Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты сущности бухгалтерской отчетности и требований к ее оформлению
1.1. Сущность, значение и задачи бухгалтерской отчетности
1.2. Требования к оформлению бухгалтерской отчетности
Глава 2. Бухгалтерский баланс как основная форма отчетности
2.1. Экономическая концепция бухгалтерского баланса
2.2. Строение бухгалтерского баланса и требования к его достоверности
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию бухгалтерской отчетности
3.1. Совершенствование нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности в России
3.2. Совершенствование бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями МСФО
Достоверность относится к главным параметрам, благодаря которым отчетная информация, содержащаяся в бухгалтерском балансе, становится полезной при принятии решений. Достоверность является важнейшим признаком качества учетной информации, гарантирующим ее пользователям не только объективное описание и приемлемое отражение тех событий, которые она должна представлять, но и отсутствие существенных ошибок и отклонений финансовой информации. На достоверность информации, предоставляемой в бухгалтерских отчетах, оказывают влияние многие существенные факторы.
Для обеспечения достоверности требуется, чтобы информация отражала именно те явления, для описания которых она предназначена. Должно предусматриваться точное указание методов учета, а также процедур учета и оценки, для того чтобы пользователи могли правильно принимать назначение предоставляемой информации и суть используемых процедур учета и оценки.
Иногда операции и события, представленные в бухгалтерских балансах, допускают различное толкование. Их можно рассматривать с точки зрения юридической формы (поскольку большинство операций и событий являются по своему характеру договорными) или с экономической стороны существа явления. Предприятиям в своих отчетах следует особо выделять экономическое содержание операций и событий, даже если юридическая форма отличается от экономического содержания и предполагает иную оценку данного явления.
Информация должна быть объективной по отношению к различным пользователям. Хотя бухгалтерские балансы публикуются в целях предоставления информации для оказания помощи в процессе принятия решений, сама их структура не должна влиять на выбор решения или предопределять какой-либо результат.
При оценке достоверности информации, представленной в бухгалтерской отчетности, необходимо учитывать факторы неопределенности. Хотя эти отчеты основываются на событиях, имеющих место в прошлом, смысл многих из этих событий раскрывается только при их рассмотрении с точки зрения последствий для будущего. В момент подготовки отчетов точно определить эти последствия невозможно. Поэтому составителям бухгалтерских отчетов при оценке этих последствий необходимо проявлять осмотрительность.
Информация в финансовой отчетности должна быть полная с учетом существенности и затрат на ее получение. Данное качество информации необходимо рассматривать во взаимосвязи с принципом уместности информации: не следует добиваться отражения в отчетности максимального объема информации о предприятии, если более половины данных не являются уместными (несущественны либо по своему характеру не должны отражаться в финансовой отчетности).
Предоставление надежной и уместной информации на практике наталкивается на ограничения, связанные со своевременностью предоставления информации и балансом между затратами на получение информации и выгодами от ее представления в отчетности. Информация, являющаяся важной и существенной, может потерять свою уместность в случае неоправданной задержки в ее представлении. Данные об операции или событии, содержащихся в бухгалтерских отчетах, могут быть проверены в том случае, если авторитетные и независимые аудиторы согласятся с тем, что они с разумной степенью точности соответствуют основным операциям и событиям.
Сопоставимость позволяет пользователям проводить как динамический, так и структурный анализ. Сопоставление бухгалтерских балансов в сопоставимых единицах дает возможность исследовать коммерческую деятельность различных предприятий или одного и того же предприятия за определенный период.
Достоверность означает не только отсутствие в отчетности намеренно искаженной информации, но и включение в нее данных, в отношении которых существует значительная неопределенность. Например, отражение в балансе предприятий в качестве активов затрат на исследования и разработки, результат которых на момент составления отчетности неясен, не будет являться достоверной информацией об активах этого предприятия. С другой стороны, раскрытие такой информации в пояснениях к отчетности, в случае ее существенности, может явиться необходимым условием достоверного представления информации в отчетности предприятия. Таким образом, достоверность информации обеспечивается не только представлением в отчетности фактов и сделок, которые действительно имели место, но и надлежащим отражением этих факторов и сделок в финансовой отчетности.
Выверка сальдо на счетах является важной процедурой, обеспечивающей достоверность отчетного бухгалтерского баланса. Правильность сальдо, подсчитанного на отдельных счетах, подтверждаются [16, с. 22]:
- проведением инвентаризации имущества и отражением на счетах выявленных отклонений;
- сверкой взаимных расчетов по обязательствам других лиц и по обязательствам перед другими лицами, отражением на счетах уточненной суммы обязательства или начисления соответствующего оценочного резерва;
- уточнением и закрытием сальдо тех счетов, которые по правилам бухгалтерского учета должны быть закрыты на отчетную дату;
- сопоставлением оборотов и сальдо по счетам аналитического учета с оборотом и сальдо по соответствующему синтетическому счету.
