Файл: концепции воспитания1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2020

Просмотров: 478

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нельзя не согласиться, что воспитательное пространство — это единая пространственно-временная форма бытия участников воспитания. Однако проектируемое далее авторами «преобразование» воспитательного пространства в «фактор интегративного влияния на процесс воспитания личности» вызывает наше несогласие, так как помещает новое понятие в старый ракурс действующих на личность извне систем и технологий. Думается, что интегративная функция воспитательного пространства состоит не в том, чтобы усилить воздействие на личность, а в том, чтобы интегрировать личность в культуру, создать культуросообразную среду воспитания, раскрыть поле выборов культурных образцов и смыслов жизни. Воспитательное пространство — это не только внешняя среда, но и духовное пространство личностей ученика и учителя, интегрированных в эту среду.

Итак, воспитательное пространство — это пространство культуры, питающее развитие личности. В нём представлен весь универсум ценностей культуры и культурных форм жизни. Это пространство социальных, культурных, жизненных выборов и самореализации личности, самоосуществление которой происходит в различных воспитательных средах, преднамеренно создаваемых в воспитательном пространстве (академическая среда, клубная, среда творческих мастерских и др.). Воспитательные среды обслуживают мир детства.

Мир детства

Педагогическая действительность может быть понята более глубоко, если рассматривать её как состоящую из различных миров: мира образования, мира культуры, мира социальности, мира информации и т.д., мира взрослых людей и мира детства.

Думается, что отношение к миру детства является разграничительным моментом социоориентированных и гуманистических воспитательных концепций.

В социоориентированных концепциях детство не имеет самостоятельного значения, оно рассматривается как подготовительный этап жизни, вследствие чего и воспитанию придаётся функция подготовки к жизни путём формирования определённых знаний, умений, навыков, мировоззренческих установок.

В гуманистических же концепциях детство наполнено особыми духовными смыслами, переживаниями, свободно избираемыми формами проживания жизни и самопроявления личности. В современных концепциях воспитания обозначилось новое понимание феноменов детства.

По мнению Ш.А. Амонашвили, феноменами мира детства являются три страсти: к развитию, взрослению, свободе.

Безусловным феноменом развития личности в детстве является «слой детского сознания». Этим термином мы обозначаем способность детей отражать мир, радуясь ему, в мажорных тонах, ярких красках, доверять ему, проявлять особую сензитивность к добру, красоте, творчеству, наивно и искренне верить во всё хорошее. Поэтому необходимо охранительное отношение к детству. Главная задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы сохранить мир детства в целости и неприкосновенности и помочь ребёнку прожить его в радости и полноте устремлений. Не менее важная задача — обеспечить постепенный и безболезненный переход ребёнка из мира детства во взрослый мир, из мира его собственной природы в мир социальности и культуры.


В психолого-педагогической литературе имеются попытки по-новому описать мир детства, но целостной концепции развития личности в детстве, основанной на идеях гуманно-личностного подхода и достижениях всех наук, изучающих ребёнка, ещё не создано. Может быть, поэтому в современных концепциях воспитания личность ребёнка представлена бедно, односторонне, несмотря на декларацию таких целей воспитания, как её всестороннее и разностороннее развитие.

Личностно-ориентированные воспитательные процессы и содержание воспитания

Главное назначение воспитания состоит в том, чтобы помочь самоосуществлению человека, становлению его индивидуального личностного образа. Нельзя не согласиться с К. Ясперсом, который отмечает, что в лучшие свои времена воспитание всегда было «возможностью стать в историческом континууме человеком в самобытии».

Раздумывая над этим, мы пришли к убеждению, что целостное гуманистическое воспитание должно быть ориентировано на личностный образ ребёнка как человека культуры, гражданина, нравственной личности. Системообразующей компонентой в этой триаде является «человек культуры», ибо в образе человека культуры воплощено всё наиболее ценное, что характеризует человека как макрокосм и микрокосм, как ценность, как личность. Соответственно этому основными воспитательными процессами в системе гуманистического личност-но-ориентированного воспитания становятся:

  • культурная идентификация, т.е. востребование культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлежности ребёнка к определённой культуре и оказание помощи в обретении им черт человека культуры;

  • духовно-нравственное развитие личности, т.е. овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы нравственных регулятивов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение;

  • социализация, т.е. вхождение ребёнка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности и жизнетворчества, развитие его духовных и практических потребностей, формирование его «концепции жизни», осуществление жизненного самоопределения;

  • индивидуализация, т.е. поддержка индивидуальности, самобытности личности, развитие её творческого потенциала, становление личностного образа ребёнка. Чтобы личностный образ ребёнка состоялся, его жизнь должна отличаться историзмом, культурной событийностью, духовной целостностью.

Содержание воспитания — это востребуемый в жизненных событиях и воспитательных процессах субъектный опыт личности, компонентами которого являются ценности и смыслы, умения и способности, социальные навыки и способы поведения, переживания и нравственные выборы и др.


В процессе воспитания содержание субъектного опыта оценивается, преобразуется, приводится в соответствие с общественным опытом, наполняется новыми компонентами. Из этого следует, что содержание личностно-ориентированного воспитания не может быть регламентировано. По мере развития детей оно насыщается новыми проблемами детской жизни, жизненными и воспитательными ситуациями, востребующими все более сложные компоненты общественного и личного опыта. При этом важно, чтобы элементы опыта, составляющие содержание воспитания, имели опережающий характер, обеспечивали вхождение ребёнка в зону ближайшего социокультурного развития.

