Файл: «Ответственность за нарушение законодательства о рекламе.».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовое регулирование рекламы
1.1. Характеристика правового регулирования рекламы
1.2. Организация надзора за соблюдением законодательства о рекламе
1.3. Ответственность субъектов рекламной деятельности за нарушение законодательства о рекламе
Глава 2. Основные виды нарушения законодательства о рекламе, пути их снижения
Кроме перечисленных выше видов ненадлежащей рекламы на основании статьи 5 Федерального закона «О рекламе» можно выделить еще два вида рекламы, нарушающей рекламное законодательство.
Заведомо ложная реклама — рекламное сообщение, содержащее информацию, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы (п. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).
Скрытая реклама — реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в передачах, изданиях, которые официально не являются рекламными. Скрытая реклама может распространяться путём использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами (п. 9 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).
Примером ненадлежащей рекламы является реклама, нарушающая авторские права. Осенью 2014 г. в Новосибирске была размещена реклама заведения общественного питания «ШАУРМАRVЕL». Данная реклама нарушает несколько законодательных актов - законы № 38-ФЗ «О рекламе» и № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 4 от 18.12.2006 № 230-ФЗ[10], регулирующий использование прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, а также авторские права.
1.2. Организация надзора за соблюдением законодательства о рекламе
Общий надзор за соблюдением всех требований к рекламе осуществляет
антимонопольный орган (ФАС России), однако, например, в случае размещения рекламы на рекламных конструкциях контроль за техническими характеристиками такой конструкции осуществляют иные органы.
К основным функциям антимонопольного органа (ФАС России), осуществляющего государственный надзор в сфере рекламы, относятся:
1) проведение плановых и внеплановых проверок субъектов рекламной деятельности на предмет соблюдения ими требований к осуществлению деятельности в сфере рекламы;
2) возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях;
3) возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства о рекламе;
4) обращение в арбитражный суд с исковыми заявлениями и заявлениями, перечисленными в Законе о рекламе.
Плановые и внеплановые проверки субъектов рекламной деятельности антимонопольный орган проводите соответствии с требованиями Федерального закона от 26. 12. 2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[11].
В Законе о рекламе устанавливаются особенности проведения подобных проверок, в частности, дополнительные основания для внеплановой проверки. Внеплановая проверка может проводиться, в том числе, по заявлениям любых юридических и физических лиц, а также при поступлении от органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц антимонопольного органа или СМИ информации о фактах нарушения требований к осуществлению деятельности в сфере рекламы.
Согласно ст. 33 Закона о рекламе, антимонопольный орган уполномочен
осуществлять государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе[12]. Как указывалось выше, действующими
антимонопольными органами в России являются Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и ее территориальные подразделения. В структуре службы функционирует Управление контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства[13].
Антимонопольные органы должны выполнять следующие основные функции в сфере рекламной деятельности: предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о рекламе; возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства о рекламе. Для реализации указанных выше функций антимонопольные органы вправе осуществлять следующее:
1) выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
2) выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе;
3) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) в случае, предусмотренном Законом о рекламе;
4) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе;
5) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (недействующими) полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе ненормативных и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, ненормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ненормативных актов органов местного самоуправления;
6) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае, предусмотренном пунктом 1 части 20 статьи 19 Закона о рекламе[14];
7) применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) издавать индивидуальные правовые акты по отнесенным к компетенции службы вопросам, в том числе приказы, определения, постановления, в случаях, предусмотренных законодательством о рекламе.
При осуществлении своих полномочий сотрудники антимонопольных органов не должны разглашать сведения, составляющие коммерческую, служебную и иную охраняемую за коном тайну.
Антимонопольные органы из перечисленных правомочий наиболее активно используют возможность выдачи предписаний участникам рекламного рынка о прекращении нарушений законодательства о рекламе. Выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе предшествует рассмотрение дела в порядке, установленном Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства России о рекламе (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508[15]).
