Файл: Понятие и значение приватизации (Приватизация в Российской Федерации на современном этапе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Принцип обеспечения баланса интересов: национальной безопасности, обороноспособности страны, социальной ответственности и экономических интересов. Принятие обоснованных решений о преобразовании собственности с точки зрения экономической эффективности и социальной ответственности, учета кратко- и долгосрочных целей и задач должно осуществляться в контексте стратегического планирования. При проведении приватизации государство должно учитывать стратегическое значение объектов собственности, функционирующих в различных отраслях национальной экономики, и распределять финансовые ресурсы между ними в зависимости от их стратегической значимости.

4. Принцип непрерывности осуществления контроля: непрерывный контроль за достижением установленных целей и задач, показателей их достижения, а также соблюдением принципов и механизмов управления. Купив государственное предприятие, новый собственник должен добиваться заявленных при покупке целей, а федеральные органы исполнительной власти и Росимущество в частности должны выстраивать мониторинг того, что происходит дальше с приватизированными активами.

5. Принцип проектного подхода: определение планов достижения определенных целей и задач управления, исходя из планируемого результата, набора инструментов, сопоставления ресурсов, мотивации и ответственности.

6. Принцип ответственности: обеспечение профессионализма, мотивации и ответственности всех участников процесса управления за результат и достижение установленных показателей деятельности[16].

Принципы новой программы приватизации действительно соответствуют ее главной цели и отражают экономический подход к приватизации с позиций эффективности отчуждения имущества. Все же успешность проведения новой программы зависит от конкретных действий государства, от того, как эти принципы будут реализованы на практике. Рассмотрим, какие меры предлагает правительство для осуществления намеченных планов по приватизации.

Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года предусматривает два этапа приватизации:

− первый этап (с 2012 по 2015 год) предполагал реализацию текущих планов, минимум радикальных решений и подготовку к существенному сокращению участия государства в экономике, запланированному на втором этапе;

− второй этап (с 2016 по 2020 гг.) предусматривает радикальное сокращение прямого участия государства в экономике[17].


Насколько оправдана такая программа? Есть ли перспективы такой приватизации? На эти вопросы пытаются найти ответ эксперты – ученые, политики, практики – производственные менеджеры и представители финансовых кругов. Новая программа приватизации по своим масштабам и возможным разрушительным последствиям сопоставима, по мнению исследователей, с приватизацией 90-х годов. Тогда спонтанный характер приватизации привел к тому, что государственный сектор в России сформировался по остаточному принципу; казна недополучила доходов от приватизированного имущества; возник широкий слой неэффективных квазисобственников; сформировалась система теневой экономики. Сегодня существуют иные риски, связанные в том числе с тем, что приватизация затрагивает государственные компании в реальном секторе экономики, имеющие стратегическое значение для всей страны.

Для успеха приватизации необходима реформа управления государственной собственностью. Для повышения эффективности приватизационных реформ названы следующие меры:

1. Разработать нормативно-правовой документ о принципах управления государственной собственностью в России.

2. Обосновать целесообразности приватизации предприятий (особенно – крупных и стратегически значимых).

3. Предусмотреть возврат предприятия в государственную собственность при невыполнении условий приватизационного контракта.

4. Организовать постприватизационный мониторинг.

5. Содействовать повышению качества рынка[18].

Конкурирующими целями приватизации являются: привлечение средств в государственный бюджет, поиск стратегических партнёров, поиск стратегических инвесторов. Выбор приоритетной цели – это так же задача государства в лице соответствующих органов исполнительной власти.

Приватизацию следует рассматривать как элемент государственной политики при определении рационального сочетания государственной и частной собственности. Формирование государственного сектора безусловно связано с контролем инфраструктуры, общественных благ и ограничением рыночной власти на рынках несовершенной конкуренции. При этом необходимо учитывать издержки приватизации. А дополнительные риски вступления в ВТО предполагают поиск эффективного взаимодействия государственных и частных предприятии с целью повышения конкуренции национальных производителей и в этом случае государственная собственность становится инструментом промышленной политики.


Также следует отметить высокую вероятность негативного результата широкомасштабной приватизации. Массовые компании по изменению собственности ведут к интенсификации процессов присвоения ренты, создают почву для коррупции, следовательно, приведут к отрицательным результатам. Избежать их возможно при разработке программы постепенной приватизации, основанной на тщательно проработанной стратегии управления государственной собственностью.

Заключение

В заключение настоящей работы сделаем следующие выводы. В отечественном законодательстве впервые приватизация как таковая была предусмотрена Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23.11.1989 г. Законодательное определение термина «приватизация» было введено Законом РСФСР от 24.12.1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР», ст. 25 «Приватизация государственного и муниципального имущества» которого гласила: «Предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и иное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, могут быть отчуждены в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий».

Анализ опубликованных научных работ позволяет выделить две полярные позиции по этой проблеме. Одни авторы считают приватизацию объектов государственной собственности серьезнейшей ошибкой, которая может привести лишь к углублению кризиса в экономике и социальным потрясениям в обществе. Другие, наоборот, рассматривают приватизацию как необходимое условие выхода из кризиса, один из способов приобщения к мировой цивилизации.

