Файл: Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право в целом правильно считать средством социального управления. Так, Р.О. Халфина вполне обоснованно отмечала, что право обладает следующими характеристиками, которые имеют существенное значение для выполнения им функций социального управления:

1) понимание права как системы правил поведения, и тем самым включение права в общую нормативную систему общества;

2) неразрывная связь права с государством;

3) соблюдение норм права посредством возможности применения средств государственного принуждения;

4) наличие присущих праву формальной определенности и общеобязательности.

Далее подчеркивалось, что право создает общую нормативную систему, воздействующую на формирование управленческих решений. При этом право регулирует не только отношения, складывающиеся в процессе управления, но и саму организацию этой системы.

С учетом сказанного, следует сделать вывод о том, что правовое обеспечение качества продукции предусматривает разработку (согласование, установление) и использование определенной совокупности правовых средств. При этом, как правило, исходят из того, что, во-первых, правовые средства – это широкое собирательное понятие, имеющее различную контекстуальную окраску; во-вторых, в силу универсальности категории «правового средства», данная категория представляет значительный интерес для юридической науки, в том числе для науки гражданского и предпринимательского права; в-третьих, основную часть средств правового обеспечения качества продукции следует классифицировать по признаку нормативности (зафиксированности нормой права) на общеобязательные (публичные, нормативные) и частные (ненормативные) средства правового обеспечения качества продукции. В-четвертых, большинство средств правого обеспечения качества продукции являются средствами правового регулирования предпринимательской деятельности: «Правовые средства регулирования предпринимательской деятельности характеризуются рядом особенностей, отражающих особенности предпринимательства и предпринимательского права, в том числе закрепление их в законе; применение их в соответствии с законом; соответствие результата их использования ближайшей законно установленной цели (охраняемому публичному интересу)». В-пятых, для правового обеспечения качества продукции значение имеет согласованное взаимодействие и функционирование названных правовых средств в рамках особого правового механизма, имеющего стадийный, процедурный характер. В-шестых, отличительной чертой правового инструментария в сфере обеспечения качества продукции является его комплексный, межотраслевой характер.


ГЛАВА 2. О НОРМАТИВНОМ СОДЕРЖАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Серьезную роль в борьбе за высокое качество продукции должно играть право, его нормативные и ненормативные средства. Значение ненормативных средств в решении названной проблемы огромно. К примеру, мощным ненормативным средством правового обеспечения качества продукции выступает договор: регулирующие возможности договора характеризуются известной универсальностью. Субъекты вправе решать в договорах разнообразные экономические, организационные, социальные и иные вопросы, которые касаются лишь их взаимоотношений. Основную часть (до 90%) содержания договоров стороны призваны вырабатывать самостоятельно. Вследствие этого раскрытие возможностей договора непосредственно зависит от деловой активности, инициативы и, что не менее важно, уровня владения юридических и хозяйственных кадров передовыми приемами договорной работы.

Договор в ряду иных ненормативных правовых средств – гарантийных и внедоговорных обязательств, мер оперативного воздействия, гражданско-правовой ответственности – следует считать основным ненормативным средством, «инструментом создания прибавочной стоимости, конкурентной борьбы, рыночного планирования, кооперирования и специализации производства, повышения качества товаров (работ, услуг), рентабельного управления прибылью.

Обеспечение поступления на отечественный рынок продукции надлежащего качества в определяющей степени зависит от нормативно-правового регулирования данной сферы общественных отношений. Нормативность в правовой сфере означает не просто формирование типичного правила, а нечто большее – гарантию осуществления субъективного права. Обладатель субъективного права не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена, защищена общеобязательностью нормы, за которой стоит мощь государства. Правовая норма рассчитана на неопределенное число типичных проявлений общественного поведения и носит общий характер. Ее ценность заключается в ее неперсонифицированности, неконкретности ее адресатов. В принципе она обращена не к данному, строго определенному, а к любому и каждому лицу, которое сейчас и в будущем (пока действует норма) окажется в ситуации, предусмотренной ее содержанием.


Непосредственно нормативность выражена в позитивном праве, иными словами в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде. Важно и то, что нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы. В качестве важнейшего проявления права, формы его жизнедеятельности выступают нормативные акты. Юридическая наука традиционно рассматривает их как источники (формы) права, каждый из которых в концентрированном виде воплощает в себе характерные праву свойства, притом в специфической нормативно-структурной форме. Нормативно-правовые акты образуют понятие «законодательство». Указанное понятие применяется для характеристики законов и подзаконных нормативно-правовых актов, но, прежде всего, оно должно использоваться для характеристики множества законов.

Законодательство, как совокупность нормативно-правовых актов, содержит юридические нормы и всегда направлено на регулирование определенной сферы общественных отношений.

В зависимости от направленности, содержания и нормативных источников все юридические нормы качества продукции условно можно поделить на регулятивные, охранительные, процедурные, декларативные, дефинитивные, оперативные, нормы-принципы. Регулятивные и охранительные нормы составляют ядро данного законодательства ввиду их особой юридической направленности. Регулятивные нормы непосредственно направлены на установление определенного варианта поведения путем предоставления участникам общественного отношения позитивных субъективных прав и возложения на них позитивных юридических обязанностей. Правоохранительные предписания направлены на определение поведения субъектов путем регламентации мер государственно-принудительного воздействия (санкций): их оснований, характера, объема. Специализированные нормы (декларативные, дефинитивные, оперативные, нормы-принципы) непосредственно не влекут возникновения конкретных правоотношений, связанных с качеством продукции. Это нормы, «не имеющие непосредственного юридического значения, а лишь помогающие уяснить мотивы и цели издания акта и т.д.». «…При регламентировании общественных отношений они как бы присоединяются к регулятивным и правоохранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. …Рассматриваемые нормы – … продукт глубокой функциональной специализации права…».


