ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.06.2020

Просмотров: 388

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФБГОУ «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»


Факультет (институт) Энергетический

Кафедра Электрификация Производства и Быта

наименование кафедры


Курсовой проект защищен с оценкой

Руководитель

проекта (работы) А.Х. Мусин

(подпись) (и.о.фамилия)

2011 г.

дата


Р асчет релейной защиты электроустановок

тема проекта (работы)





Расчетное задание



п о дисциплине Релейная защита и автоматика

наименование дисциплины


К П 100400.44.000 ПЗ

обозначение документа












С тудент группы Э-73 Е.А. Бендер

и.о., фамилия

Руководитель

проекта (работы) профессор А.Х. Мусин

ученая степень, должность и.о., фамилия









БАРНАУЛ 2011


Содержание







1. Исходные данные для выполнения расчётного задания


Для заданного варианта необходимо выбрать и рассчитать следующие устройства релейной защиты и автоматики:

а) защиту двигателя, питающегося от шин ГПП по кабельной линии L;

б) защиту кабельной линии L;

в) защиту силовых трансформаторов Т1 и Т2 на ГПП;

- выбрать схему АВР для секционного выключателя СВ на шинах 6 кВ;

- для всех устройств релейной защиты выбрать и проверить нагрузочную способность трансформаторов тока;

- выбрать источники оперативного тока.

При расчётах принять:

- cosφ = 0,8;

- удельное сопротивление кабельной линии Худ = 0,08 Ом/км,

rуд = 0,26 Ом/км;

- суммарную длину кабельных линий, питающихся с шин ГПП равной 18 км;

- емкостной ток замыкания на землю в сети 6 кВ приближенно определить по формуле:

где U – линейное напряжение, кВ;

L – суммарная длина кабельных линий в сети 6 кВ, км;

- сопротивление системы принять для максимального режима

Хс = 15 Ом, для минимального режима Хс = 36 Ом;

- мощности трансформаторов Т1 и Т2 одинаковы Sт1 = Sт2.

Выполнение задания начинается с расчетов токов короткого замыкания в различных точках подстанции. Затем проектируются устройства релейной защиты.

Исходные данные для выполнения задания занесены в таблицу 1, где обозначено U1 – высшее напряжение на ГПП, принципиальная схема которой приведена на рисунке 1, Sт – мощность трансформатора на ГПП, Рн – мощность нагрузки (электродвигателя), L – длина кабельной линии, питающей электродвигатель.


Таблица 1 – Исходные данные

Вариант

U1 , кВ

L , км

Рн , кВт

Sт , МВА

44

220

1,8

1000

40




2. Расчёт токов короткого замыкания


Для проектирования релейной защиты необходимо располагать сведениями о токах короткого замыкания. Для участка сети, изображенного на рисунке 1, необходимо рассчитать токи короткого замыкания в точках К1 и К2 .

Рисунок 1 – Схема участка сети


Исходные данные: силовой трансформатор Sт = 40000 кВА, напряжение (36,75 16%)/6,3 кВ; Uк.ср=10,5%, Uк.min=9,5%, Uк.max=11%,

Определяем сопротивление трансформатора на крайних положениях регулятора РПН:

UminВН = Uср(1 - ∆UРПН) = 230(1 – 0,16) = 193,2 кВ;

UmaxВН = Uср(1 + ∆UРПН) = 230(1 + 0,16) = 266,8 кВ.


Так как UmaxВН оказалось больше максимально допустимого для данной сети (больше чем 252 кВ для 220 кВ), то значение UmaxВН принимается равным 252 кВ (таблица 2).


Таблица 2 – Максимально допустимое напряжение по ГОСТ

Uном, кВ

UmaxВН , кВ

10

11,5

35

40,5

110

126

220

252



Расчёт токов в точке К1:

Ток в точке К1 в максимальном режиме, приведенный к высшему напряжению:

Ток в точке К1 в максимальном режиме на низшем напряжении:

где nт – коэффициент трансформации силового трансформатора на минимальной отпайке РПН.

Ток в точке К1 в минимальном режиме, приведенный к высшему напряжению:

Ток в точке К1 в минимальном режиме на низшем напряжении:


Расчёт токов в точке К2:

Максимальный режим.

