Файл: Система защиты коммерческой тайны малого коммерческого предприятия (КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА: ПОНЯТИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В различных организациях в процессе производства и продвижения на рынке товаров и услуг постепенно образуется и накапливается коммерчески ценная информация. С помощью наличия такой информации предприятие может работать гораздо успешнее и противостоять своим конкурентам. Для грамотного развития бизнеса такую информацию необходимо скрывать от конкурентов, и делать это законно.

Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация, составляющая коммерческую тайну — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Из определения информации, составляющей коммерческую тайну, следует, что информация признается коммерческой тайной только в том случае, если владелец предпринял для ее защиты меры, предусмотренные законом, т. е. ввел режим коммерческой тайны. Только в таком случае при утечке секретных сведений можно рассчитывать на судебную защиту. Для того чтобы установить режим коммерческой тайны, необходимо принять соответствующие меры, указанные в статье 10 ФЗ «О коммерческой тайне». Организация и поддержка этого режима возлагается на обладателя секретной информации. Первым мероприятием по внедрению режима коммерческой тайны является определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну. Единой методики разработки перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, в нормативных правовых актах не существует. Поэтому разработка общего порядка составления такого перечня является важным вопросом в сфере организационной защиты информации.

Целью данной работы является исследование коммерческой тайны и методы ее защиты, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

- рассмотреть коммерческую тайну, понятие и правовое регулирование;


- изучить сведения составляющих коммерческую тайну;

- выявить проблемы и способы защиты коммерческой тайны.

Объект исследования – коммерческая тайна.

Предмет исследования – коммерческая тайна и методы ее защиты.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области коммерческой деятельности, права, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1 КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА: ПОНЯТИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1.1 Понятие коммерческой тайны

Вопрос коммерческой тайны во все времена и во всех странах имел огромное значение и если мы обратимся к истории[1], то ещё почти 200 лет назад, в 1817 году в Великобритании и в 1837 году в США, на судебных процессах обсуждались вопросы, связанные с коммерческой тайной, а решения этих судов стали важными прецедентами для обеспечения её защиты и сохранности. Первым в мире законом, охраняющим коммерческую тайну, стал закон, подписанный в 1844 году французским королём Луи- Филиппом. В 1845 г. российский император Николай I ввел наказание за разглашение коммерческой тайны в "Уложении о наказаниях общего определения". К началу XX века во всех европейских странах защищалась коммерческая тайна.

Вопросы защиты коммерческой тайны являются актуальными и в наши дни, это в первую очередь связано с бурным развитием, информационных технологий, записывающих устройств и обострившейся конкуренции между организациями (корпорациями) на рынках: сбыта продукции; предоставления различных услуг; производства продукции; разработки технологий, оборудования и т.д.

Под коммерческой тайной предприятия, в зависимости от направления её деятельности, могут пониматься сведения:

- связанные с разработками;

- производством, технологической информацией; управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам. Как правило в организациях разрабатывается такой перечень.


В интересах предотвращения нанесения возможного экономического ущерба предприятию со стороны юридических и физических лиц вызванного их неправомерными или неосторожными действиями путем присвоения чужой информации или разглашения коммерческой тайны предприятия (далее КТП) на предприятии должен быть разработан и введен в действие документ (положение, стандарт) определяющий, как минимум следующие аспекты:

  • перечень сведений (документов) содержащих КТП, включая сведения по категориям (в части: производства; партнеров; рынка сбыта и т.п.);
  • порядок обеспечения сохранности документов, дел, информации содержащих КТП;
  • порядок допуска к сведениям составляющих КТП;
  • обязанности сотрудников предприятия работающих со сведениями, представляющими КТП, и их ответственность за её разглашение.

Все документы, содержащие КТП должны храниться в служебных помещениях, доступ в которые должен быть ограничен существующей системой допуска на предприятии. С документами, содержащими КТП работы должны проводится только в служебных помещениях, если такая работа проводится вне служебных помещений, то для этого необходимо получить разрешение руководства предприятия или руководителя структурного подразделения. В интересах ограничения доступа к электронным версиям документов на предприятии должна быть организована система паролей, с допуском к различным уровням документов.

Допуск сотрудников к сведениям составляющих КТП осуществляется на основании решений руководителя предприятия, руководителей структурных подразделений. Руководители подразделений должны обеспечить систематический контроль к этим сведениям, только тех лиц, которым они необходимы для выполнения служебных обязанностей.

К сведениям, составляющим КТП, допускаются лица, личные и деловые качества которых обеспечивают их хранить коммерческую тайну, после оформления ими письменного обязательства по сохранению КТП. Представители сторонних организаций и частные лица допускаются к сведениям, содержащим КТП на основании решений руководства предприятия.

