Файл: Налогу на прибыль для кредитных организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 Глава 1. Теоретические основы порядка определения налоговой базы по налогу на прибыль для кредитных организаций.

1.1. История возникновения налога на прибыль в налоговой системе РФ.

1.2 Определение кредитной организации.

1.3 Налогообложение кредитных организаций.

1.4 Налоговая база налога на прибыль кредитных организаций.

Глава 2. Анализ поступления налога на прибыль в бюджет РФ.

2.1 Анализ поступления налогов в Федеральный бюджет РФ.

2.2. Совершенствование налогообложения банков

3 . ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3. 1. Роль налогов в банковской системе

3.2  Доходы и расходы, относимые непосредственно на финансовые результаты деятельности банка

3.4. Налог на добавленную стоимость и его применение

3.5. Налогообложение банковских операций с ценными бумагами

3.6. Особенности налогообложения имущества банков

3.7. Другие виды налогов

Заключение

Библиография

Приложения

Введение

Все организации финансового сектора экономики являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и выступают в качестве налогоплательщика или налогового агента. Кроме того, отдельные категории участников – кредитные организации – выполняют обязанности платежных посредников, что накладывает на них особую ответственность. Актуальность данной темы обусловлена тем, что от построения экономически целесообразной налоговой системы в отношении кредитных организаций зависит бесперебойное и эффективное функционирование всех государственных органов, учреждений, предприятий и развитие экономики в целом.

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли на основании лицензии ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные ФЗ «О банках и банковской деятельности».

В связи с возрастающей ролью банковской системы региона в обслуживании экономических субъектов, расширением внешнеэкономических и межрегиональных связей, продолжающимся процессом становления и ликвидации отдельных коммерческих банков возрастает роль и значение анализа финансового состояния банка, составной частью которого выступает анализ доходов и расходов коммерческого банка. Российские банки вынуждены работать в условиях повышенных рисков, чаще чем их зарубежные партнеры оказываются в кризисных ситуациях. Прежде всего это связано с недостаточной оценкой собственного финансового положения, доходов и расходов, надежности и устойчивости обслуживаемых клиентов. Зарубежные методики анализа доходов и расходов банка в условиях России практически неприменимы или недостаточно эффективны, поскольку существуют определенные противоречия между российской системой ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности и используемыми в западных странах системами. В отечественной практике анализа банковской деятельности также не существуют единые методические рекомендации, банки и территориальные подразделения ЦБ РФ ориентированы на собственные разработки и основные показатели, установленные Центробанком в виде обязательных рекомендаций и нормативов. Поэтому для российских банков весьма актуален вопрос разработки и применения эффективных методов анализа доходов и расходов, соответствующих местным условиям.

Учитывая важность выбранной темы в курсовой работе рассмотрено значение анализа расходов и доходов банка, указаны основные методики, применяемые отечественными банками для анализа указанных составляющих, определены их преимущества и недостатки.


Как отмечено выше анализ доходов и расходов банка выступает основной составляющей финансового состояния банка. При описании конкретных методик, сознательно оставляет в стороне вопросы оценки прибыльности и рентабельности коммерческих банков, сосредотачивая анализ исключительно на рассмотрении доходных и расходных статей с целью показать значение и определяющую роль данных показателей.

Согласно законодательству, кредитные организации будут юридическими лицами, при налогообложении к ним, применяются установленные законодательством РФ о налогах и сборах общие правила обложения юридических лиц. В отдельных случаях налоговым законодательством для банков учтены особенности осуществляемой ими предпринимательской деятельности по оказанию клиентам банковских услуг.

В РФ юридическими лицами (организациями) уплачивается довольно большая группа налогов. В наибольшей степени важные из них: налог на прибыль организаций; налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на имущество организаций; налог на операции с ценными бумагами; транспортный налог; единый социальный налог; налог на добычу полезных ископаемых и ряд других.

Правовой основой налогообложения кредитных организаций будут нормы налогового законодательства России, определяемые:

1. Конституцией РФ.

2. Нормами международного права и международными договорами РФ.

3. Специальным налоговым законодательством РФ (в НК РФ оно именуется «законодательством о налогах и сборах»), включает следующие элементы:

а) федеральное законодательство о налогах и сборах (или законодательство о налогах и сборах РФ), включающее: НК РФ; иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах;

б) региональное законодательство о налогах и сборах в т.ч.: законы субъектов РФ; иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ;

в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;

4. Общее налоговое законодательство (иные ФЗ, содержащие нормы налогового права).

5. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам:

  1. акты органов общей компетенции, в т.ч.:

а) указы Президента РФ;

б) постановления Правительства РФ;

в) подзаконные нормативные акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;

г) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые исполнительными органами местного самоуправления;


  1. акты органов специальной компетенции, в т.ч. ведомственные подзаконные нормативные акты по вопросам, связанные с налогообложением и сборам органов специальной компетенции, издание прямо предусмотрено НК РФ.

6. Решениями Конституционного Суда РФ.

Порядок уплаты кредитными организациями налогов регламентируется положениями глав части второй НК РФ, а до их принятия регулировался ФЗ о конкретном налоге:

  1. например, в настоящее время налог на прибыль организаций установлен положениями главы 25 («Налог на прибыль организаций») части второй НК РФ, а также еще действующими положениями Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.1991 № 2116. До 1 января 2002 года взимание налога осуществлялось в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с упомянутым Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций»;
  2. единый социальный налог вообще будет относительно новым для российской системы налогов федеральным налогом. Стоит заметить, что он установлен с 1 января 2001 года главой 24 («Единый социальный налог») части второй НК РФ применяется с учетом изменений, внесенных в часть вторую НК РФ, в отдельные законодательные акты РФ, а также другие федеральные законы в области социального обеспечения граждан, в частности ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ. ЕСН заменил собой существовавшие ранее взносы в государственные социальные внебюджетные фонды.

