Файл: 199556_1CAB7_kontrolnaya_rabota_istoriya_gpzs.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.06.2020

Просмотров: 286

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Брачно-семейное и наследственное право, преступление и наказание по законам Ману.


Законы Ману (Манусмрити – запомненное от Ману, Манавадхармашастра – наставление Ману в дхарме) представляют собой сборник религиозно-моральных наставлений, изложенных в стихотворной форме от имени легендарного прародителя человечества полубога Ману и относящихся в своей окончательной редакции к середине II в.н.э.

Слово "дхарма" происходит от санскритского "то единое, что охватывает и поддерживает все вещи вместе" и означает вечный космический порядок или закон и моральные нормы, а также нормы обычного права и установления государства, не расходящиеся с первыми двумя разрядами норм. Распространено также восприятие дхармы и как истинного закона индивидуальной и общественной жизни, и следование ему образует основную добродетельную обязанность человека.

Для Древней Индии, как и для многих других древневосточных обществ, характерна трехсоставная структура основных классов с небольшими модификациями – это классы, или сословия, жрецов, воинов и земледельцев. Уже тексты, письменно зафиксированные в IX в. до н.э., упоминают четыре сословные группы, именуемые варнами: варна жрецов (брахманы), воинов (кшатрии), земледельцев (вайшьи) и слуг (шудры).

Семейное право

Различался брак торжественный (правильный), основанный на свободном согласии (без взаимных обязательств). Умыкание невесты воспринималось похитителем как военный трофей. Выкуп за невесту осуждался как унижение человеческого достоинства. В Законах Ману специально оговаривается, что отец не должен брать вознаграждение за дочь, но реально брак являлся неприкрытой продажей. Были запрещены браки между кровными родственниками, младший брат не мог жениться раньше старшего. Брачный возраст для мужчины был установлен в 24 года, для женщин с 8 лет.

Власть отца в семье была значительной и беспрекословной. Все имущество семьи было общим достоянием, но управлялось главой семьи.

Правовое положение женщин зависело от формы заключения брака, но в любом случае женщина не имела полной правоспособности. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". По учению брахманов, женщина всегда нуждалась в опеке. В детстве она должна была подчиняться своему отцу, в молодости – своему мужу, по смерти мужа своим сыновьям. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

Развод допускался в исключительных случаях:

  • бесплодие супругов;

  • прелюбодеяние;

  • постыдное поведение;

  • безвестное отсутствие;

  • дурное обращение.


И хотя Законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают "взаимную верность до смерти", муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставлял, она продолжала считаться его женой. После смерти жены муж мог снова вступить в брак, жена – никогда. В случае если имелось несколько жен, старшинство в доме принадлежало жене из высшей касты.

Наследственное право

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону.

Традиционно в Древней Индии сложилось правило: "не братья, не родители, а сыновья получают собственность отца". Наследства лишались слабоумные, изгнанные из касты, государственные преступники и т.д. Решающую роль при разделе имущества имела кастовая принадлежность матери сыновей, дочери, так же как и братья умершего могли вступить в наследство только при отсутствии сыновей. Женщина традиционно не имела никаких имущественных прав, но муж мог подарить ей поле или сад, в таком случае после смерти это имущество наследовали ее дети, включая дочерей.

По смерти отца его имущество делилось поровну между сыновьями. Старший сын получал добавочную часть в размере 1/20 имущества. Девушки устранялись от участия в разделе наследства, но братья были обязаны выделить им из своего имущества 1/4 часть для приданого. При отсутствии детей, к наследованию призывались родственники умершего до 6-го колена.

При отсутствии всех законных наследников, все имущество переходило в пользу царя. Исключение делалось только для брахманов, имущество которых передавалось лицам, посвятившим себя изучению вед. Правила наследования имущества шудр были менее строгими (могло перейти даже сыну рабыни, если отец его признал).

