Файл: Бюджетирование проекта (Анализ системы бюджетирования «СтройСервис»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 1219

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По широте номенклатуры затрат различают функциональный и комплексный бюджеты. Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат – например, бюджет оплаты труда персонала и т.д. Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат – например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т.п. По методам разработки различают фиксированный и гибкий бюджеты. Фиксированный бюджет предполагает жестко заданный и единожды утвержденный план, исполнение которого обязательно вне зависимости от изменения экономических условий. Данный бюджет не изменяется от изменения объемов деятельности предприятия.

Выделяют следующие разновидности фиксированных бюджетов:

- бюджеты «от достигнутого» составляют на основании статистики прошлых периодов с учетом возможного изменения условий деятельности предприятия (поэтому их иногда называют приростными), например, общехозяйственные затраты обычно планируют «от достигнутого»;

- бюджеты с проработкой дополнительных вариантов отличаются от обычных приростных бюджетов анализом различных вариантов. Например, такой бюджет может содержать варианты, при которых сумма затрат сокращается или увеличивается на 5, 10, 20 %. Этот подход является промежуточным между бюджетом «от достигнутого» и бюджетом «с нуля»;

- бюджеты «с нуля» разрабатывают исходя из предположения о том, что для данного центра ответственности бюджет составляется впервые, это избавляет от груза прошлых ошибок .

Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируемых суммах, а в виде норматива расходов, «привязанных» к соответствующим объемным показателям деятельности.

По реальным инвестиционным проектам такими показателями может быть объем строительно-монтажных работ. По операционной деятельности аналогичным показателем может выступать объем выпуска.

Очевидно, что гибкий бюджет выгодно отличается от фиксированного бюджета в условиях относительно низкой предсказуемости рыночной конъюнктуры.

Таким образом, специфика российской действительности определяет типы бюджетов, которые, несмотря на общие закономерности и принципы организационного построения, чрезвычайно разнообразны.

2 Анализ системы бюджетирования «СтройСервис»


2.1 Экономическая характеристика предприятия

ООО «СтройСервис» - общество с ограниченной ответственностью, зарегистрированное в 2006 году по решению учредителя. Это коммерческая организация, созданная и действующая в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Данное общество создается без ограничения срока действия. Дата государственной регистрации Общества – 7 августа 2006 года.

Учредителем общества является гражданин РФ. Учредитель и лица, принятые в Общество после его регистрации, именуются «Участники». Общество состоит из одного участника, что не противоречит существу соответствующих отношений. Учредитель ООО «СтройСервис» является директором общества.

Основным видом деятельности Общества является производство электромонтажных, сантехнических, общестроительных и отделочных работ, оптовая торговля строительными материалами, водопроводным и отопительным оборудованием.

ООО «СтройСервис» выполняет монтаж электрического и сантехнического оборудования квалифицированным персоналом, обеспеченным современным оборудованием. А также обеспечивает техническое руководство опытным инженерно-техническим персоналом. Основной же проблемой, для решений которой была создана ООО «СтройСервис», является осуществление деятельности по выполнению общестроительных работ, отделочных, электромонтажных и сантехнических, а также торговля материалов для строительных работ.

Общество осуществляет свою деятельность с целью удовлетворения потребностей юридических и физических лиц в услугах, производимых обществом, и извлечением прибыли.

Основными функциями организации являются процессы, которые постоянно проводятся организацией. Поскольку фирма строительная, то это следующие функции: согласование и заключение договоров на выполнение работ; составление дефектной ведомости; подготовка сметы; выполнение работ на объектах; подготовка акта выполненных работ после завершения; расчет и оплата по договору; закупка строительного оборудования; закупка и продажа строительных материалов.

К основным участникам строительной деятельности организации относятся заказчики, проектные организации, подрядные и субподрядные строительные организации, выполняющие комплекс работ по возведению зданий и сооружений, поставщики, транспортные организации, осуществляющие по договорам с подрядчиками всеми видами транспорта.


Организационная структура управления в ООО «СтройСервис» представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Организационная схема управления ООО «СтройСервис»

Общество является юридическим лицом, имеет в собственности обособленной имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. В праве от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

ООО «СтройСервис» имеет самостоятельный баланс, фирменное наименование, круглую печать, штампы и бланки со своим наименованием, символикой, другие необходимые реквизиты.

Общество осуществляет свою деятельность с целью удовлетворения потребностей юридических и физических лиц в товарах и услугах, производимых обществом, а так же других видов деятельности с целью извлечения прибыли.

Для более полного представления о результатах деятельности предприятия в прошлом проведём краткий финансово-экономический анализ. Направлениями анализа являются: оценка ликвидности и платежеспособности; оценка финансовой устойчивости; оценка рентабельности; - оценка деловой активности.

Исходные данные для расчета показателей платежеспособности ООО «СтройСервис» представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Исходные данные для расчета показателей платежеспособности ООО «СтройСервис»

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Изменение

2015/2014

2016/2015

Оборотные активы, тыс. руб.

223141

183013

160777

-40128

-22236

Денежные средства, тыс. руб.

224

2807

2630

+2583

-177

Краткосрочные обязательства, тыс. руб.

210450

187270

42387

-23180

-144883

Краткосрочные финансовые вложения, тыс. руб.

20900

14300

6504

-6600

-7796

Дебиторская задолженность, тыс. руб.

109809

61491

102060

-48318

+40569

Собственные оборотные средства, тыс. руб.

