Файл: Проблема адаптации персонала и молодых специалистов в организации (Роль адаптации в системе управления персоналом компании).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Роль адаптации в системе управления персоналом компании.
1.2. Особенности адаптации разных категорий сотрудников
Социально-психологическая адаптация
Психофизиологическая адаптация
1.3. Мероприятия и инструменты адаптации.
Подходы к выбору адаптационных инструментов
1.4. Участники адаптационного процесса
1.6. Адаптация в новой должности (вторичная адаптация)
2.1.Исследование проблемы адаптации на предприятии ОАО «Гомельский Мотороремонтный завод»
2.2.Анализ исследования адаптации работников на предприятии ОАО «Гомельский Мотороремонтный завод»
Важно не только дать новым работникам все необходимые сведения и обучить их, но и получить от них обратную связь, проверить насколько они восприняли предоставленную информацию и приобрели необходимые навыки. Такой цели служит четвертая группа мероприятий - сдача зачетов. Конечно, звучит слово "зачет" довольно тревожно и строго, и вы можете заменить его на любое другое, подходящее по смыслу. Но суть должна остаться неизменной: нужно понять насколько успешно освоил новый сотрудник полученную для работы информацию. Это можно сделать в непринужденном разговоре, возможно в процессе наблюдения за работой нового человека, а можно и в форме зачета с билетами и практическими заданиями. Форма проверки зависит от конкретных условий, важно запланировать в программе адаптации время для контроля усвоения новыми сотрудниками наиболее важных документов и навыков.
Если работник взят с испытательным сроком, то в программу адаптации можно добавить такие процедуры как согласование плана работы на испытательный срок и контроль выполнения плана работы на испытательный срок. Физическое и социальное приспособление сотрудника к новому месту работы и профессиональная адаптация, то есть включение непосредственно в саму работу, происходят в одно время. Правильно организованное прохождение испытательного срока - залог успешной профессиональной деятельности на новом месте и адаптации в целом. Поэтому считается целесообразно предусматривать в программе адаптации мероприятия, связанные с планированием и контролем результатов испытательного срока.
Также целесообразно на предприятии проводить так называемые Дни новичков. Такие дни в компании могут проходить с разной периодичностью. Наиболее часто встречающиеся варианты - один раз в месяц или один раз в квартал. Основная цель подобного рода мероприятий - командообразование.
Часто можно встретить в организации так называемый "Комплект новичка" ("Папка нового сотрудника" или "Путеводитель по компании"). Обычно в него входят такие документы как:
• должностная инструкция, локальные нормативные документы;
• Адаптационный лист;
• Книга сотрудника;
• корпоративные памятки, положения;
• последний выпуск корпоративного издания;
• маркетинговые материалы;
• корпоративный сувенир (например, ручка, блокнот, календарь и т. п.);
• телефонный справочник предприятия.
Часть документов иногда записана на компакт-диск, к примеру, вместе с презентацией про компанию.
Первый день для нового работника компании должен быть подготовлен заблаговременно. Часто случается, что компании не обладают разработанными адаптационными инструментами и абсолютно не подготовлены к приему нового работника. Подробно разработанные программы адаптации не смогут заменят эмоциональной составляющей первого рабочего дня сотрудника на новом месте, в ходе которого он подсознательно оценивает реальное отношение к себе. Не рекомендуется назначать выход нового сотрудника на тот день, когда его непосредственный начальник находится в отпуске или командировке. Нельзя допускать, чтобы человек чувствовал себя брошенным.
Ожидая прихода нового сотрудника в компанию, желательно подготовить следующее: рабочее место (на рабочем столе и в тумбочке не должно находится посторонних вещей, оставшихся от предыдущего работника, можно на рабочий стол положить календарь, блокнот, набор канцелярских принадлежностей); "Комплект новичка", Адаптационный лист; возможно знаки приветствия от коллег: небольшая шоколадка, корпоративный сувенир и т.п.
По возможности, предупредите сотрудников этого и смежных структурных подразделений фирмы о приходе нового коллеги.
