Файл: Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Охранительные нормы устанавливают санкции в нашем случае за нарушение законодательства РФ о качестве продукции, в том числе санкции за нарушение технико-юридических норм качества. Содержатся, как правило, в отраслевых кодифицированных актах. При этом обязательность норм о качестве, включая обязательность технико-юридических норм, опирается на силу санкций других правовых норм, большинство из которых носит бланкетный характер. Как известно, «особенность позитивно-правового содержания бланкетной нормы состоит в том, что в нем имеется общая ссылка на то или иное специальное правило без раскрытия его конкретного содержания». По такой формуле построены санкции норм КоАП РФ, УК РФ. К примеру, п. 1 ст. 9.4 КоАП РФ устанавливает, что нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства…влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей… Нормы ГК РФ предусматривают последствия передачи (поставки) товара ненадлежащего качества, ответственность подрядчика за ненадлежащее качество выполненной работы. Ответственность перевозчика за повреждение (порчу) груза, ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции в части не обеспечения надлежащего качества перевозимой продукции и т.д. (ст. ст. 475, 503, 505, 518, 538, 542, 723, 754, 761, 796, 803 и др.). Нормы ГК РФ об ответственности, касающиеся качества продукции, могут состоять из двух элементов: гипотезы и санкции. Например, нормы за передачу товара ненадлежащего качества. Право выбора конкретной санкции предоставляется покупателю. Размер санкции определяется по соглашению сторон, а при недостижении соглашения – судом. Характер санкций охранительных гражданско-правовых норм в области регулирования качества продукции носит компенсационно-восстановительный характер и отражает в целом специфику гражданско-правовой ответственности. В редких случаях охранительная норма Кодекса может устанавливать штрафной характер санкции, как в случае со ст. 505 ГК РФ: в случае неисполнения продавцом обязательства по договору розничной купли-продажи возмещение убытков и уплата неустойки не освобождают продавца от исполнения обязательства в натуре.

Определенное место в законодательстве о правовом обеспечении качества продукции занимают процедурные нормы. Процедура, согласно Толковому словарю русского языка Ушакова, – это порядок выполнения, ряд последовательных действий, необходимых для выполнения чего-нибудь. Для реализации норм материального права в некоторых случаях необходимы нормативные предписания процедурного характера. Принято считать, что процедурные нормы характерны для процессуальных отраслей законодательства. В них (процедурных нормах) закрепляется технология реализации материальных норм права: «процессуальные нормы права …закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав», «нормы процессуального права регулируют процессуальный порядок и процедуры практической реализации…уже установленных норм материального права. В результате анализа норм материального права (в данном случае норм гражданского законодательства), с точки зрения их процедурной составляющей, можно утверждать о наличии в материальных отраслях права процедурно-нормативных предписаний организационного характера. Данные предписания характеризуют порядок последовательной смены конкретных актов поведения, который составляет основное содержание материальных процедурных норм. Отражают динамику конкретного правового механизма, «обеспечивают реализацию … статусных норм». Служебное значение процедурных юридических норм в рассматриваемой сфере законодательства выражается в предназначенности данных норм определять порядок практической реализации основных «статусных» нормативных предписаний о качестве продукции. В рамках законодательства об обеспечении качества продукции можно говорить о четырех основных группах процедурных норм.


Первая группа – процедурные нормы, связанные с разработкой нормативно-правовых актов о качестве и безопасности продукции. Условно данную группу норм можно обозначить как процедурные нормы правотворческого характера. Речь, в частности, идет о нормах ст. 9 ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», которая устанавливает порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента, ст. 9.1 регламентирует порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента, принимаемого нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и т.д.

Вторая группа процедурных норм – нормы, прописывающие процедуры оценки соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Частично содержатся в ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», посвящены порядку применения форм подтверждения соответствия (ст. ст. 20–24, 26, 27 и др.). Основная часть норм содержится в технических регламентах, национальных стандартах и сводах правил.

Третья группа процедурных норм касается регулирования договорных отношений, возникающих по поводу проектирования, изготовления (строительства), продажи, перевозки, хранения и утилизации продукции. Здесь речь идет как об общих нормах ГК РФ о порядке исполнения обязательств, процедурах заключения, изменения и расторжения договора, так и о нормах части второй ГК РФ о процедурных особенностях отдельных видов договорных обязательств – купли-продажи (поставки), подряда, возмездного оказания услуг, перевозки, транспортной экспедиции, хранения. Нормы, уточняющие отдельные процедурные вопросы, касающиеся договорных отношений в области качества продукции, встречаются и в иных нормативно-правовых актах. К примеру, в ФЗ от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (ст. 3), в ФЗ от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (ст. ст. 5, 6).

Четвертая группа норм предписывает процедуры привлечения к ответственности за нарушение требований законодательства в области обеспечения качества продукции и условий договоров. Имеются в виду общие и особенные нормы ГК РФ об ответственности за нарушение договорных обязательств, а также охранительные нормы других законодательных актов.