Для этого необходима разработка технологии психологического сопровождения и педагогической поддержки истории становления личностного образа ученика. Это и есть основной метод, или технология, гуманистического личностно-ориентированного воспитания. Это комплексный метод, предполагающий монографическое изучение истории и узловых событий жизни ребёнка, педагогическую интерпретацию индивидуальных особенностей его личности, эмпатическое принятие ученика таким, какой он есть, совместное с ним проектирование этапов его дальнейшего развития, адаптацию воспитательных средств к характеру ребёнка, вовлечение его в педагогические и жизненные события, раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития и самостроительства своего самобытного личностного образа.

Вариативное поле воспитательных стратегий

Технология психологического сопровождения и педагогической поддержки личности ученика в воспитательном процессе лежит в основе современных стратегий личностно-ориентированного воспитания. В ходе освоения идей гуманистической педагогики в образовательном пространстве возникло вариативное поле личностно-ориентированных стратегий воспитания. Их общими компонентами являются: диагностика личностного развития детей, выявление их жизненных, экзистенциальных проблем; создание (в сотрудничестве с детьми) культуросообразной среды их жизнедеятельности, в которой возможно разрешение этих проблем; организация коллективного и индивидуального жизнетворчества, обучение детей технологиям жизни, «окультуривание» их субъектного опыта, педагогическая поддержка в ценностно-смысловом самоопределении и позитивном самоизменении своего личностного образа и жизненной среды.

Различие же состоит в выборе базовых ценностей и основного воспитательного процесса, на реализацию и педагогическое обеспечение которого направлена стратегия. По этому признаку нами выделены следующие воспитательные стратегии: «Воспитание жизнетворчеством», «Школа культуры», «Социоориентированное воспитание», «Адаптивное воспитание», «Здоровьетворящее воспитание» и др. Разнообразие воспитательных стратегий указывает на то, что личностно-ориентированное воспитание развивается по законам самоорганизации. Это самоорганизуемый воспитательный процесс, стратегия которого основывается на методологии гуманистической педагогики и педагогическом проектировании целостного культурно-воспитательного пространства как жизнедеятельной среды мира детства, где каждый ребёнок получает социальную, психологическую и педагогическую поддержку в решении своих жизненных проблем, обретении ценностей и смыслов жизни, творческого саморазвития своей индивидуальности, своего личностного образа.


Выводы

Анализ концепций современного воспитания позволяет утверждать, что гуманистическое личностно-ориентированное воспитание — это процесс, который «встраивается» в жизнь ребёнка, а не надстраивается над ней. Поэтому объяснить его, используя понятия традиционной педагогической теории, где сущность воспитания раскрывается как «воздействие», «формирование личности», «создание условий для развития» и т.п., невозможно, так как эти понятия указывают на преднамеренный, насильственный характер педагогических действий и условий, которые воспитатель как бы надстраивает над реальной жизнью детей. Суть же личностно-ориентированного воспитания состоит в том, чтобы отнестись к ребёнку как к субъекту жизни и помочь ему в решении жизненных проблем.

феноменологический анализ проблем воспитания надо начинать с тех процессов, которые происходят с ребёнком в реальной жизни, включаясь в которые он обретает свойства субъектности. Это — жизнетворчество, культурная идентификация, выбор ценностей, личностных смыслов и моделей поведения, самоопределение, поиск себя, своей индивидуальности, своего личностного образа и др. Психологическое сопровождение и педагогическая поддержка этих процессов и выражают существо гуманистической позиции педагога в воспитании.

Все это достаточно новые, ещё не вошедшие в оборот понятия и положения педагогической теории, но они уже бытуют в пространстве личностно-ориентированного воспитания и требуют дальнейшей теоретической проработки. Перед педагогикой стоит фундаментальная задача — создание целостной личностно-ориентированной теории гуманистического воспитания, основанной на достижениях наук о человеке, обществе, культуре и имеющей собственный строй педагогических понятий, отражающих новые реалии в современном мире.

Мы полагаем, что новое педагогическое знание должно иметь в своей основе несколько блоков понятий.

1-й блок — объединяет понятия, с помощью которых в концепциях раскрывается сущность современного воспитания:

ценности, смыслу, цели, принципы, процесс гуманистического воспитания;

2-й блок — включает понятия, характеризующие современную педагогическую реальность (действительность): воспитательное пространство, среда воспитания, мир детства;

3-й блок — включает понятия, характеризующие взаимодействие участников воспитательного процесса: субъект и объект, личность, личностный смысл, личностный образ, личностно-смысловое развитие, духовность, воспитанность, межличностное взаимодействие, воспитательные взаимоотношения и др.;

4-й блок — понятия, необходимые для характеристики базовых воспитательных процессов: социализация, культурная идентификация, индивидуализация, жизнетворчество, сотрудничество, духовно-нравственное развитие личности.


Представляя указанные блоки понятий, мы не претендуем на их окончательную полноту. Несомненно, что по мере развития гуманистических воззрений и становления целостной теории гуманистического воспитания будут возникать новые понятия, с помощью которых педагогика будет глубже отражать его сущность, выявлять и описывать закономерные связи между его феноменами.

10