Преступление и наказание

Право в Индии представляло собой право-привилегию. Это с особой силой проявлялось в нормах уголовного права.

В уголовном праве содержались значительные пережитки первобытнообщинного строя, такие, как:

  • ответственность общины за преступления совершенные на ее территории;

  • изгнание преступника.

Праву Древней Индии были известны преступления против государства, личности, имущественные преступления и преступления против чести и другие.

Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений Законы не дают. За государственные преступления виновные подвергались смертной казни.

Более подробно Законы описывают преступления против собственности и против личности.

а) Преступления против личности.

Об убийствах и наказаниях в Законах Ману говорится очень мало.

Убийство человека считалось религиозным преступлением, за это полагалась эпитафия. Но за убийство брахмана назначалась смертная казнь. Необходимая оборона исключала ответственность причинившего смерть нападающему.


Сословная, кастовая сущность древнеиндийского права прослеживается при рассмотрении ответственности за преступления против личности. Тот, кто поднял руку или палку против представителя высшей варны – лишался руки, а кто в гневе ударял ногой – терял ногу. Если человек низшей варны плевал на представителя высшей варны – то по приказу царя ему отрезали губы. В том случае, если преступник и потерпевший принадлежали к одной варне, то предусматривалось за нанесение ранений – денежное взыскание, за увечье или перелом кости – изгнание.

б) Преступления против собственности.

Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

За преступления против собственности предполагались суровые наказания. Вор, пойманный на месте преступления, предавался смерти. Кража из царских кладовых, арсеналов, храмов, а также слонов и колесниц каралась смертью. Жестоко каралась кража, совершенная ночью. Вору, ворвавшемуся в дом ночью, отрубали сначала руку, затем казнили сажанием на кол. Кража зерна, скота, стоимостью свыше 50 пан влекла за собой возмещение похищенного в 11 кратном размере. Насилие и повторность рассматривались отягчающими вину обстоятельствами. За преступления против чести и достоинства высших варн следовало более суровое наказание:

  • за оклеветание брахмана кшатрий платил 100 пан, вайшья – 150-200 пан, шудра подвергался телесному наказанию;

  • за оклеветание кшатрия брахман платил 50 пан, вайшья – 25 пан, шудра 12 пан. Шудре, поносившему представителя высшей варны, отрезали язык.

в) Преступления против семьи:

  • беседа с замужней женщиной (наказывалось штрафом);

  • встреча с девушкой из высшей варны (человек низшей варны подлежал телесному наказанию);

  • связь с охраняемой брахманской (вайшья лишался имущества, кшатрий подвергался штрафу в 100 пан);

  • неверность жены (виновная затравливалась собаками);

  • связь с замужней женщиной (каралось в зависимости от принадлежности к варне).

Наказания

Законы Ману не содержат упоминания о кровной мести. Она была вытеснена системой наказаний и денежных взысканий, налагаемых органами государства.

Законы Ману определяют наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их. Законы предписывают применять наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени сознательности его. Несправедливое наказание "лишает неба в другом мире". Другой не менее характерной особенностью является – культ законности – религиозной и правосудной, которые внешне выступают в нерасчлененном виде, поскольку и те и другие предстают реализацией дхармы царя.


Вместе с тем, при определении наказания за телесные повреждения и оскорбления довольно ярко видна классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к варне. Ряд прегрешений преступного характера влек за собой лишение варновой принадлежности и перемещение в низшие варны.

Основные виды наказаний:

  • тюремные заключения;

  • заковывание в кандалы;

  • разного вида телесные наказания;

  • денежные взыскания.

Эти взыскания дополнялись другими мерами воздействия. Публичные наказания в Древней Индии предусматривались за все серьезные преступления.

Смертная казнь применялась к государственным преступникам и к лицам, виновным в прелюбодеянии, к ворам и причинившим умышленно вред имуществу других. Видами смертной казни могли быть (заменялась бритьем головы для брахмана) утопление, сажание на кол, сожжение на кровати или на костре, растаптывание слонами и др.

