Файл: Социально-психологический климат организации Факторы  проблема формирования  социальная социально-психологического  решить климата().pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ОРГАНИЗАЦИИ

Понятие социально – психологического климата

1.2 Факторы  проблема формирования  социальная социально-психологического  решить климата

ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ  анализа ОСОБЕННОСТЕЙ  благополучие СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  высокий КЛИМАТА  выраженным КОЛЛЕКТИВА ООО «СПЕКТР»

2.1 Краткая  проявляющиеся характеристика  первого организации

2.2 Исследование  степень существующего  ошибки социально-психологического  трудом климата в ООО «Спектр»

2.3 Диагностика  после социально-психологического  наненко климата

3.1 Разработка  зани этапов  приложение по совершенствованию  работе социально-психологического  улучшить климата

3.2 Мероприятия  притязаний по внедрению  внутренней проекта

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Люди - самый главный ресурс организации, важнейший источник производительности. Знаменитый на весь мир бизнесмен Генри Форд твердо заявлял: «Вы можете забрать мои фабрики, сжечь мои здания, но оставьте мне людей, и я все восстановлю». Действительно, организация не может сама увеличить свою производительность - это могут люди. Они являются действительно ценным достоянием любой организации.

Системы устаревают. Здания рушатся. Оборудование изнашивается. А люди могут расти, развиваться и работать более эффективно, особенно если их руководитель знает, на что они способны, и умеет направить их силы в одно русло, что выполняется постановкой общей цели и мотивированием к труду. Поэтому эффективное управление «человеческими ресурсами», создание оптимального социально-психологического климата выдвигается в число критических факторов экономического успеха.

Изучение социально-психологического климата коллектива издавна привлекает внимание исследователей-психологов. О нем написаны десятки монографий и диссертаций, сделаны сотни докладов на научных конференциях и симпозиумах. Однако ученым пока так и не удалось окончательно договориться, что же такое социально-психологический климат. Сегодня существует более сотни определений данного явления и не меньшее количество методик его изучения.

Актуальность темы. Среди проблем, которыми занимается социальная психология, одной из центральных мест занимает функционирование малой группы. «Жизнь» группы нельзя представить без разнообразия межличностных отношений, сопровождающих, как решение групповых задач, так и иные формы активности. При этом складывающиеся в группе межличностные отношения отражаются ее членами в форме различных оценок и переживаемых ими эмоциональным состоянием.

В свою очередь, социально-психологический климат - очень важный фактор для жизни группы. Качественная сторона межличностных отношений внутри малых групп является фактором либо способствующим, либо препятствующим, сдерживающим продуктивность совместной деятельности в целом и личности, в частности. В одних условиях группа функционирует оптимально и ее члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал, в других - люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени.

Желание улучшить условия жизни в группе, как и рабочую обстановку, присуще каждому человеку. Руководитель, педагог, да и любой член группы стремящийся, чтобы в его коллективе был благоприятный психологический климат, должен четко понимать, что собой представляет климат в научно-психологическом плане, от чего он зависит и на какие его компоненты следует влиять. Это определило тему настоящей курсовой работы.


Цель исследования: исследовать сущность, структуру и детерминанты социально-психологического климата в группе.

Объект исследования: психологический климат как социально-психологическое явление.

Предмет исследования: сущностные характеристики социально-психологического климата, его компоненты и факторы формирования.

Задачи исследования:

-выявить основные факторы, влияющие на формирование социально--психологического климата;

-определить факторы формирования социально-психологического климата;

- исследовать социально-психологического климат в организации;

- провести диагностику социально-психологического климата ;

- разработатьа  игаэ мероприятий  условий по совершенствованию  коллектива в улучшении  каждую социально – психологического  справедливость климата  пользуются на предприятии.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ОРГАНИЗАЦИИ

Понятие социально – психологического климата

В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Так, в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова: климат - это «многолетний режим погоды какой-нибудь местности». Таким образом, можно отметить, что понятие «климат» в своем исходном русском значении используется с одной стороны для целостной характеристики природных условий, а с другой стороны предполагает наличие множества более частных параметров, описывающих эти условия.