Сотрудники предприятия, допущенные к сведениям, составляющим КТП, несут ответственность за точное выполнение требований, предъявляемых к ним в целях обеспечения сохранности указанных сведений. До получения доступа к работе сотрудникам необходимо:

  • изучить существующее в организации положение (стандарт) определяющее правила работы с документами, составляющими КТП;
  • дать письменные обязательство о сохранении сведений составляющих КТП.

Сотрудники предприятия, допущенные к сведениям составляющих КТП, должны:

  • строго хранить КТП;
  • о возможной утечке КТП незамедлительно сообщать руководству;
  • знакомиться только с теми документами, которые необходимы для выполнения своих служебных обязанностей;
  • в случае утраты (недостачи) документов немедленно докладывать руководству;
  • по требованию руководителя подразделения представлять на проверку числящиеся за сотрудником документы.

Лица виновные в разглашении сведений, содержащих КТП, несут административную, дисциплинарную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с Федеральными законами.

Ориентировочный перечень сведений (по категориям) составляющих КТП:

    1. Производство - сведения о структуре производства, производственных мощностях, типе и размещении оборудования, запасов сырья, материалов, комплектующих готовой продукции.
    2. Управление - сведения о применяемых методах управления предприятием, о подготовке, принятии, исполнении отдельных решений руководства по производственным научно-техническим и другим вопросам.
    3. Планы - сведения о планах производства, инвестиций, закупок, продаж.
    4. Рынок - ведения о направлении маркетинговых исследований, результатах изучения рынка, о рыночной стратегии предприятия, об осуществлении продаж, о коммерческой деятельности, регионах сбыта и др.
    5. Партнеры - сведения о внутренних и зарубежных партнерах, заказчиках, подрядчиках, поставщиках, клиентах и т.п.
    6. Переговоры - сведения о целях, задачах, тактике переговоров, результатах их проведения.
    7. Контракты и цены - условия контрактов, платежей услуг, сведения о методах расчета, структуре, уровне цен, на продукцию.
    8. Наука и техника - сведения о разработках, целях и задачах исследований, данные об экспериментах, испытаниях, технологиях и т.п.

В вышеприведённом параграфе были рассмотрены основные организационные вопросы, связанные с организацией защиты и сохранения сведений, содержащих КТП. Вопросы, связанные с защитой КТП во все времена, имели актуальное значение, с появлением и развитием информационных технологий актуальность защиты сведений, содержащих тайну (в т.ч. коммерческую) значительно повысилась в связи, с чем появилась необходимость разработки целого комплекса мер для обеспечения её защиты. Комплекс мер обеспечивающих конфиденциальность информации считающейся собственностью предприятия должен быть предусмотрен организационно распорядительным документом организации. Данный документ должен являться обязательным для всех сотрудников предприятия. Комплекс мер по защите КТП должен включать в свой состав: перечень сведений, содержащих КТП; порядок обеспечения сохранности документов; порядок допуска сотрудников к сведениям составляющих КТП, их обязанности и ответственность за разглашение.


1.2 Государственное регулирование коммерческой тайны

В соответствии с п. 2 абз. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ (в ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» под информацией, составляющей коммерческую тайну, следует понимать сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в т.ч. о результатах интеллектуальной деятельности в научно- технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны[2].

Несмотря на то, что законодатель посвятил информации, составляющей коммерческую тайну, и ее правовому режиму отдельный нормативный акт, в юридической литературе продолжается дискуссия о правовой природе данной юридической категории и ее соотношении с другими смежными понятиями.

Одним из наиболее острых (в т.ч. и в связи с реформированием гражданского законодательства в настоящее время), является вопрос о соотношении понятий «секрет производства (ноу- хау)», «коммерческая тайна» и «информация, составляющая коммерческую тайну».

Вопрос о соотношении понятий «секрет производства (ноу-хау)» и «коммерческая тайна» длительное время решался в научной литературе неоднозначно. Так, Г.В. Синцов и Е.В. Портнова, анализируя данный вопрос, выделили четыре позиции по поводу соотношения ноу-хау и коммерческой тайны[3]:

  • тождественность коммерческой тайны и ноу-хау;
  • поглощение институтом коммерческой тайны ноу-хау;
  • в отличие от коммерческой тайны потенциальная ценность ноу-хау как результата интеллектуальной деятельности может быть не связана с бизнесом;
  • ноу-хау представляет собой объект интеллектуальной собственности, охрана которого осуществляется в режиме коммерческой тайны.

Подобный плюрализм мнений долгое время обосновывался отсутствием четкой позиции законодателя по данному вопросу. Нормы, регламентирующие институты ноу-хау и коммерческой тайны, были фрагментарны. Так, Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. секретам производства посвящали лишь одну статью (ст. 151). Часть первая Гражданского кодекса РФ, вступившая в силу с 1 января 1995 г., содержала ст. 139, закреплявшую общие положения о служебной и коммерческой тайне.