ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2020
Просмотров: 285
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Важность процесса познания в жизни человека
Роль детства в становлении человека
Неразрывная связь человека и природы
Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник
Черствое и бездушное отношение к человеку
Человек и история. Роль личности в истории
Человек и искусство. Воздействие искусства на человека
Сострадание, чуткость и милосердие
Самопожертвование во имя любви к ближнему
Роль примера. Воспитание человека
Ответственность человека за жизни окружающих
Человек и история. Роль личности в истории
Л. Н. Толстой. «Война и мир».
Одна
из центральных проблем романа – роль
личности в истории. Эта проблема
раскрывается в образах Кутузова и
Наполеона. Писатель считает, что нет
величия там, где нет добра и простоты.
По мнению Толстого, влиять на ход истории
может личность, интересы которой
совпадают с интересами народа. Кутузов
понимал настроения, желания масс, поэтому
был велик. Наполеон думает лишь о своём
величии, потому обречен на поражение.
И.
Тургенев. «Записки охотника».
Люди,
прочитав светлые, яркие рассказы о
крестьянах, поняли, что безнравственно
владеть людьми как скотом. В стране
началось широкое движение за отмену
крепостного права.
Шолохов
«Судьба человека»
После войны
многих советских солдат, которые попали
во вражеский плен, осудили как предателей
родины. Рассказ М. Шолохова «Судьба
человека», в котором показывается
горькая доля солдата, заставил общество
по-другому взглянуть на трагическую
судьбу военнопленных. Был принят закон
об их реабилитации.
Человек и искусство. Воздействие искусства на человека
А. И. Куприн. «Гранатовый браслет».
Автор
утверждает, что нет ничего постоянного,
все временное, все проходит и уходит.
Только музыка и любовь утверждают
истинные ценности на земле.
Фонвизин
«Недоросль».
Говорят, что многие
дворянские дети, узнав себя в образе
бездельника Митрофанушки, пережили
подлинное перерождение: стали прилежно
учиться, много читать и выросли достойными
сынами отчизны.
Человек и власть
Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький
принц".
Там пример справедливой
власти: "Но он был очень добр, а потому
отдавал только разумные приказания.
"Если я повелю своему генералу
обернуться морской чайкой, - говаривал
он, - и если генерал не выполнит приказа,
это будет не его вина, а моя".
Сострадание, чуткость и милосердие
Астафьев «Людочка»
В эпизоде с
умирающим человеком, когда все от него
отошли, лишь Людочка его пожалела. А
после его смерти все только делали вид,
что им его жалко, все кроме Людочки.
Приговор обществу, в котором люди лишены
человеческого тепла.
М. Шолохов
«Судьба человека».
В рассказе
повествуется о трагической судьбе
солдата, который во время войны потерял
всех родных. Однажды он встретил
мальчика-сироту и решил назваться его
отцом. Этот поступок говорит о том, что
любовь и желание делать добро дают
человеку силы для жизни, силы для того,
чтобы противостоять судьбе.
В.
Гюго «Отверженные».
Писатель в
романе рассказывает историю вора.
Переночевав в доме епископа, утром этот
вор украл у него серебряную посуду. Но
через час полиция задержала преступника
и доставила его в дом, где ему дали
ночлег. Священник сказал, что этот
человек ничего не воровал, что все вещи
он взял с разрешения хозяина. Вор,
пораженный услышанным, в одну минут
пережил подлинное перерождение, и после
этого он стал честным человеком.
Самопожертвование во имя любви к ближнему
Б. Васильев «Летят мои кони».
Доктор
Янсен погиб, спасая детей, провалившихся
в канализационную яму. Человека, которого
и при жизни почитали как святого, хоронил
весь город.
Роль примера. Воспитание человека
В. П. Астафьев. «Конь с розовой
гривой».
Трудные предвоенные годы
сибирской деревни. Формирование личности
героя под влиянием доброты бабушки и
деда.
В. Г Распутин «Уроки
французского».
