Файл: Журнально-ордерная форма (изучение сущности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо составлять график документооборота с учетом того, чтобы все журналы-ордера, ведомости, листки-расшифровки велись систематически, начиная с первого числа месяца.

2. Порядок учетных записей в регистры журнально-ордерной формы

2.1 Первичные документы - основание для записей в учетные регистры

Рассмотрим первичная документация по отражению кассовых, расчетных операций и операций по движению материалов. Ниже приведен перечень первичной документации используемой при учете денежных средств:
1.Приходный кассовый ордер для оформления операции поступления наличных средств в кассу по любым основаниям от одного лица).
2. Расходный кассовый ордер (для оформления выдачи наличных денег из кассы одному лицу на любые нужды) .
3.Кассовая книга .
4. Платежная ведомость.

5. Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.

Приходный документ

Сумма

Примечание

Расходный документ

Сумма

Примечание

Дата

Дата

12.01.2016

01

2250600

Получено з/п

12.01.2016

02

2250600

Выдача з/п

13.01.2016

03

125000

Выручка

12.01.2016

04

2000

Подотчет

13.01.2016

05

321200

Выручка

Рис. 2. Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров
6.Книга учета принятых и выданных кассиром денег в подотчет общественным раздатчикам заработной платы и операциям кассирам.
Максимальная сумма, которая может находиться в кассе, определяется лимитом. Лимит устанавливается централизовано.
Все факты поступления и выдачи наличных денег в кассу учитываются в кассовой книге (типовая форма). Она должна быть пронумерована, прошнурована, опечатана  сургучной печатью и заверена подписями директора и главного бухгалтера. Записи в ней ведутся  в 2-х экземплярах под копировальную бумагу. Второй экземпляр - отрывной - это отчет кассира, он передается в бухгалтерию с приходными и расходными документами ежедневно в конце рабочего дня.


Прием и выдачу, безналичные перечисления банк производит по документам специфической формы. Основные документы:

- при наличных расчетах:
а) чек денежный;
б) объявление на взнос наличными.
- при безналичных расчетах:
а) акцептная форма (согласие на оплату) расчетов (расчеты платежными требованиями, действительно в банк 10 дней);
б) расчеты платежными поручениями;
в) аккредитивная форма расчетов (заявление на аккредитив), это перечисление по поручению предприятия аванса в банк для оплаты по предъявлении отгрузочных документов поставщиком в свой банк;
г) заявление об отказе от акцепта;
д) инкассовое платежное поручение - для безакцептного списания средств со счета предприятия в случаях, установленных законодательством;
е) мемориальный банковский ордер - служит для списания или зачисления на счет предприятия безналичных средств по распоряжению обслуживающего банка.

Прием и выдача денежных средств, оформление приходных и расходных документов, ведение кассовой книги, составление отчета о кассовых операциях осуществляются в порядке, установленном Положением о ведении кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями.
Для учета кассовых операций, отражаемых на счете № 1010 "Денежные средства в кассе", предназначены: на промышленных предприятиях журнал - ордер № 1, в строительных организациях – № 1-с, в снабженческих и сбытовых организациях - № 1-сн с ведомостями к ним соответственно № 1, 1-с и 1-сн.

Записи в этих журналах-ордерах и ведомостях производятся итогами за день на основании отчетов кассира, подтвержденных приложенными к ним документами. При незначительном количестве кассовых документов допускается записи операций в регистры производить не ежедневно, а за 3 - 5 дней, в целом по нескольким отчетам кассира. В этом случае в графе "Дата" указываются начальные и конечные числа, за которые производятся записи, например: 1 - 3, 15 - 17 и т.д.

Итоги за день (несколько дней) в разрезе корреспондирующих счетов устанавливаются путем подсчета сумм однородных операций, отраженных в кассовом отчете или приложенных к нему документах, согласно бухгалтерской разметке, предварительно проставляемой в отчете кассира или на документах.

Остаток средств в кассе приводится в ведомости только на начало и конец месяца. На протяжении месяца, для контроля и оперативных целей, используются данные об остатках средств, показанные в отчетах кассира.

Для учета операций, отражаемых на счете № 1030 "Денежные средства на текущих банковских счетах", предназначены журнал-ордер № 2.


Записи в журналах-ордерах и ведомостях производятся на основании выписок банка по расчетному счету и приложенных к ним документов.
В журнале-ордере и в ведомости записи делаются по корреспондирующим счетам итогами по одной или нескольким выпискам банка. Когда записи производятся итогами по нескольким выпискам, в графе "Дата" должны быть приведены начальная и конечная даты этих выписок.

Группировка сумм для отражения в журнале-ордере и ведомости необходимых итогов осуществляется путем подсчета соответствующих данных в выписках или приложенных к ним документах, согласно приведенным в них бухгалтерским разметкам. Корреспонденция счетов указывается как в банковских выписках, так и на документах.