Теперь об особенностях специализированных норм законодательства РФ в области обеспечения качества продукции. Декларативные нормы, как «нормативные предписания, включающие в себя положения программного характера, …содержащие нормативные объявления», содержатся в основном в Конституции Российской Федерации. Относительно сферы регулирования качества продукции к их числу можно отнести правила п. 1 ст. 20 о том, что каждый имеет право на жизнь, п. 1 ст. 41 о праве каждого на охрану здоровья, положения ст. 42 о праве каждого на благоприятную окружающую среду. Декларативные положения, касающиеся государственной политики в области качества продукции, можно встретить в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Послание Президента РФ нельзя отнести к нормативным актам и к актам применения права. Это правовой акт, содержащий политические нормы, особая разновидность политико-юридических документов, закрепляющих основы, принципы, цели, направления государственной политики, в том числе государственной экономической политики» и такой разновидности государственной экономической политики, как политика государства в области обеспечения качества продукции. В частности, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г. отмечается, что отечественная экономика должна переориентироваться на реальные потребности людей. А они сегодня главным образом связаны с обеспечением безопасности, с улучшением здоровья… Развитие производства должно происходить только там, где есть реальная конкуренция. Российским потребителям нужно создать доступ к недорогим качественным товарам. И задача российских компаний – научиться их производить. Ежегодные Послания Президента РФ важны тем, что определяют направления дальнейшего развития отечественного законодательства.


Важное место в законодательстве РФ об обеспечении качества продукции следует отводить дефинитивным нормам и нормам оперативного действия. Дефинитивные нормы закрепляют в обобщенном виде признаки основополагающих юридических терминов и понятий в целях объяснения их юридического значения, облегчения исполнения регулятивных нормативных предписаний, единообразного использования юридических терминов и категорий в соответствующей сфере правового регулирования. В частности, они содержатся в ст. 2 «Основные понятия» ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и в ст. 2 «Основные понятия» ФЗ от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», в начальных статьях всех принятых Федеральных законов о технических регламентах, в нормативных текстах технических регламентов, утвержденных Постановлениями Правительства РФ. Например, ст. 4 ФЗ от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», п. 3 гл. 1 Технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. № 307. В актах технического законодательства нормы-дефиниции играют особую роль ввиду «перегруженности» данных актов специфическими терминами, многие из которых имеют технический характер. Здесь без дефинитивных разъяснений законодателя обойтись невозможно.

Оперативные нормы, (в некоторых источниках они именуются темпоральными нормами), важны для нормативного обеспечения качества продукции тем, что содержат необходимую информацию о действии законодательных актов во времени, устанавливают даты вступления в силу нормативно-правовых актов, касающихся качества продукции, указывают на акты, подлежащие отмене. При помощи оперативных норм изготовители (исполнители, продавцы), покупатели, правоприменительные органы могут получить необходимую информацию о нормативно-правовом режиме регулирования качества продукции в определенный момент времени. Начиная с того, каков характер и объем обязательных предписаний, установленных государством в отношении конкретных видов продукции, и заканчивая размером санкций, нормативно установленных за совершение правонарушений, связанных с производством и обращением недоброкачественной продукции.

Большинство норм-принципов, регулирующих качество продукции, устанавливаются комплексными законодательными актами специального технического характера, встречаются в конкретных технических регламентах, национальных стандартах, могут содержаться в других нормативных актах. С точки зрения нормативно-правового регулирования качества товаров, важны многие нормы-принципы ГК РФ. В частности, нормы, устанавливающие равенство участников отношений, регулируемых гражданским законодательством, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, за исключением случаев, предусмотренных законом; нормы ГК РФ о необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных гражданских прав, их судебной защиты (п. 1 ст. 1 ГК РФ), приобретения и осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Важны нормы-принципы о свободном перемещении товаров на всей территории РФ, установленные в п. 3 ст. 1 ГК РФ, п. 2 ст. 1 ФЗ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [27], а также нормы о свободе договора (ст. 421 ГК РФ). Нормативно-правовое регулирование отношений в области обеспечения качества продукции должно всецело выстраиваться на признании перечисленных норм-принципов ГК РФ.


Развивать нормативно-правовое регулирование качества продукции следует исходя из тесной привязки нормативных принципов в области обеспечения качества продукции с иными нормативными принципами. В частности, с принципом предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции (п. 1 ст. 1 ФЗ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). В тесной привязке с принципом государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 6, 16-25 ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). С принципом реализации прав покупателей (потребителей) на получение добросовестной и достоверной рекламы относительно рекламируемых товаров (ст. 1 ФЗ от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»). С учетом сказанного, в целях действительного обеспечения поступления на российский рынок продукции высокого качества считаем необходимым выстраивание всего законодательства РФ в области обеспечения качества продукции в строгом соответствии с указанными отраслевыми и комплексными нормативными принципами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

Понятие «правовое обеспечение качества продукции» - это особая разновидность правовой деятельности по разработке и использованию совокупности специальных правовых средств в целях достижения в процессе производства оптимального уровня качества продукции и поддержания указанного уровня на всех стадиях формирования качества.

По признаку нормативности все средства правового обеспечения качества продукции следует подразделять на следующие группы:

1) нормативные правовые средства: технические регламенты, национальные стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, локальные нормативные акты предприятий-изготовителей (исполнителей, продавцов);