В психологии, понятие «климат» используется в переносном, метафорическом смысле (хотя мы привычно говорим о «теплом» или «прохладном» климате в каком-либо коллективе). [1]

По мнению Л.Г. Почебут, одним из первых, понятие «психологический климат» рассмотрел Н.С. Мансуров.[2] При этом значительный вклад в изучение данного социально-психологического явления внес Б.Д.Парыгин. Так в Кратком психологическом словаре под редакцией Л.А. Карпенко, А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского можно встретить следующее определение: «социально-психологический климат - это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий» М.Ю. Кондратьев определяет социально - психологический климат как интегральную характеристику системы межличностных отношений в группе. Как видно, эти определения близки по своей сути и подчеркивают такую черту климата, как отражение целостной специфики отношений между людьми в некоторой общности.3


Социально-психологический климат в понимании В.М. Шепеля - это «эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения интересов и склонностей».4 Таким образом, данный автор видит сущность психологического климата, прежде всего, в эмоциях. Н.И. Конюхов в своей работе «Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы» объединяет приведенные выше мнения, связывая «климат» как с межличностными отношениями, так и с возникающим на их основе настроем. По мнению других ученых, по своему психологическому статусу социально-психологический климат - не собственно эмоциональное явление, а «своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального».

Для обозначения психологического состояния группы используется не только понятие «социально-психологический климат», но и «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», «климат организации», «микроклимат» и др.

Термин «атмосфера» также впервые появился в метеорологии. Большинство исследователей, соглашаются с тем, что психологическая атмосфера и психологический климат отражают близкие явления (а иногда данные термины используются как синонимы). В частности, Б.Д. Парыгин исходил из того, что социально-психологический климат всегда характеризуется специфической атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника и, несомненно, зависит от общего состояния окружающих людей.[3] В свою очередь, атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной.

Как отмечал Б.Д. Парыгин, понятия «социально-психологический климат» и «психологическая атмосфера» тождественны. Сама атмосфера, по его  таблица словам,  формирования очень  офис изменчива  проведении и характеризуется  этого высокой  персонал степенью которое подвижности.  результатам Б.Д. Парыгин  общую характеризует  полученная атмосферу  необходимо как  косметика неустойчивую,  всего постоянно  калина изменяющуюся  самым и подчас  целом неуловимую  климат сторону  условиям коллективного  центр сознания. Духовная  социальная атмосфера  совпадают в его  именно понимании - это «специфическое  метод психическое  стимулирование состояние  совпадают той  структура или  своей иной  решить группы  была людей,  обширных проявляющееся  диагностика в общении  исходного их друг  получает с другом  климат и стиле  организацией совместного  соответствуют поведения»


Таким образом, можно сказать, что под социально-психологическим климатом понимается та же духовная атмосфера, только уже относительно более устойчивая и преобладающая, или психический настрой людей, который проявляется в отношениях друг к другу, к работе и к окружающим событиям, их душевные переживания и волнения.

В  того связи  данным с этим,  климата при  калина изучении  персонал климата  опосредуются можно  общую выделить  ошибки два  спецификой аспекта:

Первый  сближения уровень - статический,  этом относительно  климата постоянный. Это  внутри устойчивые  проблемные взаимоотношения  прошлые членов  зависимости коллектива. На  понять этом  которые уровне  итогам социально-психологический  возрастной климат  верной понимается  итогам как «устойчивое,  среди достаточно  является стабильное  определенной состояние,  после которое,  труда однажды  возрастной сформировавшись,  баллов способно  повышение долгое  климат время  часто не разрушаться  калина и сохранять  реакции свою  аспект сущность,  подчас несмотря  типа на те трудности,  степенью с которыми  предлагает сталкивается  данные группа». С  стимулирование этой  несколько точки  долга зрения,  стержневым сформировать  аппараты благоприятный  мегамодный климат  благоприятнее в группе  факторов довольно  калина трудно,  подача но в то же время  устойчивости легче  распределении поддерживать  респондентов его  рядом на определенном  влияет уровне,  уровень уже  уставом сформированном  высокий ранее. Контроль  менее и коррекция  климат свойств  нуждаются социально-психологического  которое климата  проявление осуществляются  аллы членами  объективных группы  определились эпизодически.[4]

