Файл: Система защиты коммерческой тайны малого коммерческого предприятия (КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА: ПОНЯТИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА: ПОНЯТИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
1.1 Понятие коммерческой тайны
1.2 Государственное регулирование коммерческой тайны
ГЛАВА 2 СВЕДЕНИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ
2.1 Задачи разработки перечня сведений, составляющих коммерческую тайну
2.2 Сведения, которые могут составлять коммерческую тайну
2.3 Формирование рабочей группы для разработки перечня сведений, составляющих коммерческую тайну
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
3.1 Проблемы обеспечения коммерческой тайны
Принятие в 2004 г. Федерального закона «О коммерческой тайне» позволило ряду исследователей сделать вывод о том, что ноу-хау является разновидностью информации, составляющей коммерческую тайну [4]. Данный вывод вытекал из закрепленного в указанном нормативном правовом акте определения информации, составляющей коммерческую тайну, как научно- технической, технологической, производственной, финансово-экономической или иной информации (в т.ч. составляющей секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании, и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны[4].
Вместе с тем на данном этапе правового регулирования общественных отношений в сфере оборота и охраны конфиденциальной информации существенных затруднений в определении места информации, составляющей коммерческую тайну, в системе объектов гражданских прав не возникало. Статья 128 Гражданского кодекса РФ (в редакции до 1 января 2008 г.) прямо закрепляла информацию в числе объектов гражданских прав.
Очередной всплеск дискуссии о соотношении ноу-хау и коммерческой тайны был вызван принятием в 2006 г. четвертой части Гражданского кодекса РФ и приведением в соответствии с ним ФЗ «О коммерческой тайне». Несмотря на то, что понятия ноу-хау и коммерческая тайна были законодателем разведены (согласно четвертой части Гражданского кодекса РФ ноу-хау (секрет производства) стал рассматриваться в качестве объекта интеллектуальной собственности, в то время как коммерческая тайна была определена как режим конфиденциальности информации), определенное недоумение стало вызывать определение информации, составляющей коммерческую тайну: оно буквально дословно повторяло определение секрета производства (ноу-хау), сформулированное в ст. 1465 Гражданского кодекса РФ.
Как правило, исследователи отмечали, что секреты производства (ноу-хау) и информация, составляющая коммерческую тайну, равноценны в своем содержании[5].
Однако некоторые исследователи, проведя тщательный анализ и грамматическое толкование текста Федерального закона «О коммерческой тайне», пришли к выводу, что субъектами прав на информацию, составляющую коммерческую тайну, являются лишь субъекты предпринимательской деятельности[6]. Исходя из этого, в качестве основного критерия разграничения информации, составляющей коммерческую тайну, и сведений, составляющих секреты производства (ноу-хау), предлагается использовать субъектный состав. Хотя при таком подходе, как отмечает О.А. Потрашкова, «отношения по поводу сведений, составляющих секреты производства с участием лиц, не являющихся предпринимателями, оказываются вне области регулирования законодательства о коммерческой тайне, а требование статьи 1465 о необходимости введения режима коммерческой тайны в этом случае становится излишним». Вместе с тем К.Е. Амелина указывает, что «в содержании прав на ноу-хау не может существовать никаких существенных отличий от содержания прав обладателей коммерческой тайны»[7].
Представляется, что подобный вывод о разграничении ноу-хау и информации, составляющей коммерческую тайну, стал возможен из-за недоработки законодателя, выразившейся в отсутствии положений, посвященных субъектному составу права на секреты производства.
Таким образом, с 1 января 2008 г. информация, составляющая коммерческую тайну, отождествлялась с таким объектом интеллектуальной собственности, как секрет производства (ноу-хау). Следовательно, в системе объектов гражданских прав информацию, составляющую коммерческую тайну, следовало относить к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации.
Однако последние изменения гражданского законодательства, в т.ч. и законодательства об интеллектуальной собственности, позволяют сделать вывод о том, что вопрос о соотношении секретов производства (ноу-хау) и информации, составляющей коммерческую тайну, с 1 октября 2014 г. решается иным образом. Законодатель отказался рассматривать данные понятия в качестве синонимов, что с очевидностью вытекает из анализа ст. 3 и 4 Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Во-первых, секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера о результатах интеллектуальной деятельности только в научно-технической сфере, в то время как информация, составляющая коммерческую тайну, представляет собой сведения любого характера, в т.ч. о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере.
Во-вторых, новая редакция ст. 1465 ГК РФ закрепляет правило о том, что обеспечение конфиденциальности сведений, составляющих секрет производства (ноу-хау), может осуществляться не только путем установления режима коммерческой тайны, но и иными разумными мерами.
В-третьих, в качестве еще одного критерия разграничения ноу-хау и информации, составляющей коммерческую тайну, некоторые исследователи называют все ту же правовую природу данных объектов[8]. В частности, речь идет о том, что ноу-хау является результатом интеллектуальной деятельности, а информация, составляющая коммерческую тайну, - нет.
Таким образом, правовой статус информации, составляющей коммерческую тайну как объекта гражданских прав, в системе современного гражданского законодательства также ясно не определен. С одной стороны, ст. 128 Гражданского кодекса РФ такого объекта, как информация, не содержит с 2008 г., с другой стороны, Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в ст. 5 закрепляет положение о том, что информация может являться объектом гражданских прав. Следовательно, вопрос о том, может ли информация, составляющая коммерческую тайну, выступать в качестве объекта гражданских прав, с точки зрения действующего гражданского законодательства остается открытым.
