Файл: Понятие и значение приватизации (Приватизация в Российской Федерации на современном этапе).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 3
Введение
Среди элементов радикальной правовой реформы одно из центральных мест занимает приватизация как способ изменения правовых форм имущественных отношений. Отсутствие опыта организации и проведения приватизации в России, а также трудности использования опыта приватизации собственности в гражданско-правовых системах других государств ставят проблему приватизации государственных и муниципальных предприятий в России в разряд весьма актуальных.
Тема приватизации государственной собственности в Российской Федерации всегда была предметом острых дискуссий в научных и общественно-политических кругах, а в последнее время в связи с принятием новой программы приватизации федерального имущества она стала еще более актуальной. Новый план приватизации предусматривает тотальную распродажу государственного имущества — такой подход может усугубить проблему эффективного управления государственной собственностью и подорвать основы стратегического планирования экономики России.
Исходя из актуальности темы, была поставлена следующая цель: осуществить анализ теоретических и правовых основ изучения приватизации.
Цель предопределила следующие задачи исследования:
1. дать понятие и общую характеристику приватизации;
2. изучить особенности приватизации в Российской Федерации;
3. проанализировать особенности приватизации в Российской Федерации на современном этапе.
При проведении исследования настоящей темы использовались в качестве основных методов сравнительный и исторический методы исследования, метод анализа документов. В работе были использованы и другие научные методы – анализа и синтеза, логический, системно-структурный.
Настоящая работа включает введение, три раздела, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, а также заключения и списка источников.
При написании работы были использованы: нормативные акты, учебные пособия и статьи различных исследователей в данной сфере.
Глава 1. Понятие приватизации
Термин «приватизация» впервые был введен в оборот в 1976 г. американским исследователем Робертом У. Пулом в одной из публикаций, подготовленных им для периодического бюллетеня «Reap son Foundation». Однако терминологические истоки этого понятия восходят к 1969 г., когда американский экономист, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента ХХ в. П. Друкер в своей книге «Век прерывания традиций» употребил слово «реприватизация» для обозначения процесса возвращения национализированных предприятий их бывшим владельцам[1].
В отечественном законодательстве впервые приватизация как таковая была предусмотрена Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23.11.1989 г., ст. 10 которых арендаторам государственного имущества было предоставлено право его выкупа[2]. Термин же «приватизация» впервые появился в ст. 4 Закона Российской Федерации от 31.10.1990 г. № 293-1 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР»[3]. Законодательное определение термина «приватизация» было введено Законом РСФСР от 24.12.1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР», ст. 25 «Приватизация государственного и муниципального имущества» которого гласила: «Предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и иное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, могут быть отчуждены в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий»[4].
В ст. 1 Закона СССР от 01.07.1991 г. № 2278-1 «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий» была предпринята попытка определения понятий «разгосударствление» и «приватизация»[5]. Однако четкого разграничения понятий «разгосударствление» и «приватизация» в Законе СССР от 01.07.1991 г. № 2278-1 «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий» не дано.
Среди ученых также не существует единого мнения о соотношении этих двух понятий. Анализ опубликованных научных работ позволяет выделить две полярные позиции по этой проблеме. Одни авторы считают приватизацию объектов государственной собственности серьезнейшей ошибкой, которая может привести лишь к углублению кризиса в экономике и социальным потрясениям в обществе[6]. Другие, наоборот, рассматривают приватизацию как необходимое условие выхода из кризиса, один из способов приобщения к мировой цивилизации[7].
Мы же придерживаемся позиции о необходимости приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, тем не менее вызывает некоторые сомнения правильность избранных методов и способов ее осуществления. Это вызвано тем, что многие нормативные правовые акты, регулирующие процесс приватизации, не всегда четко обеспечивают реализацию принципов, а в ряде случаев даже идут на прямое их нарушение, на что в свое время обратили внимание некоторые исследователи[8].
Оценивая приватизацию государственных предприятий как данность, как необратимый и свершившийся факт, необходимо определить ее значение, хотя исторически прошло очень мало времени (лишь более двух десятилетий) для оценки столь революционного социально-экономического феномена. Тем не менее уже на настоящий момент значение приватизации государственных и муниципальных предприятий в России можно рассматривать и оценивать в различных аспектах.