12691

- 4257

118390

-16948

+122647


В представленной таблице 3 видно что, оборотные активы за 2014/2015и 2015/2016 годы изменились в сторону снижения. Денежные средства в период 2014/2015 возросли но, с 2015/2016 пошли на спад. Краткосрочные обязательства и краткосрочные финансовые вложения за взятые периоды идут на спад, а дебиторская задолженность и собственные оборотные средства в 2014/2015 снизились, но в 2015/2016 возросли и пошли на повышение по сравнению с 2014/2015 годами.

Показатели, характеризующие платежеспособность ООО «СтройСервис» представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Показатели платежеспособности ООО «СтройСервис»

Показатель

Норматив

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Изменение

2015/2014

2016/2015

Коэффициент текущей ликвидности

>2

1,06

1

3,8

-0,06

2,8

Коэффициент быстрой ликвидности

≥0,1

0,6

0,4

2,6

-0,2

2,2

Коэффициент абсолютной ликвидности

≥0,25

0,1

0,1

0,2

0

0,1

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

≥0,1

0,06

-0,02

0,7

-0,08

0,72

В таблице 4 представлены показатели платежеспособности предприятия ООО «СтройСервис». К окончанию анализируемого периода все показатели платежеспособности увеличились, при этом коэффициенты текущей и абсолютной ликвидности в 2013 и 2014 годах ниже нормативных значений, что свидетельствует о неплатежеспособности предприятия.

Снижение коэффициента текущей ликвидности в вышеупомянутом периоде, произошло за счет уменьшения сумм оборотных активов и краткосрочных обязательств, практически в равной степени. Коэффициент абсолютной ликвидности в 2013-2014 годах оставался неизменным.

К концу рассматриваемого периода, выше перечисленные коэффициенты значительно выросли и стали соответствовать нормативным значениям. Рост коэффициента текущей ликвидности в 2016 году вызван тем, что краткосрочные обязательства уменьшились в гораздо большей степени, чем оборотные активы. Коэффициент абсолютной ликвидности также увеличился за счет сокращения суммы краткосрочных обязательств. Значение коэффициента быстрой ликвидности находилось и продолжает находиться в пределах нормы, что обусловлено значительной долей дебиторской задолженности в структуре актива баланса.


2.2 Анализ организации процесса бюджетирования проекта

В ООО «СтройСервис» при составлении бюджета используется прямой подход. Все бюджеты составляются на основе прогноза объема продаж. При составлении основных бюджетов могут использоваться два подхода:

- прямой - на основе операционных бюджетов, определения дебиторской и кредиторской задолженности, запасов сырья и готовой продукции и на этой основе определения основных соотношений финансовых потребностей и финансовых возможностей;

- косвенный (более упрощенный) - на основе сбалансирования доходов и текущих расходов, первоначальных стартовых затрат и внешнего финансирования.

Формирование годового бюджета на данном предприятии осуществляется на основании Приказа «О подготовке годового бюджета» утвержденного генеральным директором.

Данный документ содержит общую схему формирования годового бюджета, графики формирования годового бюджета, список лиц ответственных за составление бюджета.

Контроль за исполнением Приказа «О подготовке годового бюджета» возлагается на заместителя генерального директора по финансам ООО «СтройСервис».

В соответствии с организационной структурой и Приказом «О подготовке годового бюджета» процесс бюджетирования в ООО «СтройСервис» осуществляется в порядке, представленном в таблице 5.

Таблица 5 – График бюджетного процесса в ООО «СтройСервис»

№ п/п

Мероприятие

Источник информации

Ответственные лица

Срок

1.

Согласование бюджетных форм.

Нормативные акты, бюджеты предыдущих периодов.

Заместитель генерального директора по финансам

05.10.2016

2.

Составление бюджета продаж: планирование услуг, формирование ценовой политики.

Маркетинговые исследования, статистические данные, аналогичная информация за предыдущий период.

Заместитель генерального директора по производству, Начальники складов

06.10.2016

3.

Бюджет оплаты труда: формирование численности, формирование фонда заработной платы, формирование социального пакета.

Результаты расчета об объемах оказываемых услуг в бюджете продаж, нормативы премирования, прогноз персональных надбавок, единая тарифная сетка, списочная численность работников, личные дела работников.

Отдел по кадрам и социальному обеспечению

08.10.2016

4.

Составление бюджета себестоимости: формирование плана расходов связанных с оказанием транспортных услуг, и складской переработки.

Данные предыдущих бюджетов с использованием алгоритмов, определяемых принятой методикой исчисления себестоимости. Бюджет продаж.

Начальники складов, Инженерно – техническая служба

09.10.2016

5.

Бюджет общепроизводственных и управленческих расходов: обеспечение производственной инфраструктуры, офисное и транспортное обеспечение, формирование плана расходов на экологию, расходы по налоговым платежам, формирование плана расходов на развитие информационных систем и обеспечения связью и оргтехникой.

Потребности предприятия, бюджеты предыдущих периодов.

Отдел материально – технического снабжения, Бухгалтерия

07.10.2016-

13.10.2016

6.

Составление Прогнозного отчета о финансовых результатах

Операционные бюджеты.

Бухгалтерия, планово - экономический отдел

10.12.2015

7.

Составление Прогнозного платежного бюджета

Операционные бюджеты.

Бухгалтерия, планово - экономический отдел

15.12.2015

8.

Составление Прогнозного баланса

Операционные бюджеты.

Бухгалтерия, планово - экономический отдел

16.12.2015