Файл: Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема, связанная с поступлением на рынок продукции ненадлежащего качества, является одной из наиболее острых для многих стран, в том числе для России. Реализация населению недоброкачественной продукции имеет негативные экономические и социальные последствия. Наиболее серьезные последствия выражаются в том, что значительные денежные средства ежегодно не поступают в качестве налоговых платежей в бюджеты всех уровней. В разных уголках страны люди гибнут в результате употребления, использования опасной продукции. В целом, реализация недоброкачественной продукции не способствует созданию благоприятных условий для развития предпринимательства, в том числе пагубно влияет на инвестиционный климат в России.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы курсовой работы «Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг».

Цель курсовой работы заключается в определении основных направлений развития основ правового регулирования качества продукции, работ и услуг.

В ходе исследования в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:

1) рассмотреть особенности правового обеспечения качества продукции;

2) изучить нормативное содержание законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества продукции.

Объектом исследования в курсовой работы является правовое регулирование качества продукции, работ, услуг.

Предметом исследования в курсовой работе является рассмотрение отдельных вопросов, которые сформулированы в качестве задач данного исследования.

Методологической основой при написании курсовой работы по выбранной теме послужили общие принципы диалектики, которые способствуют обоснованию основных свойств исследуемых концепций, механизмов и процессов в их взаимосвязи.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

В специальной литературе категория «правовое обеспечение качества продукции» понимается как:

1) деятельность, связанная с регламентацией нормами права общественных отношений, возникающих в процессе управления качеством;

2) вид правовой деятельности по созданию и поддержанию в необходимых пределах правового регулирования отношений в сфере обеспечения качества продукции на всех этапах ее производства при помощи системы общеобязательных норм и ненормативных правовых средств;


3) составная часть правового регулирования качества. В некоторых случаях правовое обеспечение качества отождествляется с правовым регулированием качества.

Термин «правовое обеспечение» впервые возник в связи с созданием и функционированием автоматизированных систем управления (АСУ). Под АСУ понималась сложная «человеко-машинная» система, включающая совокупность административных и экономико-математических методов, средств вычислительной техники и связи, позволяющих соответствующим управленческим органам осуществлять оптимальное управление. Разработка и внедрение АСУ в управленческие процессы были необходимы в целях совершенствования учета, планирования и управления народным хозяйством на базе единой автоматической сети связи страны, при этом важное значение придавалось правовому обеспечению.

Содержание правового обеспечения АСУ составляли: правовой статус АСУ и ее место в системе государственного управления; правовые средства и методы обеспечения функциональной, организационной, технической и методологической совместимости АСУ различных уровней и назначений; правовое регулирование информационного, технического, математического обеспечения; правовое положение вычислительных центров; юридическая ответственность в условиях АСУ и др.

В связи с созданием в стране Единой системы государственного управления качеством продукции правовое обеспечение управления качеством продукции являлось одной из функций управления данной системы. Содержание упомянутой функции заключалось в опосредовании нормами права имущественных отношений, складывающихся на всех стадиях формирования, создания, обращения и эксплуатации продукции в целях обеспечения ее высокого качества. К основным задачам, обеспечивающим реализацию указанной функции, относились:

1) разработка и принятие нормативных правовых актов, регулировавших отношения на всех уровнях управления и стадиях жизненного цикла продукции;

2) разработка соответствующих положений о надзорных и контрольных органах, эффективной системы санкций, применяемых за выпуск недоброкачественной продукции, систем правовых гарантий, обеспечивающих реализацию защиты прав потребителей.

Право, являясь не только средством закрепления, упорядочения общественных отношений, но и мощным рычагом преобразования общественных порядков, дальнейшего развития общественных отношений обладает присущими ему свойствами: нормативностью, формальной определенностью, принудительностью, динамизмом, системностью. В этом заключается его социальная ценность и действенность.


Обеспечение качества продукции посредством права включает в себя разработку, исполнение и применение норм законодательства; разработку, утверждение и использование локальных нормативных актов предприятий. А также: заключение и исполнение договоров в связи с производством и реализацией продукции; использование в необходимых случаях и пределах системы правовых гарантий, мер юридической ответственности и оперативного принудительного воздействия. При этом правовое обеспечение качества «нельзя упрощенно понимать и сводить только к обеспеченности качества продукции юридическими нормами и средствами. Обеспечение качества продукции правом не есть самоцель правового обеспечения. Основная цель последнего заключается в упорядочении какой-либо другой предметной деятельности» – производства и обращения на рынке продукции надлежащего качества.

Правовое обеспечение качества продукции – это не просто разновидность человеческой деятельности, это специфическая разновидность правовой деятельности – «сложной, высокоорганизованной и динамичной системы, органично включенной в … правовой механизм общества». Правовое обеспечение качества продукции – это «сложное, внутренне дифференцированное единство многих составляющих ее (этой деятельности) компонентов (субъектов, целей и результатов, действий и операций, средств и способов их осуществления), которые не только функционально взаимодействуют, но и органически соединены между собой с помощью разветвленной сети генетических и структурных, горизонтальных и вертикальных, координационных и субординационных, пространственных и временных, управленческих и иных связей и отношений».

Данная правовая деятельность предполагает разработку и использование соответствующей системы правовых средств в целях достижения и поддержания необходимого уровня качества продукции на всех этапах ее жизненного цикла. С учетом сказанного, ключевыми элементами, образующими содержание категории «правового обеспечения качества продукции», наряду с понятием «деятельности», выступают следующие понятия: «правовое средство», «уровень качества продукции», «жизненный цикл продукции (ЖЦП)».