Второй  настоящее уровень  всех динамический,  будут меняющийся,  конфликтностью колеблющийся. Это  формальная каждодневный  адаптации настрой  среди сотрудников  этом в процессе  выявлены работы,  повышает их психологическое  методик настроение. Этот  интегративным уровень  директор описывается  организацией понятием «психологическая  рекомендаций атмосфера». В  выявлены отличие  этом от социально  проблема психологического  оказывает климата,  антипатия психологическая  потому атмосфера  вересаева характеризуется  внешних более  нужно быстрыми,  необходимо временными  третья изменениями  селезнева и меньше  сегодняшней осознается  учетом людьми.

В.П. Пак,  кадровым на основе  интерес анализа  всем источников,  воплощение делает  персонал вывод,  исследуемом что  климата в отечественной  наращивание литературе,  метод социально-психологический  опосредуются климат  культура изучался  менее применительно  итоговые к трудовому  создание коллективу  модных в организации. В  направлениям связи  целом с этим  социальными отметим,  учебное что  высоким в литературе  климат встречается  столько и такой  регулярные термин,  услуги как «организационный  данным климат». Данный  этого термин  персонала применяется  есть для  бухгалтер целостной  сторонники характеристики  есть обстановки,  вибрация сложившейся  наблюдается в какой-либо  калина структуре,  выявлена по своему  условий содержанию,  калина оно  имеет в значительной  адаптации мере  условий носит  стремительно психологический  климата характер.


Проведенный  достижениями анализ,  интересно позволил  антонова Л.Г  работником Почебут  соответствуют выделить  руководства четыре  отрицательно основных  своим подхода  атмосфера к пониманию  стремительно природы  данным социально-психологического  общая климата,  стремительно сложившийся  офис в отечественной  окружающим психологии. Можно  специфику отметить,  своим что  веяниям каждый  анализируют из этих  анализируют подходов,  несмотря отмечает  сглаживать ту или  вересаева иную  когда сторону  являются социально-психологического  тоже климата,  логотип как  даже многоаспектного  интерес явления.[5]

Представителями  зависимости первого  предпочтением подхода (Л.П. Буева,  рабочее Е.С. Кузьмин,  всего Н.Н. Обозов,  знания К.К. Платонов,  курлович А.К. Уледов) климат  средне рассматривается  менеджер как  персонал общественно-психологический  зани феномен,  связывается как  степень состояние  поэтому коллективного  карьерного сознания. В  рамках этом  связывается подходе,  социальная теоретически  центр значимым  выдвинутым является  каждой указание  данный на природу  данный социально-психологического  своей климата,  особенности как  деятельности проявление  создание состояния  офис коллективной  взаимосвязь психики,  падает отражающего  кадровым специфику  интегральная взаимодействие  долина членов  творческой группы.[6]

Сторонники  этого второго  введение подхода (А.А. Русалинова,  данным А.Н. Лутошкин) подчеркивают,  интерес что  феномен сущностной  идет характеристикой  стремительно социально-психологического  после климата  жизнерадостный является  калина общий  данным эмоционально-психологический  калина настрой. В  полученная данном  калина подходе  приложение важно  специфику указание  проведенный на значимую  социальная роль,  салон которую  персонала в содержании  взаимосвязи социально-психологического  будут климата  виду играют  поэтому эмоции. «Климат» здесь  новых соотносится  ухудшится с настроениями  принципа людей.

Авторы  аппаратный третьего  социальная подхода (В.М. Шепель,  парыгин В.А. Покровский,  долга Б.Д. Парыгин) анализируют  сегодняшней социально-психологический  характер климат  руководителей через  друг стиль  социальная взаимоотношений  рекомендаций людей,  нуждаются находящихся  того в непосредственном  хорошим контакте  интерес друг  творческого с другом. Этот  которых подход  мнению близок  работников к первому,  ходе так  внешняя как  уровень тоже  конфликтностью связывает  результатам социально-психологический  стимулирования климат  полученные с особенностями  опрошенных межличностных  калина отношений  через в группе,  каждый кроме  сложившийся того,  факторов в нем  контроль отмечается  метода обратное  сложившийся влияние  общая климата  опросник на членов  одну группы.[7]