В силу вышеизложенного представляется необходимым закрепить в ст. 128 Гражданского кодекса РФ в качестве самостоятельного объекта гражданских прав конфиденциальную информацию (в т.ч. информацию, составляющую коммерческую тайну, однако при этом из ее определения следует исключить указание на сведения любого характера о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, что позволит решить вопрос о разграничении секретов производства (ноу-хау) как объекта интеллектуальной собственности и информации, составляющей коммерческую тайну, как самостоятельного объекта гражданских правоотношений).
ГЛАВА 2 СВЕДЕНИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ
2.1 Задачи разработки перечня сведений, составляющих коммерческую тайну
Разрабатываемый перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, решает целый ряд задач.
Во-первых, он служит для выделения информации, которую необходимо защищать, из всей совокупности документов организации или предприятия. Тем самым происходит закрепления факта отнесения выделенной информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну предприятия.
Во-вторых, в разработанном перечне могут быть установлены различные грифы конфиденциальности сведений, что позволит осуществлять доступ к определенной информации только определенным лицам, которые имеют соответствующее право доступа и которым это необходимо по работе.
В-третьих, перечень позволяет устанавливать конкретный срок действия конфиденциальности информации для каждого отдельного защищаемого документа.
В-четвертых, такой перечень предназначен для определения состава служащих предприятия, которые получили доступ к работе с определенными защищаемыми сведениями и их носителями, а также регулирования правил их работы.
И, наконец, в-пятых, перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, может использоваться в качестве доказательства при судебных разбирательствах, посвященных рассмотрению дел о разглашении коммерческой тайны[9].
После определения основных задач разработки перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, необходимо выяснить, какие сведения нельзя отнести к коммерческой тайне, а какие — можно. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.
Если бы не существовало никаких ограничений на то, какую информацию можно отнести к коммерческой тайне, то организации и предприятия в перечень таких сведений включали информацию, способствующую уклонению от уплаты налогов, сокрытию фактов нанесения ущерба здоровью людей, а также сокрытию других противозаконных действий. Можно выделить несколько групп ограничений на отнесение информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну. Во-первых, информация, составляющая государственную тайну, не может быть отнесена к коммерческой тайне.
Об этом говорится в части 3 статьи 1 ФЗ № 98: «Положения настоящего Федерального закона не распространяются на сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне, в отношении которой применяются положения законодательства Российской Федерации о государственной тайне»[10].
Во-вторых, сведениями, составляющими коммерческую тайну, не могут являться общедоступные сведения, предназначенные для предотвращения нанесения ущерба законным интересам государства, физических или юридических лиц, а также для предупреждения сокрытия правонарушений. В-третьих, не имеет смысла относить к коммерческой тайне сведения, затраты на защиту которых превышают возможные потери в случае разглашения этой информации. Это ограничение не закреплено законодательством и носит лишь рекомендательный характер[11]. Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, содержится в статье 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»[12].
2.2 Сведения, которые могут составлять коммерческую тайну
Сведения, которые могут составлять коммерческую тайну, должны являться либо собственностью предприятия, либо совместной, оформленной соответствующими договорами собственностью с другими организациями или лицами. Только в таком случае эти сведения имеют коммерческую ценность и могут продаваться. В различной литературе существует множество различных вариантов перечней сведений, составляющих коммерческую тайну. Однако в таких перечнях не учитывается область деятельности предприятия, особенности его работы. Такие перечни можно использовать лишь в ознакомительных целях, но не для применения на практике, т. к. информации, относимая к коммерческой тайне, определяется исходя из множества факторов. К таким факторам можно отнести тип организации, сферу его деятельности, используемые в производстве технологии, объем продукции, особенности поставщиков, интересы конкурентов и другие. Таким образом, перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, должен устанавливаться и изменяться индивидуально на уровне их обладателя[13].
2.3 Формирование рабочей группы для разработки перечня сведений, составляющих коммерческую тайну
Согласно статье 4 ФЗ № 98, право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона[14]. В действительности над разработкой перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, работают сотрудники юридического отдела, отдела кадров или службы безопасности организации. Наилучшим решением является их совместное участие в разработке перечня. Для этого издается приказ руководителя организации о создании комиссии из 4–5 специалистов основных подразделений и представителей службы безопасности. В такую рабочую группу могут входить сотрудники, которые могут быть ознакомлены как с деятельностью всей организации, так и с работой ее отдельных подразделений.
В комиссию желательно включить специалистов, обладающих следующими навыками:
- сотрудника, обладающего информацией о конкурирующих организациях, свободно владеющего финансовыми вопросами и знающего особенности рынка;
- сотрудника, полностью знающего систему организации работы предприятия и ее особенности;
- специалиста по вопросам заключения договоров и контрактов, а также по связям с другими организациями;
- сотрудника, владеющего полной информацией о выпускаемой продукции, особенностях ее технологического цикла проектирования и производства продукции, а также о прохождении всех видов информации.
В комиссии должны быть руководящие специалисты, которые владеют всей информацией, которая может быть отнесена к коммерческой тайне. Достаточно, чтобы хотя бы один из сотрудников обладал подробными знаниями по определенному рассматриваемому вопросу, а другие члены рабочей группы представляли себе только его общий характер. Это делает работу комиссии более эффективной и исключит риски распространения коммерческой тайны[15].
Порядок разработки перечня сведений, составляющих коммерческую тайну