадлежащей».


Можно дать следующее определение ненадлежащей рекламы — это рекламное сообщение, в котором допущены нарушения установленных законодательством требований к её содержанию, времени, месту, способу распространения. В ст. 5 ФЗ «О рекламе» названы два вида ненадлежащей рекламы - недобросовестная и недостоверная, - а также перечислены признаки, позволяющие отнести рекламное сообщение к той или иной форме ненадлежащей рекламы[5].

Недобросовестная реклама — это реклама, которая дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других производителей; порочит честь, достоинство, деловую репутацию конкурентов; злоупотребляет доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний. В качестве примера недобросовестной рекламы можно привести рекламную кампанию товаров для детей школьного возраста «Скоро в школу», проведенную московским ЦУМом в сентябре 2007 г. На плакатах, размещенных в витринах ЦУМа, были изображены девочки, которые «произносят» фразы, обращаясь к плюшевому медведю: «Я - принцесса! Ты - животное!», «Ты, не модный! Прощай!»; к медведю и зайцу: «Вот я и в школу! Теперь меня интересуют только шмотки. А вы, два старых урода, мне больше не нужны!»; и воображаемой публике: «Кто не в Prada, тот лох!», «Все люди, как люди, а я в Вurberry», «Я одна в классе. Действительно одна! Просто от зависти все лопнули», «Хочу быть богатым, знаменитым, ездить на Bentley, одеваться только в ЦУМ». ФАС признала рекламную кампанию ЦУМа недобросовестной, поскольку она оскорбляет детей и их возрастные ценности, дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами. В соответствии с решением ФАС, за серию билбордов, оскорбляющих потребителя, компания Mercury (владелец ЦУМа) заплатила штраф в размере 400 тыс. руб.[6].

Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения относительно различных характеристик, свойств, качеств товара; наличия его на рынке; возможности доставки, гарантийного обслуживания.

Примером недостоверной рекламы является реклама ООО «Гарант Строй Сервис», размещенная на сайте avito.ru в конце 2014 г. В рекламном объявлении сообщалось о продаже недвижимости, которая была построена без разрешения на строительство, проектной декларации и государственной регистрации права собственности на земельный участок, что является нарушением п. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе» («не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений» [7]).


Московское УФАС отметило, что распространитель рекламы - Авито.ру, - обязан был удостовериться в наличии у рекламодателя разрешения на строительство и иных необходимых документов в соответствии со ст. 13 закона «О рекламе». В этой связи ФАС России признало рекламораспространнтеля ООО «КЕХ ЕКОМЕРЦ» нарушившим п. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе», а рекламодателя ООО «Гарант Строй Сервис» нарушившим п. 7 ст. 7 и п. 3 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе»[8].

Согласно п. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе «не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия». В этой связи можно говорить о существовании еще двух видов ненадлежащей рекламы — неэтичной и непристойной.

Неэтичная реклама — это реклама, содержащая текстовую, зрительную или звуковую информацию, нарушающую общепринятые этические нормы путем употребления оскорбительных образов и сравнений в отношении каких-либо социально-демографических и этнических групп, государственных символов, религиозных и культурных объектов.

Реклама может быть отнесена к категории неэтичной, если в рекламном обращении используется официальная государственная символика. В 2010 г. представители УФАС по Республике Коми в ходе проверки обнаружили, что компания «Евросеть», владеющая одноимённой сетью салонов сотовой связи, использует в своем логотипе вместо третьей полоски в букве «Е» российский флаг, что является прямым нарушением п. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе». В 2011 г. официальный логотип компании был изменён.

Непристойная реклама - реклама, нарушающая общепринятые нормы морали путем употребления бранных слов, оскорбительных образов и сравнений в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина. В марте 2013 г. на сайте в сети Интернет www.amic.ru был размещен рекламный баннер, представляющий собой ряд сменяющих друг друга слайдов. В рекламе сообщалось об акции в Цифровом супермаркете DNS г. Барнаула: «16 марта суббота - первым 300 покупателям Флешка в подарок!». На одном из последующих слайдов появлялось изображение девушки в майке с глубоким декольте. На майке была размешена надпись: «Забери мои 8 гигов». При этом на уровне груди девушки появлялось крупное изображение кисти руки, анимированное специфическим образом. Комиссия Новосибирского УФАС России признала
рекламу ненадлежащей, а рекламодателя ООО «Сириус» нарушившим часть б статьи 5 Федерального закона «О рекламе» [9].