Первый рабочий день нового работника желательно начинать немного позже, к примеру, в 8.30, если вся компания работает с 8.00. Так как в это время все заинтересованные лица уже будут на своих рабочих местах, и новому сотруднику не придется проводить первые минуты в ожидании появления будущих коллег.
Важно не столько в первый же день сообщить новому сотруднику всю подробную информацию, а скорее объяснить ему, где ее можно самостоятельно найти в будущем.
Цель первого рабочего дня нового работника - вызвать у него положительное впечатление о предприятии и воодушевление к работе в нем.
Также важно не только представить новому работнику его будущих коллег, но и рассказать о новом человеке и самому коллективу. Для этого можно использовать имеющиеся коммуникационные каналы. Например, интернет-страницу про новичков, электронную рассылку, корпоративный бюллетень или газету, личное представление и т.п.
При приходе нового руководителя HR-службе имеет смысл подготовить план его знакомства с подчиненными и остальными будущими коллегами. В основном сотрудники уже сложившегося коллектива относятся к новому руководителю с некоторой осторожностью, в то время как важно, чтобы топ-менеджер с первого же своего рабочего дня пользовался уважением подчиненных. Данные о новом руководителе необходимо распространить по всем возможным каналам внутри предприятия, в ней должна быть следующая информация: образование и опыт работы; успехи и достижения в предыдущих проектах; семейное положение, хобби и т. д.; взгляды на организацию рабочего процесса.
Лучшая идея представить эти сведения в виде интервью. Другие возможности: самопрезентация, рассказ третьих лиц.
Рядовому сотруднику уделяется меньше внимания, чем руководителю, но представить его коллективу все равно важно, хотя бы в рамках его структурного подразделения.
Знакомство нового рядового работника с коллегами часто проходит по приведенному такому плану:
1. Знакомство с коллегами внутри структурного подразделения.
2. Знакомство с коллегами смежных подразделений, с которыми ему придется непосредственно взаимодействовать.
3. Знакомство с вышестоящим руководством.
При представлении новый и другой сотрудник должны обменяться такой информацией, как имя и фамилия, должность; основные задачи того и другого; вопросы, по которым они будут взаимодействовать.
Обучение в период адаптации. Виды адаптации
1. Обучение, связанное с ознакомлением с корпоративными стандартами (правилам работы с клиентами, правилам работы с корпоративной базой данных, составлению отчетности и т. д.).
2. Профессиональное обучение. Бывает, что в компанию принимают работника, у которого не имеется полного набора нужных компетенций, но он отличается очень высоким потенциалом. В таком случае для сотрдуника целесообразно спланировать нужное обучение, информация о котором будет отражена в Адаптационном листе. В таких случаях необходимо прикрепить к новому человека наставника.
3. Стажировка. Во многих организациях практикуется стажировка специалистов в смежных подразделениях, которая организуется для ускоренного вливания в должность и понимания сотрудником основных бизнес-процессов фирмы.
1.4. Участники адаптационного процесса
В удачной адаптации нового работника заинтересована в первую очередь сама компания. Это не только вопрос комфорта нового сотрудника, но и обретение эффективного и лояльного работника.
В некоторых организациях принято думать, что развитие персонала является исключительной прерогативой сотрудников HR-службы, что абсолютно неправильно.
В идеале, необходимо, чтобы со стороны компании в адаптации нового сотрудника принимали участие три стороны:
1) наставник;
2) непосредственный руководитель;
3) служба персонала.
На практике оказывается, что участие всех сторон встречается не во всех фирмах.
Изучим подробнее функции каждой из сторон, предполагая, что в компании все стороны (линейные руководители, наставники, службы персонала) учавствуют в процессе адаптации новых работников.
Служба персонала
Опыт показывает, что эффективнее всего, когда HR-служба выполняет координирующую роль в процессе адаптации, то есть разрабатывает и внедряет адаптационные инструменты, обучает руководителей и наставников их использованию, контролирует исполнение утвержденных процедур.