Остаток средств на расчетном счете в банке приводится в ведомости только на начало и конец месяца. На протяжении месяца, для оперативных целей, используются данные об остатках средств, показанные в выписках банка [6, с. 113].

Для учета операций, отражаемых по кредиту счетов № 1050 "Денежные средства в сберегательных счетах", № 1040 "Денежные средства на карт-счетах" и № 1060 "Прочие денежные средства", предназначен журнал-ордер № 3.

В этом журнале-ордере осуществляется также и аналитический учет по счету № 1040 "Денежные средства на карт-счетах". Аналитические данные по счету № 1060 "Прочие денежные средства" отражаются в отчете кассира.

Данные, необходимые для аналитического учета по счету № 1050 "Денежные счета в сберегательных счетах ", содержатся непосредственно в выписках банка по этому счету.

Запись операций в журнал-ордер по счетам № 1040 и № 1060 производится на основании выписок банка в разрезе корреспондирующих счетов итогами по однородным операциям.

Обороты по кредиту счета № 1060, за исключением сумм, отражаемых в корреспонденции с дебетом счетов № 1010 "Денежные средства в кассе" и № 1030 "Денежные средства на текущих банковских счетах", заносятся в журнал-ордер по первичным документам. Суммы, относимые в дебет счетов № 1010 и № 1030, отражаются итогами за месяц на основе соответствующих данных ведомостей № 1 и № 2.
При учете материалов   задействованы зав.складом, кладовщики, экспедиторы. С лицами, ответственными за приемку и отпуск материалов на предприятии необходимо заключить договор о материальной ответственности [7, с. 81].

На предприятии в установленном порядке (1 раз в год) и при смене материально-ответственного лица проводится инвентаризация материалов с оформлением комиссией соответствующего акта. Для учета движения материалов применяется типовая документация при поступлении на склад:
- приходный ордер
- акт о приемке;
- товарно-транспортная накладная.
При отпуске со склада:
- требование
- расходная накладная;
- лимитно-заборная карта;
- доверенность.


Материально-ответственное лицо на складе открывает карточку складского учета на каждый вид материалов, в которой на основании приходных и расходных документов ведет их количественный учет. остатки материалов по этим карточкам регулярно проверяет бухгалтерия, выявляя возможные расхождения в складском и б/учете.
Если номенклатура материалов, незначительна, учет можно вести в книге (ведомости) остатков материалов на складе, содержащей те же реквизиты, что и карточки.
Остатки в карточках складского учета или книге выводятся после каждой операции приема или отпуске материалов. Зав. складом регулярно сдает приходно-расходные документы по материалам в бухгалтерию. Бухгалтер проверяет правильность выведенных в карточках (книгах) остатков и утверждает итоговую сумму своей подписью.

В подразделениях учет материалов также ведется в книгах, но при этом материально-ответственное лицо ежемесячно составляет материальные отчеты (оборотные ведомости.)

Оборотная ведомость по материалам.  
Оборотная ведомость за январь 2016 года (фрагмент)

Наименование материалов

Сальдо на начало месяца

Обороты

Сальдо на конец месяца

Дебет

Кредит

Запасные части

Провода

Униформы

1232000

125000

72200

102000

260000

66000

1

Итого 299200 326000 1205200

Рис. 3. Оборотная ведомость по материалам

По приходно-расходным документам (требованиям, накладным, приходным ордерам), полученным от зав. складом, бухгалтер заполняет ведомость учета материальных запасов. Остаток на начало месяца для этой ведомости переносится из ведомости прошлого месяца. Показатель “Остаток на конец месяца” есть сумма остатка на начало месяца (по всем видам материалов) и показателя графы “Приход”, уменьшенная на показатель графы “Расход”

Расход материалов по центральному складу (включая расход с центрального склада в реализацию) является одновременно суммой приходов во всех подразделениях, а отпуск материалов в производство, списывается на производственные затраты.

Для учета движения материальных ценностей в денежном выражении, в разрезе мест хранения, применяются на промышленных предприятиях ведомость № 10 (при наличии более пяти складов) .


Ведомость № 10 предназначена для учета движения материальных ценностей на промышленном предприятии. В ней находят отражение движение и остатки материальных ценностей по местам их нахождения (хранения) в оценке по плановой себестоимости или оптовым ценам. Одновременно в ведомости показывается фактическая себестоимость поступивших и выбывших материальных ценностей и выявляются отклонения фактической себестоимости приобретенных материальных ценностей от их плановой себестоимости (плановых цен) или транспортно-заготовительные расходы при учете по оптовым ценам. Ведомость № 10 (10-а) составляется работниками бухгалтерии, ведущими учет материальных ценностей [7, с. 53].