Глава 2. Особенности процесса приватизации в России
К решению вопросов приватизации в Российской Федерации косвенно приступили с середины 80-х гг. прошлого века, когда наиболее ярко проявился перелом в экономических отношениях, повлекший впоследствии политический и идеологический кризис в России. Объективные экономические законы развития общества требовали кардинального изменения формы собственности, введения плюрализма (множественности) ее форм. Начиная со второй половины 80-х годов прошлого века, тогда ещё в СССР, начались изменения форм собственности. Этому способствовало принятия ряда законов, в том числе Закона «Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде», где содержалась правовая основа для перераспределения и изменения форм собственности. Впервые законодательно разрешалось заключать договоры аренды с правом выкупа трудовыми коллективами арендованного государственного имущества. Реформирование собственности в СССР предполагало многообразие форм преобразований госсобственности. Приватизация рассматривалась как одна из возможных, но не единственных форм разгосударствления. В процессе перехода от плановой к рыночной экономике процесс приватизации являлся неизбежным[9].
Практика отчуждения государственного имущества в частную собственность (при социализме – в личную собственность) имела определенные традиции, однако правопорядок, действовавший ранее, не наделял особым правовым режимом сделки купли-продажи, дарения либо другим образом отчуждения государственного имущества в иную организационно-правовую форму. Приватизация государственного имущества должна была ликвидировать монополию государственной собственности на средства производства, создать условия для развития производства, основанного на частной собственности[10].
Целями приватизации являлись формирование эффективной, социально ориентированной рыночной экономики, повышение активности субъектов хозяйствования, развитие конкуренции между ними и как следствие возрастание производительности труда, расширение и совершенствование производства. Однако спорным оказался выбор формы преобразования собственности, сделанный в начале 90-х годов.
Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам[11]. Не был критически оценён и использован опыт приватизации в развитых и развивающихся странах. Формально в России утвердился институт частной собственности, была создана нормативно-правовая база (с большим количеством недостатков), сформировался негосударственный сектор экономики. Можно выделить следующие основные особенности российского варианта приватизации: директивность, приоритетность одной формы, приоритет политических целей над экономическими, социальная деформированность при быстрой концентрации капитала, форсирование развития фондового рынка.
Если рассматривать приватизационный процесс во времени, можно выделить следующие этапы приватизации:
1. Доваучерная приватизация.
2. Ваучерный (чековый) этап приватизации (1992 – 1994 г.).
3. Послечековый (денежный) этап приватизации (1994 г. – по настоящее время)[12].
Причины отрицательных результатов российской приватизации связаны с игнорированием условий экономической среды и трансакционных издержек (издержек передачи прав собственности). Отсутствие рыночной инфраструктуры, эффективных собственников, опытных менеджеров привели к дезорганизации хозяйственной деятельности, а слабость институтов власти усилила криминальную активность и коррупцию. Следует отметить, на протяжении третьего, денежного этапа приватизации, менялись приоритеты государственной политики в области приватизации и была осознана необходимость наведения порядка в приватизационных процедурах.
В настоящее время отношения приватизации в России регулируются Федеральным законом № 178-ФЗ от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества». Согласно этому закону, приватизация государственного и муниципального имущества – это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц[13].
Глава 3. Приватизация в Российской Федерации на современном этапе
Фактически с 2003 года можно говорить о современном этапе приватизации в России, основная цель которого – устранение негативных тенденций, сложившихся на предыдущих этапах и повышение эффективности управления государственным имуществом в целом. В то же время развивалась теория приватизации, дающая научное обоснование целесообразности приватизации для народного хозяйства и оценку её экономической эффективности[14].
Интерес к рассматриваемому вопросу в последнее время во многом связан с распоряжением премьер-министра РФ от 20.06.2012 года, где программа приватизации федерального имущества была расширена[15].
В «Концепции управления федеральным имуществом до 2018 года» обозначены шесть основных принципов проводимой приватизации:
1. Принцип определенности: применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством должны быть сформированы и нормативно определены цель, для достижения которой служит объект, и способ ее достижения. «Объясняй или продавай»: то есть если орган власти не сформулировал стратегию развития и не заявил актив как необходимую часть для исполнения этой стратегии, объект должен перейти из собственности государства к новому собственнику. Для достижения целевых функций стратегического развития приватизируемых объектов должны разрабатываться так называемые «дорожные карты» — пошаговые сценарии развития, в которых отображены все мероприятия по приватизации компании, проводимые на корпоративном и законодательном уровнях.
2. Принцип прозрачности: обеспечение открытости и доступности информации о субъектах и объектах управления, непрерывности процессов управления и контроля, выявление и учет данных об объектах управления. Работа по подготовке приватизационных сделок не всегда понятна общественности, и создается впечатление закрытости и привлечения узкого круга заинтересованных лиц. Новая программа приватизации должна предложить механизм расширения информационной открытости приватизационных процессов на стадии подготовки решений.