Задач и службы персонала по отношению к новым сотрудникам:
- участие в проведении мероприятий по адаптации, к примеру, проведение вводного инструктажа о правилах внутреннего распорядка, нормах техники безопасности, положении о коммерческой тайне и т.д.;
- подготовка "Комплекта новичка";
- эмоциональная поддержка нового сотрудника во время всего периода адаптации;
- получение обратной связи от нового работника после окончания адаптационного периода.
Линейный руководитель
Руководители подразделений - это ключевые клиенты службы персонала.
Задачи, которые стоят перед руководителем по адаптации новых работников:
1. Определение должностных обязанностей. Подготовка предложений о работе.
2. Постановка целей и задач на период испытательного срока, определение содержания работы на это время – новый сотрудник должен четко осознавать, по каким критериям его будут оценивать после окончания испытательного срока.
3. Определение наставника из числа ведущих специалистов структурного подразделения.
4. Ознакомление нового сотрудника с содержанием Адаптационного листа и разъяснение назначения запланированных мероприятий.
5. Отслеживание промежуточных результатов. Важно убрать ситуации, при которых сотрудник остается без контроля на весь испытательный срок, в конце которого фактические результаты его деятельности расходятся с запланированными. Хотя бы раз в месяц нужно проводить беседы с новым работником о том, каких успехов он смог достигнуть и с какими сложностями сталкивается. По результатам такой беседы может быть принято решение о уменьшнеии продолжительности испытательного срока.
6. Оценка выполненных заданий, проведение оценочных мероприятий для проверки приобретенных знаний при условии обучения сотрудника во время адаптационного периода.
7. Принятие решения относительно работы нового сотрудника в компании.
Наставник
Наставничество является процессом обучения, консультирования и оценки нового сотрудника более опытным работником предприятия. Важно помнить, что наставник не только помогает новому работнику адаптироваться в организации, но и развивает собственные управленческие навыки.
Действия, выполняемые наставником в адаптационном процессе:
- подготовка рабочего места нового сотрудника к первому дню его работы;
- поздравление нового сотрудника с началом работы;
- рассказ о функциях структурного подразделения и знакомство нового сотрудника с коллективом – часто эту функцию осуществляет отдел по работе с персоналом. Хотя по опыту эффективнее, если эту роль возьмет на себя наставник, который лучше, чем представитель HR-службы, сможет акцентировать внимание на том, с кем человеку придется общаться, к кому обращаться за помощью в тех или иных ситуациях;
- знакомство с рабочим местом, оборудованием, содержанием функциональных обязанностей, подготовленных руководителем;
- обеспечение доступа в Интернет, обучение работе в корпоративной базе данных;
- предоставление обратной связи, которая является инструментом развития нового сотрудника.
Куратор
Очень часто в литературе термины «наставник» и «куратор» используются как синонимы. Считаю нужным рассмотреть их немного ближе, тем более что все чаще речь идет об одной из новых российских компаний форм наставничества – buddying (от анг. buddy – дружок, приятель). В этом случае к новому сотруднику «прикрепляется» «приятель». Он помогает только что пришедшему работнику сориентироваться в негласных правилах компании. К примеру, объясняет, как и где принято обедать, поздравлять коллег с днем рождения и т.д.
Задачами куратора могут стать:
- помощь в изучении алгоритмов работы в корпоративном интернет-портале;
- обед с новым сотрудником в первый день его работы;
- регулярные встречи с новым сотрудником, ответы на вопросы об особенностях корпоративной культуры;
- разъяснение норм внутренних коммуникаций, принятых правил делового этикета.
1.5. Матрица адаптации
Очень часто приходится слышать разговоры о том, что применяемые в организации инструменты адаптации подходят не для всех сотрудников, а также что часть работников остаются вне зоны внимания в первые месяцы работы, при том что служба персонала рапортует о функционировании системы адаптации в фирме.
Такие вопросы не появляются, если в компании имеется Матрица адаптации. Ее применение позволяет формировать перечень адаптационных инструментов для нового сотрудника в зависимости от его должности.
Рассмотрим механизм подготовки Матрицы адаптации на примере производственной компании.