Регулятивные нормы содержатся в отраслевых актах, а также в актах комплексного характера. Нормы гражданского законодательства регламентируют обязанности изготовителей, продавцов, подрядчиков, перевозчиков, экспедиторов, хранителей, связанные с надлежащим выполнением договорных обязанностей в части изготовления, продажи, перевозки, хранения продукции. Ряд норм, независимо от содержания договора, имеет обязательный характер. Так, Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусматривает следующую обязанность изготовителя – устанавливать на продукты питания, парфюмерно-косметические товары … срок годности. Другая группа регулятивных предписаний формулируется в виде обязанностей изготовителей (исполнителей, продавцов) провести специальные юридические процедуры проверочного типа. Такие процедуры направлены на определение соответствия продукции заданным в законодательстве требованиям. Изготовители (исполнители, продавцы) нормативно обязываются обеспечивать в ходе своей дальнейшей хозяйственной деятельности указанное соответствие, включая исполнение выданных контролирующими государственными органами предписаний. Следовательно, обязывающие нормы отражают динамику (развитие) механизма правового обеспечения качества продукции. Нормативная статика данного юридического механизма оформляется посредством норм-запретов и управомочивающих норм. Нормы запрещающего характера устанавливают запрет на продажу товаров, не прошедших проверку на соответствие обязательным требованиям либо не имеющих необходимых документов, запрет на введение в оборот поддельных и фальсифицированных товаров и т.п. Например, Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещает продажу товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен (п. 5 ст. 5). Запрещает продажу товара, в том числе импортного, без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, установленным законом (п. 4 ст. 7).

Управомочивающие нормы предоставляют права по поводу качества продукции, связанные с совершением управомоченным лицом положительных действий. Права по поводу качества продукции связаны либо с совершенствованием потребительских (эксплуатационных) свойств продукции, либо с возможностью проведения дополнительных проверок качества. Так, Гражданский кодекс РФ предоставляет возможность продавцу передать покупателю товар повышенного качества (п. 4 ст. 469), предоставить на передаваемый товар гарантию качества на условиях, предусмотренных договором (п. 2 ст. 470). ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» предусматривает право заявителя по своей инициативе пройти процедуру добровольного подтверждения соответствия на основании договора, заключенного с органом по сертификации (ст. 21), право маркировать продукцию, прошедшую процедуру добровольной проверки, знаками соответствия (ст. 22).


В качестве особой разновидности регулятивных норм в системе законодательства о качестве продукции следует назвать технико-юридические нормы. Хотя в современных научных классификациях обязывающих, запретительных, разрешительных и иных норм они и не находят места. В правовой и экономической литературе к техническим нормам обычно относят нормы, которые регламентируют порядок обращения людей с орудиями труда, с техникой производства, с предметами и силами природы. В юриспруденции техническим нормам принято противопоставлять социальные нормы. Последние предназначены для регулирования общественного поведения людей, в котором люди выступают в их взаимоотношениях с обществом, коллективом, другими людьми, когда прямо и непосредственно проявляется сущность человека как «совокупность всех общественных отношений». Социальные нормы призваны быть средством защиты интересов общества. «Человек наказывается за нарушение норм той организации, в которую он органически входит (общество, класс, коллектив). Наказание может иметь различные формы и виды: моральные или правовые». Вследствие этого в теории права юридические нормы относят к категории социальных норм. Применительно к нормативно-правовому регулированию качества продукции, противопоставлять технические нормы юридическим бесперспективно, прежде всего, с точки зрения дальнейшего развития и совершенствования законодательства РФ о качестве продукции. Технико-юридические нормы являются нормативной частью правового регулирования качества продукции, образуя устойчивую группу норм преимущественно обязывающего характера.

Большинство современных технико-юридических норм являются частью технических регламентов. Последние, по смыслу ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», должны приниматься в форме нормативно-правовых актов: международных и межправительственных соглашений РФ, федеральных законов, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ. Технико-юридические нормы, таким образом, обязательно должны иметь внешнюю строго формализованную объективированную форму. В противном случае добиться их исполнения будет невозможно. Закон в целях совершенствования производства, повышения уровня качества продукции (работ, услуг), в целях содействия распространению полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний, разработок) предоставляет организациям-изготовителям, научным организациям, общественным и саморегулируемым организациям право разработки и принятия собственных стандартов качества. Факт законодательного закрепления указанного права организаций следует рассматривать как проявление государственной воли в области правового обеспечения качества продукции. Следовательно, по своей сущности технико-юридические нормы субъективны в том смысле, что являются продуктом правотворческой деятельности государственных органов, приобретая, тем самым, субъективный характер. Указанные нормы обретают и объективное качество, поскольку сама сущность права объективна. Происходит, как и с юридическими нормами, своеобразное раздвоение технико-правовых норм на «объективные и субъективные моменты». Технико-юридические нормы составляют содержание многих нормативных актов о качестве продукции. В одних случаях технико-юридические нормы формулируются как определенное должное действие (поведение). Но в большинстве случаев – в виде конкретных требований, предъявляемых к определенным объектам . По своему внутреннему строению технико-юридические нормы состоят из гипотез и диспозиций. Указывают на условия действия норм, а также на сами правила поведения (предписывают, как должны действовать субъекты, попавшие в условия, обозначенные в гипотезах).