К решению вопросов приватизации в Российской Федерации косвенно приступили с середины 80-х гг. прошлого века, когда наиболее ярко проявился перелом в экономических отношениях, повлекший впоследствии политический и идеологический кризис в России. Целями приватизации являлись формирование эффективной, социально ориентированной рыночной экономики, повышение активности субъектов хозяйствования, развитие конкуренции между ними и как следствие возрастание производительности труда, расширение и совершенствование производства. Однако спорным оказался выбор формы преобразования собственности, сделанный в начале 90-х годов.


Если рассматривать приватизационный процесс во времени, можно выделить следующие этапы приватизации:

1. Доваучерная приватизация.

2. Ваучерный (чековый) этап приватизации (1992 – 1994 г.).

3. Послечековый (денежный) этап приватизации (1994 г. – по настоящее время).

В настоящее время отношения приватизации в России регулируются Федеральным законом № 178-ФЗ от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества». Согласно этому закону, приватизация государственного и муниципального имущества – это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц[19].

Фактически с 2003 года можно говорить о современном этапе приватизации в России, основная цель которого – устранение негативных тенденций, сложившихся на предыдущих этапах и повышение эффективности управления государственным имуществом в целом. В то же время развивалась теория приватизации, дающая научное обоснование целесообразности приватизации для народного хозяйства и оценку её экономической эффективности.

Интерес к рассматриваемому вопросу в последнее время во многом связан с распоряжением премьер-министра РФ от 20.06.2012 года, где программа приватизации федерального имущества была расширена.

Для успеха приватизации необходима реформа управления государственной собственностью. Для повышения эффективности приватизационных реформ названы следующие меры:

1. Разработать нормативно-правовой документ о принципах управления государственной собственностью в России.

2. Обосновать целесообразности приватизации предприятий (особенно – крупных и стратегически значимых).

3. Предусмотреть возврат предприятия в государственную собственность при невыполнении условий приватизационного контракта.

4. Организовать постприватизационный мониторинг.

5. Содействовать повышению качества рынка.

Конкурирующими целями приватизации являются: привлечение средств в государственный бюджет, поиск стратегических партнёров, поиск стратегических инвесторов. Выбор приоритетной цели – это так же задача государства в лице соответствующих органов исполнительной власти.

Список использованных источников


  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (в ред. от 05.02.2014 г.) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. – Версия Проф, сетевая. – Электронные данные. – М., 2016.
  2. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде, утв. ВС СССР 23.11.1989 г. N 810-1 (ред. от 07.03.1991 г.) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. – Версия Проф, сетевая. – Электронные данные. – М., 2016.
  3. Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР: Закон РСФСР от 31.10.1990 г. N 293-1 // КонсультантПлюс: справочная правовая система. – Версия Проф, сетевая. – Электронные данные. – М., 2016.
  4. О собственности в РСФСР: Закон РСФСР от 24.12.1990 г. N 443-1 (ред. от 24.06.1992 г., с изм. от 01.07.1994 г.) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. – Версия Проф, сетевая. – Электронные данные. – М., 2016.
  5. Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий: Закон СССР от 01.07.1991 г. N 2278-1 // КонсультантПлюс: справочная правовая система. – Версия Проф, сетевая. – Электронные данные. – М., 2016.
  6. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ (ред. от 29.12.2015 г.) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. – Версия Проф, сетевая. – Электронные данные. – М., 2016.
  7. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. N 1662-р (ред. от 08.08.2009 г.) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. – Версия Проф, сетевая. – Электронные данные. – М., 2016.
  8. О внесении изменений в раздел I прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2011 - 2013 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 27.11.2010 г. N 2102-р: Распоряжение Правительства РФ от 20.06.2012 г. N 1035-р // КонсультантПлюс: справочная правовая система. – Версия Проф, сетевая. – Электронные данные. – М., 2016.
  9. Проект Постановления Правительства РФ "О Концепции управления федеральным имуществом на период до 2018 года" (по состоянию на 30.10.2012 г.), подготовлен Минэкономразвития России // КонсультантПлюс: справочная правовая система. – Версия Проф, сетевая. – Электронные данные. – М., 2016.
  10. Николаев И.С. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере недропользования в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. – 29 с.
  11. Основы национальной экономики: учеб. пособие / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 2009. – 685 с.
  12. Понамаренко Ю.С., Молодан И.В. Институциональные аспекты приватизации в России // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2013. – № 9. – С. 340 – 341.
  13. Седова Н.П. Формирование гражданско-правового понятия и значение приватизации в России // Вестник Владимирского юридического института. – 2015. – № 3. – С. 119 – 122.
  14. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. – М.: Статут, 2010. – 535 с.
  15. Эрделевский А.М. Нулевой вариант российской приватизации // Бизнес-адвокат. – 2000. – № 15. – С. 27 – 30.