В процессе деятельности субъектов рекламного рынка при осуществлении контрольных функций антимонопольными органами часто возникают спорные ситуации, которые цивилизованно могут быть разрешены участниками спора только при обращении к судебным органам. Принятые судебные решения создают прецедент, который хотя и не является официальным источником права в Российской Федерации, но учитывается участниками отношений в сфере рекламной деятельности. Судебные органы обобщают судебную практику, издают информационные письма, что помогает и судьям, и
субъектам рынка регулировать свое поведение с учетом авторитетного мнения судебной власти. Таким образом, органы судебной власти активно участвуют в регулировании рекламной деятельности.
1.3. Ответственность субъектов рекламной деятельности за нарушение законодательства о рекламе
В соответствии с законом «О рекламе» [16], нарушение субъектами законодательства о рекламе влечет за собой ответственность, в соответствии с административным и гражданским законодательством. Так, лица, чьи права и интересы были нарушены при распространении ненадлежащей рекламы, могут обратиться в установленном порядке в суд, в том числе обратиться с иском о возмещении убытков, о возмещение вреда и о компенсации морального вреда. Нарушение законодательств о рекламе рекламодателями, рекламораспространителями и рекламопроизводителями влечет собой ответственность, которая реализуется, согласно административного законодательства. Также, федеральными законами предусмотрены иные меры ответственности.
Мерой административной ответственности за нарушение рекламного законодательства является штраф, который оформляется постановлением по делу об административном правонарушении. Следует знать, ответственность за нарушение рекламного законодательства наступает в каждом отдельном случае, равно как и штрафы вменяются за каждое отдельное нарушение.
Требования к рекламе должны соблюдаться специальными субъектами, статус которых определен в Законе о рекламе, — рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем (далее все вместе — субъекты рекламной деятельности). Они отличаются по функциям, а также по сфере ответственности.
Стоит отметить, что для получения статуса соответствующего субъекта не нужно проходить какие-либо государственные процедуры, для этого достаточно осуществлять действия, которые позволят признать лицо тем или иным субъектом рекламной деятельности.
В Законе о рекламе даются следующие понятия: рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель.
Рекламодателем считается изготовитель или продавец товара либо иное
определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5
ст. 3 Закона о рекламе) [17].
Рекламопроизводитель — лицо, которое полностью или частично приводит информацию в готовую для распространения в виде рекламы форму (п. 6 ст. 3 Закона о рекламе).
Рекламораспространитель — лицо, распространяющее рекламу любым способом в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).
В Законе о рекламе установлено разделение ответственности между рекламораспространителем и рекламодателем за соблюдение тех или иных требований Закона о рекламе (ч. 6 и 7 ст. 38 Закона о рекламе). Из этих положений можно вывести общее правило: рекламодатель несет ответственность за соблюдение требований к содержанию рекламы, а рекламораспространитель — за соблюдение требований к ее распространению.
Однако из этого правила есть исключения. Так, в некоторых случаях и рекламораспространитель, и рекламодатель несут ответственность за соблюдение одних и тех же норм Закона о рекламе. Например, и на того и на другого распространяется требование, согласно которому реклама не должна тем или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта, например, иметь сходства с дорожными знаками (п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе).
Отметим, что рекламодателем, как правило, является именно заказчик рекламной продукции, заинтересованный в продвижении своего товара или своих услуг. Рекламная деятельность для рекламодателя может и не быть основным видом деятельности. Рекламораспространителем, напротив, как правило, выступает специализированная организация, осуществляющая деятельность по возмездному распространению рекламы. Однако в Законе о рекламе не установлена обязанность субъектов рекламной деятельности информировать своего контрагента о нарушении им законодательства в сфере рекламы.
На рекламопроизводителя может быть возложена ответственность за нарушение требований Закона о рекламе, за соблюдение которых отвечают рекламодатель и рекламораспространитель, только если будет доказано, что такие нарушения произошли по вине рекламопроизводителя (ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе) [18].
В систему государственного регулирования рекламной деятельности, как отмечалось выше, входит государственная регистрация товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров. Административная ответственность, например, за незаконное использование товарных знаков впервые была введена с 2002 г. КоАП РФ[19]. Массовые нарушения исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе на товарные знаки, заставляет государство обращать пристальное внимание на данную проблему, которая стала еще более актуальной после вступления России в ВТО.