 Глава 1. Теоретические основы порядка определения налоговой базы по налогу на прибыль для кредитных организаций.

1.1. История возникновения налога на прибыль в налоговой системе РФ.

Говорить о современной форме налога на прибыль предприятий и организаций, о его положительных качествах и недостатках, о его значении для бюджетной системы РФ нельзя, не имея представления об истории происхождения данного налога и о его развитии в нашем государстве.

Его становление связано с эволюцией налогов в сфере предпринимательской деятельности и в целом прямого налогообложения. Фундамент для развития прямого налогообложения был заложен еще на начальных стадиях существования государственности. И, хотя в это время государство еще не имеет финансового аппарата для установления и сбора налогов, оно уже определяет общую сумму средств, которую необходимо получить, а саму функцию сбора налогов делегирует городам и общинам.


В период от зарождения Русского государства в IX в. до усиления Московского княжества в XIV в. налогообложение предприятий еще не выделялось в отдельный вид, так как фактически отсутствовала прослойка населения, занимающегося исключительно ремеслом, следовательно, и прототипы налога на прибыль выделить еще сложно.

В XVII в. устанавливаются порядок и определенная финансовая дисциплина, появляется первый непосредственный прототип налога на прибыль: с городских обывателей, представлявших собой преимущественно торговый и промышленный класс, взимается определенная часть доходов – «5-я, 10-я, 20-я деньга».

В 1721 г. Петр Великий разделил городских обывателей на гильдии. В этот период купечество облагалось подушной податью и на него возлагались еще различные сборы с некоторых промыслов.

Впервые предприняла попытку организовать предпринимателей как единый класс налогоплательщиков императрица Екатерина II. Манифестом 1775 г. ею был введен гильдейский сбор, который отменил все существовавшие ранее сборы.

Гильдейский сбор представлял собой налог с капитала и возлагался на купечество. В качестве критерия оценки состоятельности предпринимателя впервые был положен оборот капиталов.

В XIX в., когда произошло сильное развитие русской промышленности и параллельно с ним увеличение государственных расходов, появилась необходимость в поиске новых, отвечающих реальным условиям, подходов к обложению предпринимательского слоя [18, C.216].

В 1818 г. в России появляется первый крупный труд в области теории налогообложения - "Опыт теории налогов" Николая Тургенева. В нем формулируется фундаментальное положение, которое заложило основу для дальнейшего развития отечественной теории и практики налогообложения прибыли.

Результатом развития данного подхода становится утверждение в 1863 г. Положения о пошлинах за право торговли и других промыслов.

Согласно данному Положению, для получения права заниматься торговой или промышленной деятельностью предпринимателям было необходимо ежегодно приобретать свидетельства или билеты - своеобразные разрешения на право осуществления торговли и промыслов, плата за которые зачислялась в бюджет.

В 1885 г. были приняты Правила "Об обложении торговых и промышленных предприятий дополнительным сбором (процентным и раскладочным)", которыми вносились изменения в существующий промысловый налог. Введение дополнительного промыслового налога несло цель достижения большей справедливости промыслового обложения.


В 1898 г. на предприятия, не обязанные публичной властью, начинает возлагаться требование представления заявлений установленной формы, напоминавшей декларацию о доходах. Но, невзирая на все эти преобразования, промысловое обложение по-прежнему продолжало быть несовершенным. Однако, несмотря на все недостатки существовавшей системы промыслового налогообложения, они не сказывались на его доходности, которая сильно возросла в период с 1863 по 1895 г. - с 6 млн. руб. до 43 млн. руб.

8 июня 1898 г. был утвержден и введен в действие с 1 января 1899 г. проект Положения "О государственном промысловом налоге", который просуществовал вплоть до революции 1917 г. Согласно данному проекту на каждое промышленное предприятие, торговое заведение, пароход должны были выдаваться промысловые свидетельства. Основой для расчета налога служил нормальный доход, который, исходя из предположения обычного правильного образа действий, должен был быть получен от промыслового капитала.

Отличительной особенностью налогообложения в первые годы советской власти стали отказ от налоговой политики, существовавшей ранее, и замена разработанного ранее механизма стихийным налогообложением. По отношению к налогообложению предприятий был вновь восстановлен разработанный в конце XIX в. промысловый налог. Он был утвержден 26 июля 1921 г. Положением "О промысловом налоге".

К 1928 г. поступления по промысловому налогу давали около одной трети всех налоговых поступлений государства. Промысловый налог являлся сильным орудием классовой политики в руках советской власти, так как "усиленно облагая частные торгово-промышленные предприятия, он препятствует росту частного капитала и, наоборот, содействует росту кооперативно-социалистических форм хозяйства".

Налоговой реформой 1930 - 1932 гг. для государственных предприятий было установлено два крупных платежа: налог с оборота и отчисления от прибыли, а для кооперативных предприятий были введены налог с оборота и подоходный налог. Основные задачи налоговой реформы заключались в устранении множественности платежей в бюджет.

В период 60 - 70-х годов был предпринят ряд попыток реформирования налоговой системы СССР. Реформа предполагала шире использовать методы экономического стимулирования и установила зависимость материальных возможностей предприятий от полученных ими финансовых результатов, особенно прибыли. В первую очередь существенно изменилось распределение прибыли. Взамен одного платежа появилась плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированные платежи, взносы свободного остатка прибыли.