Формирование
личности главного героя в трудные
военные годы. Роль учительницы, её
душевной щедрости в жизни мальчика.
Жажда знаний, нравственная стойкость,
чувство собственного достоинства героя
повести.
Отцы и дети
И С. Тургенев. «Отцы и дети».
Классическое
произведение, в котором показана проблема
непонимания между старшим и младшим
поколениями. Евгений Базаров чувствует
себя чужим и старшим Кирсановым, и своим
родителям. И, хотя по собственному
признанию, любит их, своим отношением
приносит им огорчения.
Л. Н.
Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество»,
«Юность».
Стремясь познать мир,
стать взрослым, Николенька Иртенев
постепенно познает мир, понимает, что
многое в нём несовершенно, сталкивается
с непониманием старших, сам порой обижает
их (главы «Классы», «Наталья Савишна»)
К.
Г. Паустовский «Телеграмма».
Девушка
Настя, Живя в Ленинграде получает
телеграмму о том, что её мать больна, но
дела, которые кажутся ей важными, не
позволяют её поехать к матери. Когда же
она, осознав величину возможной потери,
приезжает в деревню, оказывается слишком
поздно: матери уже нет…
Ответственность человека за жизни окружающих
Н. Толстой. «Война и мир».
Образы
Кутузова, Наполеона, Александра I.
Человек, осознающий ответственность
перед родиной, людьми, умеющий в нужный
момент понять их, истинно велик. Таков
Кутузов, таковы простые люди в романе,
которые без высоких фраз выполняют свой
долг.
А. Куприн. «Чудесный
доктор».
Человек, измученный
нищетой, готов в отчаянно покончить
жизнь самоубийством, но с ним заговаривает
оказавшийся рядом известный доктор
Пирогов. Он
помогает несчастному, и
с этого момента его жизнь и жизнь его
семьи изменяется самым счастливым
образом. Эта история красноречиво
говорит о том, что поступок одного
человека может повлиять на судьбы других
людей.
Научный прогресс и нравственные качества человека
А. С. Грибоедов. «Горе от ума»
М.
Булгаков. «Собачье сердце»
Доктор
Преображенский превращает пса в человека.
Ученым движет жажда познания, стремление
изменить природу. Но порой прогресс
оборачивается страшными последствиями:
двуногое существо с «собачьим сердцем»
- это еще не человек, потому что нет в
нем души, нет любви, чести, благородства.
Любовь к родине
Ю. Г. Оксман «Поимка поручика
Сухинова».
Известный писатель
рассказал историю декабриста Сухинова,
который после разгрома восстания смог
скрыться от полицейских ищеек и после
мучительных скитаний, наконец, выбрался
к границе. Еще минута – и он обретет
свободу. Но беглец посмотрел на поле,
лес, небо и понял, что не сможет жить на
чужбине, вдали от родины. Он сдался
полиции, его заковали в кандалы и
отправили на каторгу.
А.С.Пушкин
«К Чаадаеву».
В дружеском послании
“К Чаадаеву” звучит пламенный призыв
поэта Отчизне посвятить “души прекрасные
порывы”.
«Слово о полку
Игореве».
Ярко выражена любовь
автора к родной Русской земли. Его
волновало будущее. Он с гордостью
рассказал нам о защитнике родины. Красиво
описал природу. Солнечное затмение.
Именно Русская земля стала главным
героем его произведения.
Стихотворения
Есенина, Блока, Лермонтова.
Историческая память
А. Чехов. «Вишневый сад».
Надменный
лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый
сад» не помнит своей матери и мечтает
поскорее уехать в Париж. Он – живое
воплощение беспамятства.
И. С.
Тургенев. «Отцы и дети».
Базаров,
который пренебрежительно относится к
«старичкам», отрицает их нравственные
устои, умирает от пустяковой царапины.
И этот драматический финал показывает
безжизненность тех, кто оторвался от
«почвы», от традиций свое го народа.