Реализация идеальной цели для достижения материального результата требует определенной деятельности, а также средств, с помощью которых цель объективируется. В деятельности человека, использующего соответствующие средства, субъективный характер цели превращается в объективность – воля «представляет собой процесс перевода субъективной цели в объективность через опосредование деятельности и некоторого средства, цель «смыкает себя через некоторое средство с объективностью…». Следовательно, «в этом смысле воля становится объективной лишь через выполнение своих целей». Деятельность воли заключается в том, что «она снимает противоречие между субъективностью и объективностью, перемещает свои цели из первого определения во второе…», используя при этом соответствующие средства.


Для реализации цели необходимы средства. Именно средства выступают в качестве связующего звена между субъектом цели и объектом его деятельности, направленной на достижение определенного результата. Без средств цели нереальны, неосуществимы, равно как и при отсутствии целей существующие средства не приводят к какому-либо результату. Более того, при наличии и целей, и средств нужна еще деятельность, которая при помощи средств превращает цели в результат.

Материальные средства достижения указанной выше цели (достижение и поддержание необходимого уровня качества продукции на всех этапах ее жизненного цикла) – это, во-первых, основные фонды, то есть «материально-вещественные ценности, используемые в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг…, которые длительное время участвуют в производственном процессе и постепенно, по мере физического и морального износа, переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции (работ, услуг)» (здания, строения, сооружения, машины, оборудование, приборы, устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент и пр.). Во-вторых, оборотные фонды, которые «переносят свою стоимость на готовую продукцию (работы, услуги), как правило, в одном производственном цикле. Причем оборотные фонды нередко утрачивают свои физические, химические и другие свойства» (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, запасные части и другие материальные ресурсы).

В качестве идеальных средств правового обеспечения качества продукции выступают «средства (инструменты) юридического воздействия, то есть такие правовые явления, которые «работают» в правовом опосредствовании общественных отношений». Роль правовых средств в обеспечении качества продукции значительна. Своевременность установления, целесообразность использования и внутренняя содержательная непротиворечивость указанных правовых средств обуславливают в целом эффективность правового регулирования отношений, связанных с производством и обращением продукции. По меткому утверждению И.В. Цветкова: «неэффективность современной российской экономики в немалой степени обусловлена ничем иным, как неверным выбором правового инструментария для упорядочения и рациональной организации складывающихся в нашей стране новых производственных отношений, а также неумелым применением данного инструментария на практике».

Понятие и сущность категории «правовых средств» до сих пор остаются дискуссионными в юридической науке. При этом необходимость существования рассматриваемой категории никем не оспаривается.


Правовые средства понимаются большинством ученых-юристов как правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.

По мнению С.С. Алексеева, система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения образует понятие механизма правового регулирования. Под правовыми средствами С.С. Алексеев понимает юридические нормы, правоотношения, акты и др. Другой ученый, Р.З. Лившиц, к числу правовых средств относит юридические нормы, индивидуальные предписания применения права, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей. Таким образом, с общетеоретических позиций правовые средства понимаются в широком, собирательном значении. Именно широкое понимание категории «правовых средств» впоследствии сделало возможным проведение их классификации по самым различным основаниям и критериям.

Специальное значение правовых средств в хозяйственных отношениях впервые было показано Б.И. Пугинским. Так, исследуя место гражданско-правовых средств в указанных отношениях, он отмечал, что не правовые нормы, а живые акты создания и применения юридических инструментов есть непосредственная действительность права. Он определял правовые средства как сочетания (комбинации) юридически значимых действий, совершаемых субъектами с дозволенной степенью усмотрения и служащих достижению их целей (интересов), не противоречащих законодательству и интересам общества. В более узком значении правовые средства могут рассматриваться как юридические способы решения субъектами соответствующих задач, достижения своих целей (интересов). К числу правовых средств указанный автор относит договор, меры имущественной ответственности, оперативного воздействия и иные объекты, взятые в особом значении – как способы решения гражданами и организациями экономико-социальных задач. Впоследствии Б.И. Пугинский разработал так называемую деятельностную (инструментальную) концепцию права, суть которой заключается в том, что правовые средства не обязательно должны быть зафиксированы догмой (нормами) права. Свобода усмотрения, широкая степень дозволительности составляют необходимые условия применения правовых средств, делают их именно средствами для оперирующего с ними лица.

Хотя Б.И. Пугинскому удалось показать потенциальные положительные возможности правовых средств в решении хозяйственных задач предприятий и организаций, не все ученые-юристы поддержали его позицию. В частности, С.С.Алексеев считает, что попытки свести правовые средства только к определенному кругу правовых явлений, притом таких, которые во многом носят «ненормативный» характер, вряд ли могут увенчаться успехом. Б.И. Минц отмечает, что правовые средства не являются собирательной категорией, подобно категории механизма правового регулирования. Напротив, они сами входят в этот механизм. Правовые средства он определял как способы и приемы действий, выработанные юридической практикой и выражающие оптимальные варианты поведения субъектов отношений на стадии осуществления права. Так, правовым средством, с помощью которого стороны упорядочивают свои отношения в случае недостачи при поставках, выступает конкретный набор действий, совершаемых в определенной последовательности. В заключении Б.И. Минц приходит к выводу о том, что правовые средства представлены во всех тех правовых категориях, которые связаны с правоосуществительной деятельностью. Внимание следует концентрировать на том, какие приемы и способы необходимы для оптимального исполнения сторонами своих прав и обязанностей. В.С. Белых возражает против определения права как системы правовых средств. «Такая характеристика права (читай: инструментальная концепция права) вносит в научный оборот большую неопределенность, а понятие «право» превращается в категорию с весьма неустойчивыми границами. Вместе с тем известно, что неопределенность базовых терминов приводит к разрушению категорийного аппарата».