В этой ведомости поступление и выбытие материальных ценностей находит отражение на основе предусмотренных при оперативно-бухгалтерском методе учета материалов накопительных ведомостей синтетического учета (форма № М-43). Там, где указанный метод учета материалов еще не применяется, записи производятся по документам, представленным заведующими складами (кладовщиками).

Записи о поступлении материальных ценностей в разделе втором ведомости (в разрезе синтетических счетов, групп материалов и по складам) делаются итогами за 1 - 2 дня. При производстве записей непосредственно по документам их номера перечисляются в порядке последовательности в предусмотренной для этой цели графе Б. В этом случае ведомость № 10 (10-а) является и реестром полученных со складов приходных ордеров.

В разделе втором ведомости после графы "Итого" в виде справки приводится плановая себестоимость (или их стоимость по оптовым ценам) материалов, принятых от поставщиков. На основе этих данных проверяется правильность отражения в журнале-ордере № 6 поступления материальных ценностей от поставщиков. Кроме того, в этом же разделе ведомости № 10 (10-а) в конце месяца должно быть выделено поступление материалов на общезаводские склады, представляющее собой внутренний оборот по предприятию (возврат с цеховых складов, являющихся самостоятельными учетными единицами, возврат с производства, переброска с других складов).

2.2 Порядок внесения записей в учетные регистры

Записи в регистрах производятся по мере поступления документов либо итогами за месяц, в зависимости от характера и содержания операции.
На документах, данные которых включены в журналы-ордера и ведомости, указываются номера соответствующих регистров и порядковые номера записи (номер строки). По документам, данные по которым отражены в регистрах общим итогом, номер регистра и порядковый номер записи приводятся на отдельном листе, прикрепляемом к сброшюрованным документам.
Итоговые записи в журналах-ордерах подлежат обязательной сверке с данными первичных документов, на основании которых произведены эти записи. Это обеспечивает надлежащий контроль за правильностью учета хозяйственных операций. В тех журналах-ордерах, учетные записи в которых не могут быть проконтролированы путем их сопоставления с соответствующими показателями других регистров, общий итог по кредиту счета проставляется на основе подсчета сумм по первичным документам. Итоговые данные по документам используются для проверки полученных в журнале-ордере итогов по отдельным корреспондирующим счетам.
Суммы, относимые в дебет тех счетов, по которым аналитический учет ведется в соответствующих им журналах-ордерах или ведомостях, расшифровываются и группируются по субсчетам или статьям аналитического учета.
На крупных предприятиях, организациях и стройках такая расшифровка осуществляется в специальных листках-расшифровках, которые составляются по дебетовому признаку: на каждый дебетуемый счет, по которому требуется аналитическая группировка, открывается отдельный листок-расшифровка. При этом, если в дебет данного счета относятся суммы с кредита нескольких счетов, сосредоточенных в одном журнале-ордере или размещенных в разных журналах - ордерах, но ведущихся одним счетным работником, указанная группировка осуществляется в одном листке-расшифровке.
Аналогичные листки-расшифровки составляются к ведомостям учета дебетовых оборотов по кассе, расчетному счету и расчетам по зачету взаимных требований. Записи в листках-расшифровках производятся по данным однородных документов, итогами за день или более продолжительный период, а в необходимых случаях - по данным отдельных документов с кратким пояснением содержания операции. По окончании отчетного месяца заполненные листки-расшифровки передаются работнику, ведущему журналы-ордера, в которых должны найти отражение аналитические данные по соответствующим счетам. После записи в регистры данных листков-расшифровок они приобщаются к остальным документам, являющимся основанием для заполнения этих регистров.
В тех журналах-ордерах, в которых отражаются аналитические данные, записи по ним производятся итогами за месяц. Итоги за месяц устанавливаются подсчетом сумм по соответствующим документам, предварительно сгруппированным в разрезе требующихся аналитических данных [5, с. 82]. На всех регистрах указывается название месяца, в котором они заполняются, а в необходимых случаях и наименования синтетических счетов. В конце месяца регистры подписываются лицами, производившими записи. Все журналы-ордера подписываются, кроме того, главным (старшим) бухгалтером предприятия (организации) или уполномоченным им на то лицом. В регистрах, из которых необходимые показатели переносятся в Главную книгу или в другие регистры, делается соответствующая отметка.
Исправление обнаруженных в регистрах ошибок, до проставления итогов, осуществляется в следующем порядке: ошибочная запись зачеркивается красными чернилами, а правильная сумма приводится над зачеркнутой - черными чернилами. Если ошибка обнаружена в журнале-ордере после проставления в нем итогов, но до внесения их в Главную книгу, исправление должно быть сделано в предусмотренных после итогов свободных строках или графах.
После записи в Главную книгу итогов журналов-ордеров никакие исправления в них не допускаются. Необходимые уточнения оборотов оформляются специально составляемой бухгалтерской справкой. Данные справки заносятся в Главную книгу обособленно.
Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в журналах-ордерах дополнительной записью (уменьшение оборотов - красным).