По рассчитанному выше току на шинах низшего напряжения I(3)к.maxНН = 21548,8 А определяется эквивалентное сопротивление системы и силового трансформатора:

Далее определяется сопротивление кабеля, питающего силовую нагрузку. Выбор сечения кабеля определяется по экономической плотности тока. Рабочий ток кабеля определяется по формуле:

Принимая плотность тока 1,3 А/мм2, получим требуемое сечение кабеля не менее 120,42/1,3 =92,63 мм2. Выбираем кабель ближайшего стандартного боль-шего сечения 120 мм2 марки АСБ.

Индуктивное и активное сопротивление выбранного кабеля при длине

L = 1,8 км:

Хкаб = Худ·L = 0,076·1,8 = 0,137 Ом;

Rкаб = Rуд·L = 0,258·1,8 = 0,464 Ом,

где Ху, Rуд - индуктивное и активное сопротивления 1 км кабеля.

Сопротивление до точки :

Хк = 0,169 + 0,137 = 0,306 Ом;

Rк = 0,464 Ом;

Ток в точке в максимальном режиме:

Минимальный режим

Хк = 0,33 + 0,137 = 0,467 Ом;

Rк = 0,464 Ом;

Ток в точке в минимальном режиме:

Расчет токов двухфазного замыкания ведется по формуле:

Ток однофазного к. з. определяется по формуле:



3. Защита электродвигателей


Защита электродвигателей должна реагировать на внутренние повреждения и опасные ненормальные режимы. В соответствии с требованиями ПУЭ на высоковольтных асинхронных электродвигателях устанавливают релейные защиты от следующих видов повреждений и ненормальных режимов работы:

- многофазных замыканий в электродвигателе и на его выводах;

- однофазных замыканий на землю;

- токов перегрузки;

- снижения напряжения.

Выбираются типы защит и определяются их уставки по следующим данным: Uном = 6 кВ; Pд.ном = 400 кВт; коэффициент пуска kп = 5,1 ; ток трехфазного короткого замыкания в точке К2 в максимальном режиме

Iкз = 6549,7А; ток замыкания на землю Iз < 10 А. Указанный двигатель подвержен перегрузке и является неответственным, возможен самозапуск двигателя.

Выбор трансформатора тока (ТТ).

Трансформаторы тока для релейной защиты выбираются по нормальному режиму исходя из тока нагрузки защищаемого элемента и его рабочего напряжения. Необходимо выполнение условий:

UустUн ;

Iраб.maxIн ,где

Uн ; Iн – номинальные значения напряжения и тока ТТ;

Uуст – напряжение электроустановки в месте включения ТТ;

Iраб.max – рабочий максимальный ток защищаемого элемента.

Номинальный ток ТТ должен быть как можно ближе к рабочему току установки, так как нагрузка первичной обмотки приводит к увеличению погрешностей.

В данном случае принимается: Iраб.max = Iд.ном = Pд.ном /(Uср.номcosφ) =

= 1000/∙6∙0,8) = 120,42 А, по которому по справочнику выбирается трансформатор тока ТПЛ-10 (150/5) с коэффициентом трансформации: nт = 300/5 (Uн = 10 кВ; Iн = 300 А). Трансформаторы тока установлены в фазах А и С. По ПУЭ на неответственных двигателях подверженных перегрузке мощностью менее 2000 кВт применяют однорелейную двухфазную токовую защиту без выдержки времени (отсечку), отстроенную по току от токов самозапуска, и защиту от перегрузки, отстроенную от токов от самозапуска по времени, рисунок 2.

Рисунок 2 – Однорелейная двухфазная схема защиты электродвигателя от короткого замыкания и перегрузки


Первичный ток срабатывания отсечки отстраивается от пускового тока электродвигателя по выражению:

Iсз.отс = kнkпIд.ном ,

где kн = 1,8 – для реле серии РТ-84.

Iсз.отс = 1,8∙5,1∙120,42 = 1105,45 А.

Ток срабатывания реле:

где коэффициент схемы kсх = при включении реле на разность токов двух фаз ТТ (рисунок 2).

Коэффициент чувствительности защиты для однорелейной схемы определяется при двухфазном к.з. на выводах (точка К2) электродвигателя в минимальном режиме между фазами А и В или В и С, при которых ток в реле в 2 раза меньше, чем при к.з. между фазами А и С, по выражению:

По ПУЭ требуется обеспечить не менее 2.

Ток срабатывания реле от перегрузки равен:

Чтобы уменьшить ток срабатывания, необходимо изменить коэффициент трансформации, что повлечёт повторное проведение всех расчетов. Руководителем курсового проекта разрешено этого не делать.