Выверка сальдо на счетах, особенно инвентаризация и сверка расчетов, весьма трудоемки, поэтому их приводят в основном перед составлением годового бухгалтерского баланса. Промежуточные (квартальные и месячные) отчетные балансы не предполагают полного объема работ по выверке сальдо на счетах.
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию бухгалтерской отчетности
3.1. Совершенствование нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности в России
В Российской Федерации бухгалтерский учет регламентируется нормативно-правовыми документами, имеющими юридический статус. Некоторые из них обязательны к применению, а другие носят только рекомендательный характер. От знания нормативно-правовой базы бухгалтерского учета зависит достоверность бухгалтерской отчетности и, следовательно, успех организации. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета - это совокупность законодательных, нормативно-правовых актов и других документов, относящихся к финансовому учету.
В последние годы проделана большая работа по разработке и совершенствованию нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Для того чтобы обеспечить построение реально действующей, а не формальной системы нормативных актов, необходимо предусмотреть не только количество уровней регулирования и порядок утверждения нормативно-правовых актов, но также принципы образования их содержания и характер обязательности исполнения.
Бухгалтерский учет в РФ регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ, в котором изложены основные определения, объекты бухгалтерского учета, особенности организации ведения бухгалтерского учета, требования, предъявляемые к главному бухгалтеру. Данный закон также устанавливает перечень первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, необходимых для ведения бухгалтерского учета в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ.
Федеральный закон определяет состав, порядок предоставления и требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный период.
В последнее время в РФ ведется активная работа по совершенствованию бухгалтерского учета. Однако, совершенствование бухгалтерского учета за счет разработки отдельных стандартов не в полной мере адекватно потребностям реформирования, так как в ряде случаев изданные стандарты идут в противоречие Закону о бухгалтерском учете, что значительно затрудняет их использование практикующими бухгалтерами. Особую актуальность приобретает необходимость гармонизации стандартов по бухгалтерскому учету доходов и расходов, а также отдельных видов активов и обязательств и Налогового кодекса РФ.
Налоговый кодекс РФ не прямо, а косвенно контролирует бухучет и, в соотношении своего статуса, включается в состав документов первого уровня системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета, но одновременно стандарты входят в состав второго и третьего уровней системы нормативно-правового регулирования.
Можно сказать, что необходимым условием гармонизации бухгалтерского и налогового законодательства будет сопоставление правил учета доходов и расходов учреждений, а также отдельных видов активов и обязательств в связи с требованиями налогового законодательства РФ.
Согласно Приказу Министерства Финансов РФ от 28.12.2015 «О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Минфина РФ» на территории РФ вводятся в действие 40 стандартов и 26 разъяснений. Данные стандарты официально опубликованы 09.02.2016 г. Первым стандартом является Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Настоящий стандарт устанавливает основы представления финансовой отчетности общего назначения с тем, чтобы обеспечить сопоставимость финансовой отчетности организации с ее финансовой отчетностью за предыдущие периоды, а также с финансовой отчетностью других организаций. В нем излагаются общие требования по представлению финансовой отчетности, указания по ее структуре и минимальные требования к ее содержанию. В настоящее время на территории Российской Федерации признаны 70 документов МСФО: 43 стандарта, 26 разъяснений и «Концептуальные основы финансовой отчетности».
Основные направления совершенствования нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности в России [11, с. 32]:
- обеспечение открытости, ясности и полезности финансовой отчетности для заинтересованных пользователей, а также для иностранных инвесторов. При этом необходимо использовать МСФО в качестве основы для разработки положений и других нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету для конкретных условий рыночной экономики, что отвечает требованию Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года по части усиления прозрачности ведения бизнеса;
- приоритизация экономического содержания фактов хозяйственной деятельности над их юридической формой при составлении бухгалтерской отчетности. Это связано с тем, что отставание российского законодательства требует установления отдельных правил бухгалтерского учета, не в полной мере опирающихся на правовые нормы, и в большей степени - на реальные экономические факты и операции;
- завершение формирования модели взаимодействия систем бухгалтерского и налогового учета. Существующая тенденция разделения бухгалтерского учета и налогового учета должна быть преодолена путем принятия изменений в Налоговом кодексе Российской Федерации и разработке необходимых корректировок процедур бухгалтерского учета для целей налогообложения. Система налогового учета должна стать более привязанной к регистрам бухгалтерского учета.
Россия активно участвует в процессе мировой экономической интеграции как на государственном уровне, так и на уровне подотраслей, организаций и предприятий. Сегодня основным достижением в развитии бухгалтерского учета и отчетности является то, что многие компании стали переходить на применение МСФО в своей деятельности.
3.2. Совершенствование бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями МСФО
Мировые процессы экономического сближения на уровне отдельных государств и интеграционные процессы в мировом хозяйстве в целом являются основой глобализации, которая охватывает на данном этапе экономического развития разнообразные стороны мирового сообщества современности. В связи с этими процессами увеличивается роль и значение бухгалтерского учета, который является коммуникационным инструментом, передающим экономическую информацию о субъекте хозяйственной деятельности.