К членовредительным наказаниям относились отрезание пальцев, рук, ног, губ. Этот вид применялся к преступникам, совершившим преступление против представителей высшей варны.

Тюремное наказание применялось в сочетании с другими видами наказания, например, с конфискацией имущества. Тюрьмы строились на обозреваемом с дороги месте.

Денежные взыскания назначались за небольшие проступки и преступления, и были самой распространенной формой.







2. Средневековое государство Востока. Арабский халифат.


Возникновение и развитие арабской империи


Самым процветающим государством Средиземноморья на всем протяжении средних веков наряду с Византией стал Арабский хали­фат, созданный пророком Мухаммедом (Мухаммадом, Магометом) и его преемниками. В Азии, как и в Европе, эпизодически возникали военно-феодальные и военно-бюрократические государственные об­разования, как правило, в результате военных покорений и присое­динений. Так возникла империя Моголов в Индии, империя Таи­ской династии в Китае и др. Сильная интегрирующая роль выпала христианской религии в Европе, буддистской в государствах Юго-Восточной Азии, исламской на Аравийском полуострове.

Сосуществование домашнего и государственного рабовладения с феодально-зависимыми и родо-общинными отношениями продол­жалось в некоторых странах Азии и в этот исторический период.

Арабские племена кочевников и земледельцев населяли территорию Аравийского полуострова с глубокой древности. На основе земледельческих цивилизаций на юге Аравии уже в I тыс. до н. э. возникли ранние государства, сходные с древневосточными монархиями: Сабейское царство (VII-II вв. до н. э.), Набатия VI-I вв.). В крупных торговых городах формировалось городское правление по типу малоазиатского полиса. Одно из последних ранних южноарабских государств – Химьяритское царство — пало под ударами Эфиопии, а затем иранских правителей в начале VI в.

К VI-VII вв. основная масса арабских племен находилась на стадии надобщинной администрации. Кочевники, торговцы, земледельцы оазисов (главным образом вокруг святилищ) объединялись посемейно в большие кланы, кланы – в племена. Главой такого племени считался старейшина – сеид (шейх). Он был и верховным судьей, и военным вождем, и общим руководителем собрания кланов. Существовало и собрание старейшин – меджлис. Арабские племена расселялись и за пределами Аравии – в Сирии, Месопотамии, на границах Византии, образуя временные племенные союзы.

Во времена пророка Мухаммеда, родившегося около 570 г., Аравийский полуостров был сла­бозаселенным. Арабы были тогда кочевым народом и обеспечивали с помощью верблюдов и других вьючных животных торгово-караванные связи между Индией и Сирией, а затем североафриканскими и европейскими странами. На арабских племенах лежала также забо­та об обеспечении безопасности торговых маршрутов с восточными пряностями и ремесленными изделиями, и это обстоятельство по­служило благоприятным фактором становления арабского государст­ва. Сам Мухаммед, по преданию, был выходцем из племени курейшитов, которые осуществляли на протяжении нескольких поколе­ний подобные охранные функции вдоль караванных маршрутов.

Объединению арабских племен в наднациональную общность и ускорению образования раннего государства способствовало возникновение новой монотеистической религии – ислама. Ее основателем стал сын торговца из г. Мекки Мухаммад (570-632). Объединив вначале племена двух соперничавших городов – Мекки и Ясриба (Медины) – под своей властью, Мухаммад повел борьбу за сплочение всех арабов в новую полугосударственную-полурелигиозную общину (умму). Это привлекло в сторонники новой религии и новой организации широкие социальные слои, недовольные доминированием племенной аристократии. В начале 630-х гг. значительная часть Аравийского полуострова признала власть и авторитет Мухаммада. Под его началом сложилось своеобразное протогосударство с духовной и политической одновременно властью пророка, опиравшегося на военные и административные полномочия новых сторонников – мухаджиров.